Конспект урока «Животные леса»
I. Орг. момент 1 мин.
1слайд
Доброе утро! Поприветствуем друг друга улыбкой, ведь улыбка располагает к общению. Я думаю, что сегодня на уроке общение у нас будет приятным, плодотворным и интересным. И всем гостям добро пожаловать!
Садитесь поудобнее, мы начинаем урок.
2 слайд
II. Определение темы урока 1 мин.
Посмотрите на картинку и определите тему урока.
О ком мы сегодня будем говорить?
Тема урока « Животные леса»
III. Этап мотивации и целеполагания 5 мин.
3 слайд
У каждого из вас на парте лист успешности, где вы в колонке «Оценка ученика» будете оценивать себя за выполнение заданий.
1 задание: «Что лишнее?» (лишнего нет)
-Смогли ли вы справиться с заданием безошибочно?
-Почему? (не хватило знаний)
Оцени работу в листе успешности.
Постановка цели урока 2 мин.
4 слайд
Цель урока – познакомиться с … (животным миром леса)
А что вы хотите узнать об обитателях леса?
(как они выглядят, чем питаются, где строят свои домики, почему живут в лесу?)
А как вы думаете можем ли мы за урок познакомиться со всеми жителями леса и все о них узнать?(нет)
Почему? (их много и времени нам не хватит)
Мы познакомимся лишь с некоторыми представителями животного мира наших лесов.
Все о животных не знают даже ученые-зоологи. Они постоянно ведут наблюдения за животными и каждый раз узнают что-то новое. А мы эту информацию с вами можем получить в журналах, в книгах, энциклопедиях, из телепередач о животных и в интернете.
(Представление различной литературы о животных)
IV. Этап актуализации знаний и умений.
Из некоторых источников я получила интересную информацию о животных и хочу ей с вами поделиться.
5 слайд – 7 слайд Знаете ли вы?
А знаете ли вы животных леса?
Проверим ваши знания.
ПРЕЗЕНТАЦИЯ «Загадки о животных» 5 мин.
8 слайд – 21 слайд
22 слайд Распределите животных леса по группам: 5 мин.
Инструкция: около каждого названия животного поставь номер соответствующей группы, к которой это животное принадлежит.
1 млекопитающие
2 насекомые
3 птицы
4 земноводные
5 пресмыкающиеся
6 паукообразные
7 черви
8 моллюски
23 слайд
Проверь себя и оцени.
Вывод: В лесу обитают представители разных групп животных.
V. Этап применение теоретических знаний и жизненного опыта в условиях коллективного выполнения заданий
24 слайд 5 мин.
Лес- многоэтажный дом.
Почему мы так называем лес?
Многоэтажный, потому что в лесу есть этажи – ярусы.
Дом, потому что там живут животные.
Вспомним этажи леса.
На каждом из трех этажей расположены «квартиры», а в них свои жильцы.
25 слайд
Попробуйте расселить животных по этажам, квартирам.
Работу выполним коллективно, но каждый оценит свой вклад в коллективную работу.
Оценивание работы в листе успешности.
Понятно почему птиц вы расположили на верхнем этаже леса: во-первых, они умеют летать; во-вторых, там им безопасно. А как же белочка приспособилась жить на верхнем этаже?
Узнаем это из рассказа белочки.
Я белочка. Мой вес всего 250-350 грамм, поэтому я легко прыгаю с дерева на дерево на расстояние до четырех метров. Цепляться за ветки и лазить по деревьям мне помогают большие острые когти. Хвост длинной 10-17 см. Кстати, красивый, пушистый хвост нужен не только для красоты. Я его использую как руль и парашют во время прыжков с одного на другое дерево.
А как крот приспособился к жизни под землей? (Доклад крота)
26 слайд 5 мин. «Медвежья услуга» - слушание сказки.
Бюро добрых медвежьих услуг
Предлагает птице и зверью менять свое жилье.
Кому слишком жарко, кому слишком сыро,
Бюро подыщет другую квартиру,
Чтоб каждому жить удобнее было.
- В один прекрасный день вывесил медведь на поляне такое объявление. Прочитали его лесные жители, почесали лапами в затылках: «А что, если, правда, поменяться?» Прискакала к косолапому белка – пушистый хвост, прилетел дятел, даже крот – бархатная спинка и тот пришел. Медведь знай, каждому чужую квартиру расхваливает, всех меняться уговаривает. Уговорил белку с кротом, и они поменялись. Отправилась белка на новую квартиру, сунулась в норку – батюшки! – темнотища-то какая! Ни побегать в темном коридоре, ни попрыгать. А ползать белка не умеет. Подземные ходы она копать не умеет, лапки для этого не годятся. Да и вообще – что ей под землей делать, когда главный корм – шишки да орехи. А крот до беличьего гнезда даже добраться не смог. Поскреб-поскреб коготками по коре – чуть не заплакал: «Не годятся мои лапки-лопатки, чтобы по деревьям лазать. Ими только землю хорошо рыть. И солнечный свет мешает – я к темноте привык. Да что мне на дереве делать, когда весь мой корм – червячки да личинки – под землей. Нет уж, я лучше к себе в норку пойду». Так ничего из этих обменов не получилось. Долго еще лесные жители ругали косолапого за его «медвежью» услугу. И поделом.
Что означает выражение «медвежья услуга»?
Работа со словарем фразеологизмов. 2 мин.
27 слайд
- Почему же услуга оказалась «медвежьей»?
ВЫВОД: Каждому животному есть в лесу свое место, которое определила ему сама природа.
Как называются домики животных, то место, где они живут? 1 мин.
28 слайд
Почему же так много животных в лесу?
29 слайд
VI. Этап самостоятельного использования сформированных умений и навыков. 4 мин.
Много в лесу пищи,но питание у животных разное.
30 слайд
Распредели животных по группам питания. Гриша выбирает растительноядных, Кирилл – хищников, Юра – насекомоядных.
31 слайд
Проверка для Гриши
32 слайд
Проверка для Юры
33 слайд
Проверка для Кирилла
Поставь себе оценку.
Какие животные остались? К какой группе их относят?
34 слайд
Всеядные животные
35 слайд
Составьте цепь питания, используя карточки с названиями. 2 мин.
Проверка учителем, оценивание своей работы.
36 слайд
Вывод: лес- природное сообщество, в котором обитает большое количество различных животных. Все они приспособились по своему к условиям обитания в лесу и все взаимосвязаны друг с другом.
37 слайд
VII. Итог урока. Рефлексия. 1 мин.
38 слайд
Домашнее задание 1 мин.
39 слайд
Спасибо за работу!
4