СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе

Нажмите, чтобы узнать подробности

План-конспект урока по русскому языку. Тема "Правописание приставок и предлогов". Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Просмотр содержимого документа
«План-конспект урока по русскому языку в 3 классе»

Конспект урока русского языка в 3-м классе

УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме «Правописание приставок и предлогов»

Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Старотимошкинская СОШ» Аксубаевского мр РТ Бульбова Т.И.

Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый урок по теме «Приставки и предлоги»

Тип урока: урок освоения новых знаний

Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.

Задачи урока:

1. обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога.

Оборудование:

1. Русский язык: Учебник. Часть 1: 3 класс. – М.:Просвещение, 2013г.

2. Презентация

3. Карточки с заданиями.

4.Карандаши красного цвета для учащихся

5. Средства обратной связи ( кружочки трех цветов и елочка)

Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.

Методы: словесный, практический, наглядный

Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Цели урока направлены на достижение учащимися:

личностных результатов:

- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.

метапредметных результатов:

- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;

- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.

предметных результатов:

- отличать слова с приставками от предлогов;

- применять правила правописания предлогов и приставок;

Ход урока

Организационный момент

-Добрый день, ребята! Давайте мы с вами познакомимся. Меня зовут Татьяна Ивановна, я привезла для вас большой и теплый привет от учащихся Беловского филиала МБОУ «Старотимошкинская СОШ». Я хочу получить от сегодняшней встречи с вами море положительных впечатлений, чтобы попозже поделиться ими со своими учениками…

-А вы что хотели бы получить от сегодняшнего урока?

- Хорошо. Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и начнем нашу работу. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.

На уроке будь старательным

Будь спокойным и внимательным.

Говорите четко, внятно.

Чтобы было всем понятно.

Если хочешь отвечать

Надо руку поднимать.

Если друг стал отвечать,

Не спеши перебивать.

А помочь захочешь другу-

Подними спокойно руку


Минутка чистописания.

Любой урок начинается с написания даты. А напишем мы с вами дату по моей инструкции. Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:

-( На листке) Откройте тетради. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. Можно выполнить такую инструкцию (Выполнить не можем.)

Почему выполнить не можете задание? (Пропущены слова.) Догадайтесь, какие слова я пропустила? (На, в.)

Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.)

На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.

- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).

На, за, по, от, со, под. (На доске)

Запишите данную строку в тетради.


II. Самоопределение к деятельности

- Посмотрите внимательно на записанную вами строчку. Что записали вы? (предлоги и приставки). 

Слайд. 2 На, за, по, от, со, под,

-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать? (Ответы детей сопровождать своими короткими высказываниями «хорошо», «так», « а ты как думаешь»)

- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?

- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и письме).

- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).

- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).

- А цель нашего занятия –научиться различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)


1. Первичное усвоение новых знаний

Слайд 4: Учисьсмолоду – пригодитсявстарости

.Расшифруйте данную пословицу. 

Слайд 5: Учись смолоду-пригодится в старости.

Объясните смысл данной пословицы.

- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).

- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, приставку обозначаем сверху.

– Что такое приставка и для чего она служит?

- Для ответа на этот вопрос я приготовила вам 2 конверта, нужно из высказываний собрать ответ на этот вопрос. Давайте быстренько соберемся у первых парт в ряду.

Задание для первого ряда. (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка с корнем пишется слитно.)

– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).

Задание для второго ряда

– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог с другими словами пишется раздельно.)

– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.

Слайд 5: Учись смолоду-пригодится в (какой?) старости.

Вот поэтому предлоги пишутся раздельно.

- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).

- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.



2. Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.

- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. Я назову вам фразы, вы определив к какому понятию относится эта фраза, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.

(Защита кластера)

Слайд 6: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку и оставить их на парте .

Предлог

Приставка

1 часть речи

1 часть слова

2 пишу раздельно

2 пишу слитно

3 не употребляется с глаголами

3 с разными частями речи

4 для связи слов

4 образует новые слова



Физкультминутка

-Отдохнем? А отдохнем мы с вами с пользой. Я буду называть побудительные предложения, а вы выполняйте действия и запоминайте приставки и предлоги. Начнем?

Положите руки на стол

Положите руки под стол.

Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.

Поднимите правую руку, поднимите левую руку.

А теперь все дружно встаньте

Покружитесь, наклонитесь вперед, назад, влево, вправо.

И друг другу улыбнитесь.



- Какие предлоги и приставки вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по)

- Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.

Садимся. Спасибо!

  1. Первичное закрепление полученных знаний.

1. - Предлагаю поработать по учебнику. Найдите, пожалуйста, упр 257. Прочитайте задание и скажите какую задачу вы должны будете выполнить. ( Ваша задача –подобрать к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Выделить приставку и предлог.) На это вам 2 минуты.

1 вариант работает с 1 столбиком, 2 вариант- со вторым…

- По какому принципу искали имена существительные? (Чтобы получилось словосочетание)

- А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)

-А как вы находили приставки и предлоги? (Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя).Например, докажите.

Доехал до (чего?) города

Доехал до большого города.

- Оцените свою работу в паре. Если все верно – поставьте +, если возникли вопросы - ! . 

2.  Запишите правильно слова со скобкой, докажите, почему так написали.

1)Решили лисы кролика (за)печь, а кролик из духовки прыг (за)печь.

2) Зависело б (от)мыла, веснушки я б (от)мыла.

3)Сугробы снега вьюги (на)мели, и грузовик, как баржа, (на)мели.

4)Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.

-Проверьте по образцу (слайд 9)

(резервное задание) Синтаксический разбор предложения.

С неба летели снежинки на землю.

V. Систематизация полученных знаний. Билетик на выход.

- Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.

У каждого есть карточка. Даны предложения, ваша задача –выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.

- В конце урока каждый из вас сдает свой билетик и объясняет смысл понравившегося предложения (пословицы).

1 вариант. От умного научишься, от глупого разучишься.

Учёба и труд к победам ведут.

Если за день ничему не научился, зря прожил день.


2 вариант. У врача лечись, а у умного учись.

За ученого трех неученых дают, да и то не берут.

Ученье в счастье украшает, а при несчастье – утешает.



VI. Рефлексия.

-Спасибо вам за билетики, эти билетики я раздам своим ученикам, пусть разберут ваши работы и оценят.

-Ребята, как вы думаете, какие впечатления я унесу с урока и что я расскажу своим ученикам про вас, про вашу работу?

- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?

- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?

- Как отличить приставку от предлога?

- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.

- Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера на доске, работа в парах, группах, работа с пословицей).

- О чем хотели бы узнать подробнее?

Украсим ёлочку шарами.

- К нам быстрыми шагами приближается самый главный праздник в году, поэтому предлагаю оценить свою работу с помощью елочных игрушек и нарядить нашу долгожданную Гостью.

Зеленая – все было понятно, могу помочь одноклассникам.

Желтая – есть вопросы.

Красная – нужна помощь учителя.


VII. Домашнее задание

Учебник: упр. 260 с. 132 ,

Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики.





8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!