Конспект урока русского языка в 3-м классе
УМК В. П. Канакиной «Школа России» по теме «Правописание приставок и предлогов»
Выполнила: учитель начальных классов МБОУ «Старотимошкинская СОШ» Аксубаевского мр РТ Бульбова Т.И.
Место и роль урока в изучаемой теме: 1-ый урок по теме «Приставки и предлоги»
Тип урока: урок освоения новых знаний
Цель урока: создать условия для формирования умений распознавать и отличать предлог и приставку по внешней форме, функции, написанию со словами.
Задачи урока:
1. обобщить знания о предлогах и приставках; об особенностях написания части слова – приставки и части речи – предлога.
Оборудование:
1. Русский язык: Учебник. Часть 1: 3 класс. – М.:Просвещение, 2013г.
2. Презентация
3. Карточки с заданиями.
4.Карандаши красного цвета для учащихся
5. Средства обратной связи ( кружочки трех цветов и елочка)
Технология: проблемного обучения; в урок взяты элементы технологии системно – деятельностного обучения.
Методы: словесный, практический, наглядный
Формы организации урока: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Цели урока направлены на достижение учащимися:
личностных результатов:
- навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат.
метапредметных результатов:
- активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;
- логические действия, установление аналогий, построения рассуждений;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре, группе.
предметных результатов:
- отличать слова с приставками от предлогов;
- применять правила правописания предлогов и приставок;
Ход урока
Организационный момент
-Добрый день, ребята! Давайте мы с вами познакомимся. Меня зовут Татьяна Ивановна, я привезла для вас большой и теплый привет от учащихся Беловского филиала МБОУ «Старотимошкинская СОШ». Я хочу получить от сегодняшней встречи с вами море положительных впечатлений, чтобы попозже поделиться ими со своими учениками…
-А вы что хотели бы получить от сегодняшнего урока?
- Хорошо. Давайте улыбнемся друг другу, ведь улыбка, несомненно, залог успеха в любой работе и начнем нашу работу. Успехов вам и удач! Пусть вам помогут ваши сообразительность, смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
На уроке будь старательным
Будь спокойным и внимательным.
Говорите четко, внятно.
Чтобы было всем понятно.
Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
А помочь захочешь другу-
Подними спокойно руку
Минутка чистописания.
Любой урок начинается с написания даты. А напишем мы с вами дату по моей инструкции. Я даю вам инструкцию, а вы выполняете действие. Готовы? (Да). Тогда начнём:
-( На листке) Откройте тетради. Положите парту, возьмите ручку, запишите тетради дату. Можно выполнить такую инструкцию (Выполнить не можем.)
- Почему выполнить не можете задание? (Пропущены слова.) Догадайтесь, какие слова я пропустила? (На, в.)
- Чтобы выполнить действие и понять чью-то фразу, необходимо помнить о маленьких словах. Как они называются? (Предлоги.)
На слайде 1: Возьмите тетрадь. Положите на парту, возьмите ручку, запишите в тетради дату.
- А теперь выполните данную инструкцию. (На слайде 2 и на доске: число, классная работа).
На, за, по, от, со, под. (На доске)
- Запишите данную строку в тетради.
II. Самоопределение к деятельности
- Посмотрите внимательно на записанную вами строчку. Что записали вы? (предлоги и приставки).
Слайд. 2 На, за, по, от, со, под,
-Так приставка или предлоги? Кто сможет доказать? (Ответы детей сопровождать своими короткими высказываниями «хорошо», «так», « а ты как думаешь»)
- Где приставка? Где предлог? Кто бы нам понять помог?
- Значит, какую учебную задачу предстоит нам решить на этом уроке? (Будем учиться различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и письме).
- Для чего нужно уметь различать их? (Чтобы правильно писать слова с предлогами и приставками, уметь правильно употреблять в речи приставки и предлоги, правильно написать письмо, заявление и другие документы).
- Кто сможет сформулировать тему сегодняшнего урока? (Тема: Правописание приставок и предлогов).
- А цель нашего занятия –научиться различать приставки и предлоги, правильно употреблять в письменной и устной речи. Слайд 4 (на доске)
1. Первичное усвоение новых знаний
Слайд 4: Учисьсмолоду – пригодитсявстарости
.- Расшифруйте данную пословицу.
Слайд 5: Учись смолоду-пригодится в старости.
- Объясните смысл данной пословицы.
- На что нужно обратить внимание при написании данной пословицы? (На то, что предлоги пишутся раздельно, а приставки слитно).
- Запишите данную пословицу, выделите приставку и предлог. Предлог выделяем в кружок, приставку обозначаем сверху.
– Что такое приставка и для чего она служит?
- Для ответа на этот вопрос я приготовила вам 2 конверта, нужно из высказываний собрать ответ на этот вопрос. Давайте быстренько соберемся у первых парт в ряду.
Задание для первого ряда. (Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Приставка с корнем пишется слитно.)
– Как найти приставку в слове? (Надо подобрать однокоренное слово без приставки или с другой приставкой.) Докажите, подберите однокоренное слово с другой приставкой (Уйдет, пойдет и т.д.).
Задание для второго ряда
– Что такое предлог? Для чего он служит? (Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлог с другими словами пишется раздельно.)
– Попытайтесь между предлогом и следующим за ним словом вставить вопрос или другое слово.
