СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Буквы Ы-И в корне после приставок»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема урока «Буквы Ы-И в корне после приставок»

(по учебнику Русский язык. 6 класс: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык» / М. В. Леонидова. М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 399, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;

3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Форма проведения:  урок-исследование.

Тип урока: урок «открытия» новых  знаний.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 6 классе по теме: «Буквы Ы-И в корне после приставок»»

Управление образования

Каменского района Алтайского края







КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

по теме: «Буквы Ы-И в корне после приставок»



Суриковой Оксаны Николаевны

Учителя русского языка и литературы

6 класс











4 квартал, 2016 год

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог Сурикова Оксана Николаевна

Город, район Каменский район, село Новоярки

Образовательное учреждение МКОУ «Новоярковская СОШ»

Предмет (или должность) русский язык

Класс 6 класс

Тема урока «Буквы Ы-И в корне после приставок»

(по учебнику Русский язык. 6 класс: М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Л. А. Тростенцовой и др. «Русский язык» / М. В. Леонидова. М.: Издательство «Экзамен», 2008. — 399, [1] с. (Серия «Учебно-методический комплект»).

Задачи:

1) организовать деятельность учащихся по выведению правила употребления «Буквы Ы-И в корне после приставок»;

2) формировать навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения;

3) поддерживать познавательный интерес к родному языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Форма проведения: урок-исследование.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Характеристика класса

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедиа-проектор, экран, карточки с заданиями, рабочая тетрадь.






Структура урока

  1. Организация начала урока, мотивация (самоопределение) к учебной деятельности, выход к теме и целеполагание, постановка проблемы урока (3 мин)

Цель: Подготовка учащихся к работе, создание условий для развития положительной мотивации детей к учебно-познавательной деятельности, формулирование темы и цели урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Организационный момент.

-Здравствуйте, ребята. Я рада видеть вас на уроке. Откройте, пожалуйста, тетради и запишите дату. Классная работа. Тема урока: «Буквы Ы-И в корне после приставок». 

-Какую тему мы изучали на протяжении трёх последних уроков?

-Правильно. Мы изучали правописание приставок ПРЕ- / ПРИ-. Сегодня повторим его и совершим удивительное исследование: изучим новую орфограмму, которую можно назвать чудесным превращением. Наше исследование так и называется: «Чудесное превращение».

Ваша задача-

ЗНАТЬ: правила употребления буквы Ы-И в корне после приставок.

УМЕТЬ: находить условия выбора гласных Ы и И в корне после приставок; правильно употреблять их в речи.

Подготовка к работе, включение в деловой ритм























  1. Повторение изученного. Проверка домашнего задания (7 мин.)

Цель: Повторение изученного материала, проверка домашнего задания, используя разнообразные методы и приемы.

Деятельность учителя

Повторим изученный материал. А к доске приглашаю …

1.Работа у доски по карточкам (2 уч-ся) – задания дифференцированные.









2. Работа с классом:

Проведём словарный диктант. (Слайд 4).

Ваша задача: помнить значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и правильно записывать слова.

Проверка по слайду. (Слайд 5).









-Назовите значения приставки ПРЕ-.

- Какие из слов содержат приставку ПРЕ- , сходную со значением «очень»? Выделите в них приставки.

- Назовите слова с приставкой ПРЕ- , сходной со значением приставки ПЕРЕ-.

-Определите значение каждого из слов с приставкой ПРИ-.



-Обратите внимание на последние слова в диктанте: ПРЕСТИЖ, ПРИВИЛЕГИЯ. Можем ли мы проверить написание Пре- или При- в них? 

- Это русские слова?

-Как называются такие слова? Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю.

-Что обозначает каждое из слов?







-Чем ещё отличаются слова престиж и привилегия от всех представленных слов?

Выделите в них корни.

- Проверим домашнее задание. Кто составил стихотворение на изученное правило?































-Спасибо за замечательное стихотворение. Оно поможет запомнить смысловые значения приставок ПРЕ- и ПРИ- в словах. Остальные работы обязательно проверю в ваших тетрадях.

Проверим выполнение заданий на доске.

-Какие неточности заметили?

