Деятельность учителя Повторим изученный материал. А к доске приглашаю … 1.Работа у доски по карточкам (2 уч-ся) – задания дифференцированные.
2. Работа с классом: Проведём словарный диктант. (Слайд 4). Ваша задача: помнить значения приставок ПРЕ- и ПРИ- и правильно записывать слова. Проверка по слайду. (Слайд 5).
-Назовите значения приставки ПРЕ-. - Какие из слов содержат приставку ПРЕ- , сходную со значением «очень»? Выделите в них приставки. - Назовите слова с приставкой ПРЕ- , сходной со значением приставки ПЕРЕ-. -Определите значение каждого из слов с приставкой ПРИ-.
-Обратите внимание на последние слова в диктанте: ПРЕСТИЖ, ПРИВИЛЕГИЯ. Можем ли мы проверить написание Пре- или При- в них? - Это русские слова? -Как называются такие слова? Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю. -Что обозначает каждое из слов?
-Чем ещё отличаются слова престиж и привилегия от всех представленных слов? Выделите в них корни. - Проверим домашнее задание. Кто составил стихотворение на изученное правило?
-Спасибо за замечательное стихотворение. Оно поможет запомнить смысловые значения приставок ПРЕ- и ПРИ- в словах. Остальные работы обязательно проверю в ваших тетрадях. Проверим выполнение заданий на доске. -Какие неточности заметили? Молодцы. Выполнили работу у доски на … «…» -Как вы понимаете смысл первого предложения? Что такое духовное развитие? Все, что нужно для истинного духовного развития, находится внутри нас самих. Это наш дух, наши мысли, слова и дела. Если мы будем все чаще и чаще сверять наши мысли, слова, дела и поступки с идеалом, с совестью, с духом, то мы и будем духовно развиваться. Это каждодневный, тяжёлый труд. В этом нам помогает детская литература. | Карточка №1. 1)Выполните синтаксический разбор предложения. 2) Морфемный разбор слов: прекрасные2, развития2 . Детская литература даёт прекрасные2 возможности для духовного развития2 человека4. Карточка №2. 1)Запишите предложение, вставляя пропущенные буквы. 2) Выделите приставки ПРЕ-и ПРИ, укажите рядом их значение.3)Выполните словообразовательный разбор слов: притаился, приход. Пр…таился на ветке б…рёзы дятел и ждёт пр…хода весны. Близко к значению слова «очень»; 2) Близко к значению приставки ПЕРЕ-. Предобрый, презабавный, преинтересный. Преступник, прервать.
Прибежать-приближение; приоткрыть -неполнота действия; привокзальный- около, близко; приклеить-присоединение. Нет.
Нет. Это заимствованные слова. Написание и произношение их нужно запомнить или проверить по словарю. В них ПРЕ- и ПРИ- входят с состав корня.
Чтение стихотворения. ПРИ- пиши, когда прибавил, Приколол или пришил, Со значеньем «приближенья»: Прибежал или приплыл. Если «близко, рядом с чем-то»: Придорожный – пишем ПРИ-. Привокзальный и пришкольный Тоже пишем только ПРИ-. Если ты за дело взялся, Но не выполнил, «чуть-чуть» Приподнял, пригнул, приделал- ПРИ- добавить не забудь. Если слово сходно с «очень»: Презабавный, пребольшой- ПРЕ- пишите, как и с ПЕРЕ-, Преступить, прервать, пресечь. Если не нашли значенья Вы в приставках ПРЕ- и ПРИ-, В словари Вы загляните: Пригодится, посмотри.
(Ответы детей). |