СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Консультация для родителей обучающихся «Развитие эмпатии у детей»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Консультация для родителей обучающихся «Развитие эмпатии у детей»

Просмотр содержимого документа
«Консультация для родителей обучающихся «Развитие эмпатии у детей»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №17 имени генерал-лейтенанта В.М. Баданова города Димитровграда Ульяновской области»


педагог-психолог

Сибирцева Наталья Олеговна


Консультация для родителей обучающихся «Развитие эмпатии у детей»


Что такое эмпатия?

Эмпатия – это социальная эмоция. Воспитание эмпатии позволяет людям проникать в мир другого человека, лучше понимать его чувства и мотивы его поступков, сочувствовать ему и активно отзываться на его чувства.

А вот эмпатом называют такого человека, который  способен не просто понимать, но и переживать чувства другого человека.

Иногда говорят, что эмпатия – это сострадание. Действительно, сначала человек учится сострадать другому. Но эмпатия – это не только сострадание, это еще и сорадость, радость за другого, радость его успехам и счастью.

Как воспитывается эмпатия?

Ребенок учится эмпатии на личном опыте. Во–первых, чем больше ребенок осознает и принимает свои эмоции, тем проще ему распознавать чувства других. И во–вторых, наблюдая  за поведением близких ему взрослых, он учится выражать свои эмоции и реагировать на эмоции других людей.

Воспитание эмпатии проходит три этапа:

  1. ребенок учится понимать свои эмоции и чувства других людей, учится их предвидеть (от рождения до 4 лет);

  2. ребенок учится эмоционально реагировать на чувства других людей, то есть сочувствовать (от  3 лет до 7 лет);

  3. ребенок учится отзываться на чувства других, соучаствовать (от 5 до 7 лет);

Другими словами, сначала ребенок начинает понимать, что может чувствовать другой в этой ситуации, потом он ему сочувствует, а потом делает что–то, что может отразиться на чувствах другого, улучшить его состояние.

Можно выделить несколько необходимых условий для развития эмпатии:

  1. понимание и принятие чувств ребенка окружающими его близкими людьми в любом возрасте: и в младенчестве, и в кризис 3–х лет, и когда он уже взрослеет, готовясь стать первоклассником;

  2. умение распознавать чувства и эмоции других людей (этому ребенка нужно научить);

  3. ваш собственный пример искреннего сопереживания и соучастия (его ребенок воспримет неосознанно).

Играем и развиваем эмпатию от рождения до 1 года

Родившись, малыш испытывает разные чувства и постепенно учится осознавать их. Именно в это время формируется базовое доверие малыша к миру, в котором ему предстоит жить. Человек, открытый этому миру, более открыт чувствам других людей. Главная задача мамы и других близких ребенка в это время – сформировать у ребенка чувство безопасности и защищенности, познакомить малыша с разными эмоциями, дать ему их прожить, чтобы потом он мог их осознать. Помогут в этом повседневные малышовые дела и простые игры.

Контакт взглядов

Уже через 7 минут после рождения младенец предпочитает человеческое лицо всем другим объектам, попадающим в поле его зрения. Как можно чаще общайтесь с ребенком «глаза в глаза» с самого рождения, это позволит ему быстрее наладить контакт с вами и даст ему уверенность в том, что его «тут ждали».

Слушание

Ребенок начинает отличать человеческую речь от других звуков, реагируя на нее едва заметными движениями уже через 12 часов после рождения. Не понимая ваших слов, он воспринимает тон вашего голоса и интонации. Разговаривайте с малышом как можно больше, ласково и выразительно.

Телесный контакт

Массаж – незаменимый помощник в развитии чувств ребенка. Мамины ласковые движения под спокойную песенку успокоят малыша, а если темп движения слегка ускорить и спеть веселую песенку – малыш взбодрится и развеселится.

Формированию базового доверия к миру способствуют ношение ребенка на руках, когда кроха чувствует мамино тепло и слышит удары ее сердца, и совместный сон (хотя последнее, конечно, дело личного выбора каждой семьи).

Подражание

У ребенка есть врожденная способность подражать движениям матери и ее мимике. Через несколько недель после рождения малыш начинает имитировать речь взрослого, шевеля губами. Стройте малышу рожицы: веселые и грустные, задумчивые и удивленные. Переодевая мокрого малыша, скажите об этом происшествии весело («Ах, да у нас тут мокрые пеленки!») или грустно («Ну вот, опять штанишки намокли…»), задумчиво («Так–так… Что это тут случилось?») или удивленно («Ах! Не может быть! Мокрые штанишки!»). Через 2–3 недели регулярных игр ребенок начнет «отзеркаливать» ваше выражение лица и имитировать вашу интонацию.