Молодцы. Выполнили работу у доски на … «…»

-Как вы понимаете смысл первого предложения? Что такое духовное развитие?

Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый труд. В этом нам помогает детская литература.




Карточка №1.

1)Выполните синтаксический разбор предложения.

2) Морфемный разбор слов: прекрасные2, развития2 .

Детская литература даёт прекрасные2 возможности для духовного развития2 человека4.

Карточка №2.

1)Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. 2) Выделите приставки ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом их значение.3)Выполните словообразовательный разбор слов: притаился, приход.

Пр…таился на ветке б…рёзы дятел и ждёт пр…хода весны.

  1. Близко к значению слова «очень»; 2) Близко к значению приставки ПЕРЕ-.

Предобрый, презабавный, преинтересный.



Преступник, прервать.



Прибежать-приближение; приоткрыть -неполнота действия; привокзальный- около, близко; приклеить-присоединение.

Нет



Нет

Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю.

В них ПРЕ- и ПРИ- входят с состав корня.



Чтение стихотворения.

ПРИ- пиши, когда прибавил,

Приколол или пришил,

Со значеньем «приближенья»:

Прибежал или приплыл.

Если «близко, рядом с чем-то»:

Придорожный – пишем ПРИ-.

Привокзальный и пришкольный

Тоже пишем только ПРИ-.

Если ты за дело взялся,

Но не выполнил, «чуть-чуть»

Приподнял, пригнул, приделал-

ПРИ- добавить не забудь.

Если слово сходно с «очень»:

Презабавный, пребольшой-

ПРЕ- пишите, как и с ПЕРЕ-,

Преступить, прервать, пресечь.

Если не нашли значенья

Вы в приставках ПРЕ- и ПРИ-,

В словари Вы загляните:

Пригодится, посмотри.













(Ответы детей).

  1. Открытие новых знаний (8 мин)

Цель: Дать понятие об употреблении «Букв Ы-И в корне после приставок, навыки обоснованного выбора гласных Ы и И в изучаемой орфограмме; формировать исследовательские умения

Деятельность учителя

1. Мотивационный момент.

- А теперь приглашаю вас на урок-исследование. Любое исследование – это познание, глубокое изучение чего-либо, пошаговое приближение к истине.

2. Исследование языкового материала.

- Итак, в русском языке есть удивительная и очень нужная орфограмма, которая, как фокусник, так ловко меняет в словах одни буквы на другие, что порой их сложно узнавать.

- Как это происходит?

1. Запишем небольшой текст.

Заря разыгралась за окном. На огромной высоте заиграло нежным розовым светом одинокое облачко. Заходящее солнце догорало на нём, и оно становилось похожим на парусный корабль.

На слайде (Слайд 7) (текст с изображением заката, с розоватым одиноким облаком).

-Прочитайте текст. О чём говорится в тексте?

– Как по-другому называется вечерняя заря?

- Как вы думаете, в каких словах имеются чудесные превращения? Посмотрите внимательно, что общего в словах разыгралась и заиграло? Выделите в них корни.

-Являются ли они однокоренными? От какого слова произошли?

-Запишите слово играть с другими приставками.



Возникла ПРОБЛЕМА - главный вопрос, требующий ответа: «Почему написание корней стало разным?»

На этот вопрос нам предстоит ответить на уроке.

- Задача нашего урока – открыть новые знания. Почему после одних приставок слово играть меняет первую букву корня –ЫГР-, а после других остаётся неизменным –ИГР-?

(Слайд 8).

-Что влияет на превращение гласных И в Ы в корне после приставок?

Чтобы ответить на все поставленные вопросы, нужно быть настоящими исследователями. Вот мы и станем ими.

2. Исследуем слова. (Слайд 9).

Выясним, с какими ещё словами происходят изменения Ы и И в корне после приставок.

Запишите слова. Объясните разницу в написании слов:

Поискать – разыскать, подыскать;

неизвестный - безызвестный;

доисторический – предыстория.

- От чего, по-вашему, может зависеть выбор букв Ы-И в корне после приставки?

Для начала выделим в них приставки и корни.

