СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме" Освоение Земли человеком"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка используется  на уроке географии в 7 классе..

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме" Освоение Земли человеком"»

Тема: ОСВОЕНИЕ ЗЕМЛИ ЧЕЛОВЕКОМ.


Цели:

-называть и показывать предполагаемые пути расселения человека, основные районы повышенной плотности населения Земли, основные виды хозяйственной деятельности людей;

-дать знания о расселении человека по материкам; об основных видах хозяйственной деятельности населения;

Оборудование: карта полушарий, презентация, компьютер, мультимедийный проектор.


Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка Д/З.

IП. Изучение нового материала.

Возникновение человека и его расселение по планете

Одним из самых сложных вопросов является вопрос о месте и времени возникновения человека на Земле.

Большинство ученых считает, что родиной человека является Африка. Произошло это приблизительно 1 млн лет назад. Нет-нет, современный человек живет на Земле не так давно. Миллион лет назад появились пер вые разумные существа, предки современ­ного человека. Они ходили на двух ногах, умело пользовались руками для изготовле­ния орудий. Возможно, у них были зачатки речи. Но внешне они еще были очень далеки от современного человека (рис. 75). Однако развитие их не стояло на месте. Эти суще­ства совершенствовались, развивали свои мыслительные способности, старательно осваивали окружающую их природу. И ко­нечно, изменялись внешне. Человек совре­менного типа, почти ничем не отличающий­ся от нас с вами, появился сравнительно недавно, примерно 40 тыс. лет назад.

К этому времени люди жили уже не толь­ко в Африке. Задолго до появления совре­менного человека началось расселение - первобытных людей по планете. А с чего бы это им покидать свою родину? Неужели там плохо жилось? А дело в том, что людей становилось все больше, им было нужно больше еды и больше места. А поскольку наш первобытный предок был существом ловким, сообразительным и умеющим приспосабливаться к совершенно новым условиям обитания, он стал осваивать все новые и но­вые территории.

Пути расселения людей пролегали через континенты, с материка на материк. Почти 30 тыс. лет назад древние племена оказались в Северной Америке, а через 10 тыс. лет была освоена и Южная Америка (рис. 76). В одно время с Северной Америкой люди появились и в Австралии. Вот так и оказалось, что человек расселился по всей планете. Только до Ан­тарктиды он не сумел добраться. Но, если бы даже он туда попал, вряд ли ему там понравилось бы.

Хозяйственная деятельность человека и ее последствия

Человек — не обычный обитатель нашей планеты. Это единственное существо на Земле, которое наделено разумом. Преобразование челове­ком природы в собственных целях называется хозяйственной деятельно­стью. Вместе с развитием человечества менялся и характер его хозяй­ственной деятельности.

Первобытный человек занимался охотой и собирал съедобные расте­ния, поэтому не так уж и сильно изменял природу. Его отношения с при­родой были почти такими же, как и у любого крупного хищника. Человек брал у природы только то, что она охотно давала ему сама. Можно ли это считать хозяйственной деятельностью? Можно. Только это был пока еще самый примитивный тип хозяйства, которое называют присваивающим хозяйством.

Но примерно 10 тыс. лет назад жизнь человека начала меняться. Воз­можно, климат планеты изменился или человек стал слишком многочис­ленным, но охота перестала удовлетворять его потребности в пище. И че­ловек начал приручать некоторых животных и выращивать те растения, которые прежде просто собирал. Так в жизни людей появляется сельское хозяйство. Сельское хозяйство уже давало человеку не только то, что при­рода готова отдать сама по себе. Нет, с его помощью человек стал произво­дить продуктов питания больше, чем способна дать дикая природа. Чело­век стал меньше зависеть от природы. Так произошел переход от присваивающего к производящему хозяйству (рис. 77). Переход к произ­водящему хозяйству привел к усилению воздействия хозяйственной дея­тельности на природу.

Человек захватывал все новые территории, заменяя естественные ландшафты на антропогенные. Вырубались и выжигались леса, на освобо­дившихся землях разбивались поля, прокладывались оросительные систе­мы, строились населенные пункты и дороги, полностью вытеснялись дикие животные и растения. Представьте себе, число коров на нашей планете до­стигает 1,5 млрд! Это при том, что средняя численность многих диких ви­дов животных исчисляется десятками и сотнями тысяч. Слов нет: корова прекрасное животное. Но представьте себе, скольким диким животным не хватило бы места на пастбищах Земли из-за бесчисленных коровьих стад.

Сельское хозяйство оказалось способным прокормить значительно большее число людей, чем простая охота и собирательство. В результате численность населения планеты стала быстро расти. А значит, возросла по­требность в полях и пастбищах.

Производящее хозяйство продолжало развиваться. В течение многих веков все необходимые человеку для жизни предме­ты: одежду, обувь, мебель, посуду, орудия труда, оружие — производили ремесленни­ки в многочисленных, но маленьких ма­стерских. К XVII в. ремесленничество уже не могло обеспечить товарами выросшее на­селение. И оно уступило место промышлен­ности (рис. 78). На крупных заводах, осна­щенных сложными машинами, можно производить гораздо больше продукции. Но это требует больше угля, металла, древеси­ны и других природных материалов для то­го, чтобы их перерабатывать на промыш­ленных предприятиях. Быстро растет количество добываемых природных бо­гатств. Строятся все новые шахты, карьеры. Прокладываются новые дороги, необходимые для того, чтобы перевезти добытые в природе полезные ископаемые на заводы и развезти готовую продукцию по многим городам. И города растут, потому что с появлением в них заводов и фабрик выросло число городских жителей. И все это про­исходит не на пустом месте. Все это строительство идет за счет природы. Хозяйственная деятельность человека все шире распространяется по пла­нете, все сильнее влияет на природу планеты.

Вы помните, что в природе, в природном комплексе, все взаимосвяза­но. И даже если хозяйственная деятельность повлияет только на один из природных компонентов, это изменяет весь облик природы в данном ме­сте. А может быть, ведет и к ее полному разрушению.

Конечно, на Земле остались территории, не подверженные влиянию че­ловека, и их немало. Однако мы должны обязательно помнить о том, что их существование целиком зависит от воли человека, от его готовности сохранить эти уголки природы родной планеты нетронутыми. Хотя бы для того, чтоб и наши далекие потомки могли сказать: «Какая же краси­вая планета нам досталась!»


IV. Закрепление урока.

1. Около 1 млн лет назад в Африке появились предки современного человека, обладавшие зачатками разума. Человек современного типа появился 40 тыс. лет назад. Приблизительно 10 тыс. лет назад челове­ком были заселены все материки планеты, кроме Антарктиды.

2. Человек занимается преобразованием природы, то есть хозяй­ственной деятельностью. Первым видом такой деятельности были охо­та и собирательство. Почти 10 тыс. лет назад возникло сельское хозяй­ство. Еще позднее, в XVII в., началось развитие промышленности. В результате развития сельского хозяйства и промышленности воздей­ствие человека на природу расширилось и усилилось.


V. Подведение итогов.

VI. Домашнее задание: § 16



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!