Понимаем эмоциональное состояние ребенка и реагирум на него

Старайтесь быстро реагировать на потребности ребенка, ищите разные способы, как можно успокоить малыша (ласково поговорить, покормить, отвлечь погремушкой, покачать или просто взять на руки и прижать к себе), так он сможет осознать, что его чувства понимают. Берите ребенка на руки и прижимайте к себе, если видите, что малыш опасается незнакомых людей.

Игра «Ку–ку»

Эта простая игра, когда мама исчезает и снова появляется, помогает установить эмоциональный контакт с ребенком и дает ему возможность испытать разные эмоции: страх, когда мама исчезает, и радость, когда она появляется. Привыкнув к этой игре, ребенок перестанет ощущать страх так ярко, он привыкнет к тому, что исчезнув, мама потом обязательно появится, и станет реагировать на ее появление очень бурно.

Играем и развиваем эмпатию от рождения от 1 года до 3 лет

В этом возрасте игры на развитие эмпатии у детей ориентированы больше на то, чтобы познакомить ребенка с различными эмоциональными состояниями. Также в этом возрасте закладываются образцы поведения ребенка в отношениях с другими людьми.

Держим контакт

В возрасте около года малыш начинает ходить, и взрослые все больше начинают общаться с ним сверху вниз. При разговоре с ребенком старайтесь «опуститься» на его уровень: присесть, сесть на пол или посадить ребенка к себе на колени – и держать контакт «глаза в глаза». Не стоит общаться с ребенком, находясь в другой комнате, повернувшись лицом к плите или к раковине с посудой, смотря телевизор, читая газету, откинувшись на спинку кресла или лежа на диване.

«Опускаясь» на один уровень в ребенком и глядя «глаза в глаза», вы не только устанавливаете с ним контакт, но и подаете ему пример поведения.

Активно слушаем ребенка

Ю.Б. Гиппенрейтер в своей книге «Чудеса активного слушания» пишет:

«Активно слушать ребенка – значит «возвращать» ему в беседе то, что он вам поведал, при этом обозначив его чувство».

Разговаривая с ребенком, старайтесь дать ему понять, что вы знаете о его переживании, как радостном, так и не очень, что вы «слышите» его и принимаете его с его чувствами, какими бы они не были. Не оценивайте чувства ребенка,  а просто скажите, что, по вашему мнению, чувствует сейчас ребенок. Избегайте критики или замечаний, так вы как бы сообщаете ребенку, что его переживание неважно, что оно не принимается в расчет. Как сможет ребенок сочувствовать и соучаствовать, если его чувства  не принимали в расчет, если его оставляли наедине с его переживаниями.

Вместо того чтобы сказать вернувшемуся из школы расстроеному ребенку: «Ну вот, ты как всегда, не успел решить контрольную работу», лучше посочувствовать ему: «Ты расстроен. На контрольной что–то пошло не так».

Как видно, родителям, чтобы активно слушать ребенка, нужно самим обладать чувством эмпатии.

Проговариваем эмоции

Проговаривайте свои эмоции и называйте эмоции, которые испытывает малыш. Например, «Мама устала, расстроена, сердится» или «Тебе обидно, что мальчик не дал тебе игрушку».

Во время чтения книг старайтесь называть чувства, которые испытывают герои. Обращайте внимание ребенка на выражение лица героя на иллюстрации или на слова, которые он использует.

Во время сюжетно–ролевых игр также обращайте внимание ребенка на чувства персонажей, попросите ребенка развеселить грустную куклу, успокоить плачущего зайку и т.д. Для ребенка это пока лишь ролевая игра, но она дает ему образцы поведения в обществе, которые будут проявляться неосознанно в более старшем возрасте.

Прятки

Это более «взрослый» вариант игры в «Ку–ку». Прятаться может мама, малыш или игрушка. Если спряталась игрушка, и ребенок вот–вот заплачет, помогите ему сделать над собой усилие и попытаться ее найти с вашими подсказками:

«Ты испугался, что игрушка потерялась. Давай попробуем ее найти. Смотри, из–за двери выглядывает чей–то кузов…»

Так вы учите ребенка не только понимать свои эмоции, но и справляться с ними.

Учимся распознавать эмоции

После 2–х лет учите ребенка видеть, что чувствует человек, по его мимике и жестам. Вы можете изображать эмоции сами, наблюдать за своими близкими, воспользоваться карточками эмоций или специальными пособиями (например, карточками М. Лебедевой «Азбука развития эмоций ребенка» или развивающей игрой Н. Белопольской «Довольна ли мама?»).

Игры для развития эмпатии у детей от 3 до 5 лет

В возрасте от 3 до 5 лет самым важным становится для ребенка не мир предметов (с ним ребенок уже вполне освоился), а мир людей и отношений. Как пишет Л. Петрановская в своей книге «Тайная опора: привязанность в жизни ребенка»:

«Дети в этом возрасте – как антенны, чутко ловящие состояния, реакции, правила взаимодействия. Они обычно хорошо знают, что с кем можно, а с кем нет, кто кого любит, кто кого не любит, кто с кем в ссоре».