- Распределите приставки в два столбика:

1) в первый столбик выпишите те приставки, которые меняют букву И в корне на букву Ы;

2) во второй – какие корни остались без изменения.

-Что у вас получилось?

На слайде: (Слайд 10).



-Что вы успели заметить? На гласный или согласный оканчивается приставка перед корнем в первом столбике, где происходят чудесные превращения из гласной И в Ы?



-Какие Ваши предположения? Сформулируйте гипотезу.

Гипотеза: (Слайд 11)

Все приставки на согласную меняют гласную И в корне на букву Ы.

-Так ли это? Проверим Вашу версию.


Деятельность ученика














О вечерней заре.

Закат.





Да. От слова играть.

Играть: сыграть, поиграть, подыграть, заиграть, доиграть, разыграть, выиграть.

























Дети делают вывод:

Все приставки в первом столбике оканчиваются на согласную. Здесь гласная И в корне меняется на букву Ы.

  1. Первичное закрепление.(7 мин)

Цель: закрепление каждым учащимся основных положений темы.

Деятельность учителя


- У вас на партах находится раздаточный материал с заданием в форме таблицы. В первой колонке представлены приставки, во второй - слова на И.

Поработаем сначала только с приставками под цифрой 1.

Раздаточный материал.

Задание.

Соедините стрелками приставки из первой части и слова, которые могут сочетаться. В пустую колонку №1 запишите 2-3 слова с различными приставками. Выделите в них приставки. Докажите, что все приставки на согласные действительно меняют гласную И в корне на букву Ы.

Проверка на слайде. Слайд 13.

Открыта лишь первая часть. Остальные закрыты.

-Проверим полученные слова с приставками из первой части.

- Какие результаты получили Вы в ходе исследования? Каково главное условие для чудесного превращения и написания Ы после приставки?

Подтверждаются ли наши предположения?

-  Попробуем вместе сформулировать целостное научное определение по данной орфограмме.

- Спасибо. Ваше исследование позволило нам сформулировать правило написания Ы и И в корне после приставок.




Деятельность учеников






Приставка должна оканчиваться на согласный.


Да.


После приставки на согласный пишется буква Ы, если корень слова начинается на И.

Русский язык труден и в то же время интересен тем, что почти в каждом правиле есть НО, то есть ИСКЛЮЧЕНИЯ.


  1. Исследование языкового материала. (5 мин)

Цель: исследование полученных знаний об употреблении «Букв Ы-И в корне после приставок

Деятельность учителя

1. Совершим следующий шаг нашего исследования, выясним, какие приставки не подчиняются правилам?

Возьмём русские приставки СВЕРХ- и МЕЖ-. С какими словами в таблице они лучше всего совмещаются? Запишите их.

-Работает ли наше правило?

Подведем итог второй части нашего исследования.

-Значит, как должно звучать наше правило?



2. В таблице на слайде у нас остались ещё две приставки: КОНТР- и ДЕЗ-.

-Встречались ли вам они?

Вот что сказано о них в словаре иностранных слов: (Слайд 14).









-Способны ли иностранные приставки КОНТР- и ДЕЗ- изменять букву И в корне на Ы?



Запишите слова.

КОНТРИГРА

ДЕЗИНФЕКЦИЯ

-Какую букву написали после приставки?

Почему?



Значит, слова с иноязычными приставками на согласную не меняют букву И в корне слова, поэтому также являются исключениями из правил.

Проверка на слайде. Слайд 15.

-Проверим полученные слова.

ВЫВОД.

Теперь ответим на главный вопрос:

-Что влияет на чудесные превращения, на изменения гласной И на Ы в корне после приставок?

Итак, какие 2 условия нужны, чтобы после приставки в слове написать Ы?

А что будет писаться, если приставка иноязычного происхождения?

- Как будет звучать наше правило? (Слайд 16).

Вывод: После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ- и иноязычных приставок КОНТР-, ДЕЗ- и др.



- Как вы думаете, мы сумели разгадать с вами тайну превращения гласной И в Ы в корне слова?




Деятельность ученика



Сверхидейный, межинститутский.

Нет. Слова с приставками СВЕРХ-, МЕЖ- относятся к исключениям.

