МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ТАЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА
Конспект урока русского языка
в 3 классе
«Правописание предлогов и приставок»
разработала учитель начальных классов
Твердохлебова Валентина Григорьевна
I КК
2016 - 2017 учебный год
Тема. «Правописание предлогов и приставок».
Цели.
1. Научить распознавать предлоги и приставки; правильно употреблять их в речи и писать.
2. Продолжать работу над развитием речевой деятельности; развитием познавательной активности
уч-ся.
3. Воспитывать интерес к предмету русского языка.
Оборудование:
Ход урока.
I.Эмоциональный настрой на урок.
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: “Будет интересно!”
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать: “Это всё умею я”!
Сегодня на уроке много гостей, а гости – это всегда радость, это хорошее настроение.
Мне очень приятно видеть, что в ваших глазах зажглись лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.
Мне хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое состояние не
покидало вас в течение всего урока. Поприветствуем улыбкой друг друга и гостей, пожелаем
мысленно себе удачи и тихонечко присядем за парты.
Мы начнем сейчас урок
II. Актуализация знаний.
1.Упражнение на развитие ориентировки в пространстве: Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? Тогда начнём: - Возьмите тетрадь. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. Почему выполнить не можете задание? Пропущено слово. Догадайтесь, какое слово я пропустила?
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? Предлоги.
2. Оформление тетрадей.
– Открываем тетради. Кладём правильно. Пишем красиво.
- Соблюдаем наклон тетрадей и правила посадки при письме
II.Чистописание
(Дети записывают)
От под до про -1 строка
От топота копыт пыль по полю летит. -2 строка
-Посмотрите внимательно на первую строку. Что написано? (предлоги и приставки).
-Так приставки или предлоги?
Кто сможет поспорить с….? (включение уч-ся в активное восприятие речи одноклассников).
- Где приставка? Где предлог?
Кто бы нам ПОНЯТЬ ПОМОГ??!!!
III. Постановка цели и задач урока.
Наша задача на уроке: повторить правописание приставок, учиться отличать их от предлогов
IV.Работа по теме урока.
Словарно-орфографическая работа.
Пишем под диктовку.
(до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(от)плыл (от) острова
(за)шёл ( за)дом
Подчеркните и объясните орфограммы. Какая орфограмма есть во всех словосочетаниях?
-Подчеркните предлог и выделите приставку. (Взаимопроверка по слайду)
– Что такое приставка и для чего она служит? (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.)
– Как пишется приставка с корнем? (Приставка с корнем на письме не разделяется, пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? Обоснуйте свой ответ. (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой: – ехал, приехал; побежал – бежал, подбежал и т. д.)
– Прочитайте в словосочетаниях слова с предлогами.
(До деревни, по дороге, про завод, под машину, на собаку.)
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это слово, которое служит для связи слов в предложении.)
– Как пишется предлог с другими словами? (Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним, словом вставить вопрос или другое слово.
(До (чего?) деревни, до нашей деревни
По (чему?) дороге, по узкой дороге
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
– Что же надо сделать, чтобы не ошибиться в написании предлога? (Надо между предлогом и словом поставить вопрос или другое слово.)
Про (что?) завод, про тракторный завод и т. д.)
–-Ребята, посмотрите внимательно на словосочетания. Какие еще орфограммы «спрятались» в словах с приставками? (безударный гласный звук в приставке и в корне)
-А как написать такие слова без ошибок, что для этого нужно знать? (если безударный гласный в приставке, нужно вспомнить как пишется приставка, а если в корне, то подобрать однокоренное с ударным гласным).
2. Назовите приставки, в которых всегда пишется буква о и приставки, которые всегда пишутся с буквой а (слайд).
-Составьте и запишите слова с этими приставками. Работа на отдельных листочках. Подпишите их и сдайте!
Проблема: существует ли приставка пра-? (слайд)
Физминутка
Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок,
Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, 2, 3!
На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз
И за парту вновь садись.
V.Продолжение работы по теме урока.
1.Закрепление. Слайд
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
-Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.
Проверка (слайд)
2.Работа в парах.
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________________________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. __________________________________________
Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________
И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________
Я правило бубня (под)нос, ________________________________________________
в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________
Проверка заданий. Подведение итогов. (слайд)
V.Итог урока:
Рефлексия.
Возьмите в руки листочки с контурами лиц , которые лежат на ваших столах. Дорисуйте их.(слайд)
- Сначала дорисуем нос:
! – если вы хорошо поняли тему и самостоятельно справитесь с заданием,
? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы.
Теперь дорисуем рот:
- урок понравился и вы довольны своей работой,
- урок не понравился, я не очень доволен своей работой.
Что затруднило в новой теме?
-Сегодня я разглядела в ваших глазах огонёк любознательности. Хочу пожелать вам, чтобы этот огонёк не угасал, а открытия, которые вы совершаете день за днём, помогли бы вам преодолеть все трудности учёбы.
VI.Домашнее задание. (слайд)
- Раскрасьте лица- смайлики так, чтобы они вам понравились.