Чутко улавливая состояния других людей, дети в этом возрасте все же поглощены, прежде всего, собой, своими желаниями и потребностями.

В этом возрасте игры должны способствовать познанию ребенком собственного внутреннего мира и переживаний другого человека. Помогут вам в этом вот такие игры.

Тебя зовут по–разному

Обсудите с ребенком, как его зовут дома разные члены семьи, как зовут в садике. Спросите его, какое звучание его имени ему нравится больше. Потом можно обсудить, как зовут братика или сестричку, маму, папу, других членов семьи. Спросите ребенка, может, он хотел бы называть их по–другому.

Кто позвал?

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Ребенок встает в конец комнаты или отходит в сторону, если вы играете на детской площадке. Остальные по очереди по одному или по двое зовут ребенка по имени. Задача ребенка – угадать, кто его позвал. Чтобы усложнить игру, можно звать измененным голосом.

Дарим улыбку

Обсудите с ребенком, какой может быть улыбка: она может приглашать познакомиться, выражать радость при виде человека, ободрять, сочувствовать, насмехаться и т.д. Предложите ребенку подарить его близким и друзьям улыбку. Обсудите с ребенком, какую улыбку он кому подарил и почему.

Дарим комплимент

Предложите ребенку сказать несколько добрых слов другим членам семьи. Пусть они скажут что–нибудь приятное ему в ответ. Покажите ребенку, как благодарить за комплимент: «Спасибо, мне очень приятно». Обратите внимание ребенка на то, что и ребенку, и всем другим людям приятно доброе к ним отношение.

Здороваемся

Вместе с ребенком и другими членами семьи придумайте несколько способов, как можно здороваться. Пусть для каждого члена семьи он будет свой. Например, с братом или сестричкой – носом, с мамой – щечками, с папой – спиной, с бабушкой – плечом, с дедушкой – животом и т.д.

Как мы дышим

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Предложите участникам встать в круг, взяться за руки и стать большим и добрым животным. Животное дышит: шаг вперед и шаг назад, животное дышит глубоко: два шага вперед и два шага назад. Если ребенок испытает чувство единения со своей семьей, почувствует семью как большое целое – это будет здорово.

Перевоплощаемся

Предложите ребенку стать пони, который целый день катает детей, гадким утенком, лисой, за которой гонятся собаки, или любым другим животным или персонажем сказки. Попросите ребенка не только изобразить животное, но и рассказать, что оно чувствует.

Мы все разные

Пусть ребенок задаст нескольким членам семьи или друзьям один и тот же вопрос. Обратите внимание ребенка на то, что ответы получились разные. Расскажите ребенку о том, что люди думают и чувствуют по-разному, и это нормально. Но представления о хороших и плохих поступках, о добре и зле у большинства людей одинаковы.

После 5–7 лет и старше

После 5 лет ребенок, ранее поглощенный своими желаниями и потребностями, постепенно как бы «разворачивается» к людям, начинает интересоваться их желаниями и потребностями.

В возрасте 5–6 лет ребенку  самому очень хочется заботиться, любить, отдавать: он просит родить братика или сестричку, завести котенка, собачку или хомячка. В этом возрасте он может сам заметить потребность другого человека, осознать ее и захотеть позаботиться: принести чай или тапочки, пожалеть, если вы ударились, не шуметь, если устали. Помните, у Е. Благининой:

Мама спит, она устала….
Ну и я играть не стала!
Я волчка не завожу,
А уселась и сижу.

Именно этот возраст является самым благоприятным для развития эмпатии: ребенок уже достаточно много знает о чувствах и эмоциях, может назвать, что чувствует он и что чувствует другой человек, задачей родителей является научить ребенка не просто видеть чувства другого, но помогать в ответ на переживания другого. Именно в этом возрасте закладываются основы альтруистического поведения.

Заботимся

Ваши сюжетно-ролевые игры с ребенком вполне можно превратить в игры на развитие эмпатии – просто включите в них заботливые моменты (кого-то пожалеть, кому-то помочь). Не забывайте делать это сами и в своей повседневной жизни: сходить к бабушке и дедушке и чем-то помочь им, помочь младшему брату или сестренке, поднять упавшую вещь мимо проходящего человека и т.д.

Учите ребенка сочувственно относиться к больным людям и людям с ограниченными возможностями. В великолепной серии английских мультфильмов про мышку Мейзи (в оригинале Maisy) один из героев (крокодил Чарли) немного странный, но это совсем не мешает всем остальным общаться с ним как ни в чем не бывало, а иногда он в чем-то даже превосходит их.