После приставок на согласные пишется буква Ы, если корень слова начинается на И, кроме приставок СВЕРХ- и МЕЖ-.









Это иноязычные приставки.



















И.



Потому что приставка - иноязычная. (В словах с иноязычными приставками на согласную буква И в корне слова не меняется).





Влияют приставки.

Во-первых, она должна оканчиваться на согласную; 2. Во-вторых, должна быть русская, кроме МЕЖ-, СВЕРХ-.

После иноязычных приставок КОНТР- и ДЕЗ- пишется в корне гласная И. Это тоже исключение).



Да.

  1. Закрепление учебного материала (8 мин.)

Цель: закрепление изученного материала.

Деятельность учителя

1. Работа с учебником.

1Чтение орфограммы.

-Проверьте свои предположения по учебнику. §32, стр.135.

-Какая буква пишется в корне после приставки на гласную?

- А если приставка на согласную?

- Какие приставки нужно запомнить? Почему?

-Ребята, наши исследования совпадают с материалом статьи учебника? Авторы учебника так же думают, как мы? Мы благодарны им, что вселили в нас уверенность.

Итак, чудесные превращения разгаданы. Мы с вами исследователи! Спасибо всем за работу.

2 .Решение орфографической задачи: Ы или И?

Запишите словосочетания и прокомментируйте написание изучаемой орфограммы.

Чтобы справиться с этим заданием, помните, ЧТО прежде всего надо выделить в слове? (корень или приставку)?

Комментированное письмо: (Слайд 17).



-При каких условиях после приставок в корне сохраняется буква И, а при каких - заменяется на Ы?

3. Самостоятельная работа (Слайд 18).

Теперь проверим, насколько каждый из вас усвоил орфограмму. Выполним самостоятельную работу на выбор:

  1. 1 группе я предлагаю выполнить упражнение №343 по учебнику (по заданию: подобрать по 2 однокоренных слова с приставками , чтобы в одном случае в корне писалась буква И, а в другом-Ы).

  2. 2 группа выполнит упражнение №342.Составить с данными словами словосочетания. Выделять приставки в орфограммах.

  3. 3 группа получает задание по карточке: списать однокоренные пары, вставляя пропущенные буквы Ы или И. Выделить приставки. Выполнить морфемный разбор 3-х слов на выбор.



Без…звестный - не…звестный,

по…ск - раз…скать,

до…сторический - пред…стория,

на…грать-с…грать,

сверх…нтересный – без...нтересный

Проверка (Выборочная проверка 1 и 2 группы. 3 группа – самопроверка с ответами на слайде 19).

Проверим 2-ую группу. Упражнение №342.







-Какое словосочетание составили со словом сыграть? Произошло ли изменение буквы И в корне слова? Почему?



-В каких словах не произошли превращения И в Ы?





-У первой группы было задание подобрать однокоренные слова.

-Какие однокоренные слова нашли к слову история?

–Какое слово сохранило исходную гласную в корне И? Почему?





-3 группа – самопроверка с ответами на слайде. (Слайд 18).

- Все справились с заданием?

- Я довольна вашей работой. Благодарю вас. Работу оцениваю на…

Деятельность ученика







Буква И.

То пишется после приставки Ы.

Запомнить: меж, сверх, дез, контр. Они не меняют букву И в корне после приставок.











После русских приставок на согласную изменяется.















Да, потому что буква И в корне стоит после приставки на согласную С-.

В словах сверхинициативный, неизвестный, сверхискусный, поимённо, доиграть.



Доисторический-предыстория.

Доисторический, потому что здесь приставка оканчивается на гласную ДО.



  1. Выводы, домашнее задание (2 мин)

Цель: формирование умения делать выводы по изученному материалу, закрепление пройденного дома



- Вы прошли весь этот исследовательский путь для того, чтобы убедиться, что русский язык - удивительный предмет, и в нём тоже происходят чудесные превращения. Вам я пожелаю совершать множество новых открытий.

Выводы. (Слайд 20).

Оценки.

Домашнее задание по учебнику (Слайд 21).

(Выставление оценок по ходу урока)

А сейчас урок окончен, спасибо за работу! (Слайд 22).



3



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!