Слайд 5: Учись смолоду-пригодится в (какой?) старости.
- Вот поэтому предлоги пишутся раздельно.
- С какой частью речи употреблен предлог в данной пословице? (Имя существительное).
- Я хочу вам открыть небольшой секрет. В русском языке предлоги никогда не употребляются с глаголами. Надеюсь этот секрет вы будете помнить всегда.
2. Первичная проверка понимания. Составление кластера в группах.
- Сейчас я вам предлагаю составить в группах кластеры по нашей теме урока. Я назову вам фразы, вы определив к какому понятию относится эта фраза, распределите их так, чтобы получилась сравнительная таблица. Можете использовать фломастеры, выделять главное, подчеркивать. После один ученик будет защищать свой кластер у доски. На это вам 2 минуты.
(Защита кластера)
Слайд 6: Предлагаю данные кластеры сохранить как памятку и оставить их на парте .
Предлог | Приставка |
1 часть речи | 1 часть слова |
2 пишу раздельно | 2 пишу слитно |
3 не употребляется с глаголами | 3 с разными частями речи |
4 для связи слов | 4 образует новые слова |
Физкультминутка
-Отдохнем? А отдохнем мы с вами с пользой. Я буду называть побудительные предложения, а вы выполняйте действия и запоминайте приставки и предлоги. Начнем?
Положите руки на стол
Положите руки под стол.
Поднимите руки вверх, похлопайте над головой.
Поднимите правую руку, поднимите левую руку.
А теперь все дружно встаньте
Покружитесь, наклонитесь вперед, назад, влево, вправо.
И друг другу улыбнитесь.
- Какие предлоги и приставки вы услышали на физминутке. (На, под, над; в, по)
- Пальцы в замок, повертели, покружили, ладошки растираем и к щекам прикладываем.
Садимся. Спасибо!
Первичное закрепление полученных знаний.
1. - Предлагаю поработать по учебнику. Найдите, пожалуйста, упр 257. Прочитайте задание и скажите какую задачу вы должны будете выполнить. ( Ваша задача –подобрать к глаголам подходящие по смыслу имена существительные. Выделить приставку и предлог.) На это вам 2 минуты.
1 вариант работает с 1 столбиком, 2 вариант- со вторым…
- По какому принципу искали имена существительные? (Чтобы получилось словосочетание)
- А что такое словосочетание? (Слова связанные по смыслу)
-А как вы находили приставки и предлоги? (Слева - глаголы, справа - существительные с предлогами. Приставки пишутся слитно, предлоги раздельно. Предлоги никогда не употребляются с глаголами. Предлог это часть речи, а приставка – часть слова. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или слово, а между приставкой и корнем - нельзя).Например, докажите.
Доехал до (чего?) города
Доехал до большого города.
- Оцените свою работу в паре. Если все верно – поставьте +, если возникли вопросы - ! .
2. Запишите правильно слова со скобкой, докажите, почему так написали.
1)Решили лисы кролика (за)печь, а кролик из духовки прыг (за)печь.
2) Зависело б (от)мыла, веснушки я б (от)мыла.
3)Сугробы снега вьюги (на)мели, и грузовик, как баржа, (на)мели.
4)Я правило бубня (под)нос, в альбоме рисовал (под)нос.
-Проверьте по образцу (слайд 9)
(резервное задание) Синтаксический разбор предложения.
С неба летели снежинки на землю.
V. Систематизация полученных знаний. Билетик на выход.
- Предлагаю выполнить интересное задание, которое будет являться вашим билетом на выход.
У каждого есть карточка. Даны предложения, ваша задача –выделить в словах приставки и предлоги. Приставку помним как выделяем, предлоги выделяем в кружок. Подпишите. На это вам 3 минуты.
- В конце урока каждый из вас сдает свой билетик и объясняет смысл понравившегося предложения (пословицы).
1 вариант. От умного научишься, от глупого разучишься.
Учёба и труд к победам ведут.
Если за день ничему не научился, зря прожил день.
2 вариант. У врача лечись, а у умного учись.
За ученого трех неученых дают, да и то не берут.
Ученье в счастье украшает, а при несчастье – утешает.
VI. Рефлексия.
-Спасибо вам за билетики, эти билетики я раздам своим ученикам, пусть разберут ваши работы и оценят.
-Ребята, как вы думаете, какие впечатления я унесу с урока и что я расскажу своим ученикам про вас, про вашу работу?
- Как вы считаете достигли мы сегодня с вами поставленную цель на уроке?
- Что нужно знать о правописании приставок и предлогов?
- Как отличить приставку от предлога?
- С какой частью речи не употребляются предлоги? Приведите примеры.
- Какие задания помогли достигнуть поставленную цель? (Составление кластера на доске, работа в парах, группах, работа с пословицей).
- О чем хотели бы узнать подробнее?
Украсим ёлочку шарами.
- К нам быстрыми шагами приближается самый главный праздник в году, поэтому предлагаю оценить свою работу с помощью елочных игрушек и нарядить нашу долгожданную Гостью.
Зеленая – все было понятно, могу помочь одноклассникам.
Желтая – есть вопросы.
Красная – нужна помощь учителя.
VII. Домашнее задание
Учебник: упр. 260 с. 132 ,
Спасибо вам! Я вами довольна. При выходе сдаем билетики.
8