Он какой, твой друг?

Забрав ребенка из детского сада или после прогулки, попросите его описать, во что сегодня был одет его друг иди другие дети, какое у него было настроение, как он себя чувствовал. Ненавязчиво задавайте ребенку вопросы о том, почему он так думает, на основании чего он сделал такие выводы.

Изображаем настроение

Попросите ребенка изобразить свое настроение: в движении, в рисунке, сравнить с цветом, животными или растением. Из рисунков и фотографий ребенка можно потом  сделать альбом настроений ребенка и ввести в обиход новые выражения. Например, «у меня сегодня оранжевое настроение» – такое радостное, что прыгать до потолка хочется, или «что–то у меня сегодня совсем серое настроение» – грустно, скучно.

Что ты чувствуешь?

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Попросите ребенка посмотреть на другого участника игры и догадаться, что он сейчас чувствует. Ребенок рассказывает, другой участник слушает, а затем соглашается или не соглашается.

Что он чувствует?

Предложите ребенку рассказать от имени слона о его жизни на воле и в зоопарке, от имени карася — о его чувствах, когда он плавал в пруду и когда попался на крючок. Спросите ребенка, что чувствует яблоня, когда ты ешь ее яблоко, что чувствует ель, когда ее рубят на Новый год, какие чувства могут быть у цветов растущих в поле, и цветов, стоящих в вазе, что может чувствовать муха, попавшая в чашку с молоком, и т.д.

Покажи и угадай эмоцию

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи. Распределите между участниками эмоции (радость, удивление, интерес, задумчивость, печаль, переживание, страх и т.д.) и попросите детей изобразить эмоции. Один ребенок в любом порядке выбирает одну эмоцию среди тех, которые изображают другие участники игры, и пытается ее изобразить. Остальные догадываются, что показывает ребенок, и выясняют, правильно ли понял эмоцию ребенок и правильно ли ее изобразил. Потом эмоцию для подражания выбирает тот участник, чью эмоцию изображал первый ребенок. И так до тех пор, пока все  эмоции не будут показаны.

Подарок для всех

Для этой игры вам будут нужны еще участники: дети или другие члены семьи и цветик–семицветик из бумаги или картона. Предложите каждому участнику оторвать от цветика–семицветика один лепесток и загадать желание общее для всех:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснешься ты земли –
Быть по–моему вели.

Вели, чтобы сделалось то–то и то–то!

Подарок для каждого

Попросите ребенка придумать подарок, который был бы сейчас особенно нужен для членов вашей семьи, детей на площадке или в детском саду.

Волшебство

Расскажите ребенку о том волшебстве, которое у него есть: его улыбка может отвлечь другого человека от грустных мыслей, он может ласково погладить младшего брата или сестренку или сказать ей что–нибудь приятное, и она перестанет плакать, иногда достаточно просто посидеть рядом.

Предложите ребенку рассказать, как бы он поступил, если бы:

  • встретил плачущего мальчика (он потерял свою игрушку);

  • мама пришла с работы усталая;

  • его друг очень грустит из–за того, что мама уехала в командировку;

  • ты нечаянно обидел маму, она сильно расстроилась;

  • тебе очень хочется поиграть с игрушкой другого мальчика;

  • друг просит помочь и т.д.

Поводырь

Попросите ребенка перевести другого участника или члена семьи с закрытыми глазами из одного места в другое. Сначала ребенок может держать ведомого за руку, потом их может соединять палка, потом ребенок идет впереди – а ведомый сзади, слегка касаясь спины ребенка рукой. Потом можно поменяться местами. Для усложнения игры вы можете сделать границы территории, за которые нельзя выходить (дома – малярным скотчем, на улице – мелом).

Цепочка эмоций

Для этой игры вам понадобятся карточки с разными эмоциями. Желательно, чтобы персонажей было несколько. Выложите перед ребенком несколько карточек и попросите его придумать историю. В другой раз ребенок может выбрать карточки сам. Обратите внимание ребенка на то, как в его рассказе один добрый поступок порождает много других добрый дел, а злой, нехороший поступок тянет за собой цепочку других, как добро и зло бумерангом возвращаются к тому, кто их сделал.

Эмпатия и слабость

Иногда можно услышать такое мнение, что для человека эмпатия в современном обществе вредна, она не дает ему быть жестким, сильным, достигать своих целей любыми средствами. Действительно, если захотеть, можно воспитать жесткого и даже жестокого человека. Но не эмпатия делает человека слабым, наоборот, она делает человека психологически сильнее, увереннее в себе. Именно эмпатия дает человеку возможность располагать к себе людей и позволяет предугадать их поступки, а лидеру дает возможность понять, на каком месте человек будет наиболее успешным.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!