Урок русского языка в 3-м классе "Закрепление изученного по теме «Определение падежей»
Цели: закреплять умение определять падежи, развивать орфографическую зоркость, навыки правописания, прививать интерес к предмету.
Оборудование: карточки с заданиями для самостоятельной работы,
1. Вступительное слово учителя. Эмоциональный настрой детей
– Сегодняшний урок я начну с очень древней мудрой легенды:
«Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами города. Но в городе был человек, завидовавший славе мудреца. Решил этот злой человек придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить, и отправился на луг.
Поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: живая или мёртвая? Если он скажет - живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если скажет - мёртвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее» Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. Прямо с порога злой человек спросил: «Какая у меня в руках бабочка, о мудрейший,- живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал:
«Всё у тебя в руках!»
Кроме того, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным.
2. Моделирование урока – В течение урока вы будете сами оценивать свою работу на маршрутных листах.
3. Актуализация знаний. Чистописание.
Ответьте на мои вопросы и запишите первую букву каждого ответа и вы узнаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке:
Как называется главный член предложения, который обычно выражен глаголом и подчёркивается двумя чертами? С
Общая часть родственных слов К
Непроизносимая согласная в слове солнце Л
Изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении О
Имена существительные бывают собственные и …….? (нарицательные) Н.
Существительные молоко, кофе, пальто имеют форму только ….? (единственного числа)
Чем является Именительный падеж для существительных в форме единственного числа? (нач. ф.) Н
Безударная гласная в корне слова удивительный? И
Соединительная гласная в сложных словах с двумя корнями
4. Постановка учебной задачи
- Что такое СКЛОНЕНИЕ?
3. Ну а начнём мы как обычно со словарной работы.
Я читаю вам текст с набором словарных слов и показом картинок, а вам надо догадаться и эти слова записать в тетрадь.
– Итак, в этот чудесный, весенний день, если вам, конечно, не лень мы отправляемся в путешествие. Мы сядем в современный (показ рисунка) автомобиль (запись слова), и ровно в 8 часов отправляемся на (показ рисунка) вокзал, отправление поезда в 20 часов 16 минут, поезд опаздывает на 11 минут.
4. Проверка словарной работы.
5. Обсуждение научно-исследовательской работы
- Сколько основных падежей в русском языке?
-Итак, В русском языке 6 основных падежей. Слово «падеж» произошло от латинского casus (падение).
Ещё греческие учёные заметили, что слова, употреблённые в речи, «падают» той или иной формой.
Название русских падежей, кроме Творительного и Предложного, происходят от латинских и представляют их дословный перевод.
- Итак, в русском языке 6 основных падежей. В других языках мира иначе: в немецком – 4, а у финнов – 15.
Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. Непривычны они только для уха иностранца.
А ваша задача – выучить и понять свои 6, чтобы говорить легко, грамотно и красиво. В этом вам может помочь стихотворение. Послушайте его.
6. /Инсценировка./ Падежи
Воскликнул Именительный:
- Мой именинник тот,
Который изумительно науку познаёт!
- Того, - сказал Родительный, -
Я отрицаю, кто
Не может без родителей
Надеть новое пальто.
- Тому, - ответил Дательный, -
Плохое имя дам,
Кто не любил старательно уроки делать сам.
- Того, - сказал Винительный,-
Я буду обвинять,
Кто книжку выразительно не может прочитать.
- С тем, - заявил Творительный, -
Я только лишь в ладу,
Кто очень уважительно относится к труду.
- О том, - сказал Предложный, -
Я предложу рассказ,
Кто в жизни делать может полезное для нас.
7. Соотнеси падежи и словосочетания
По порядку падежи и вопросы вы знаете, а знаете ли вы их вразбивку? Умеете ли вы определять падежи существительных в словосочетаниях?
Заблудился в лесу
Перепрыгнул через лужу
Побежал по коридору
Беспокоились о сыне
Стучали в дверь
Разрезал ножницами
Подарила бабушке
Стучал молотком
Отвечать у доски
8. Усложняю задание. А умеете ли вы определять падежи в тексте? Каким алгаритмом вы будете пользоваться?
Проверьте себя.
«Как определить падеж имени существительного в предложении».
• 1.Найди слово в предложении, к которому относится существительное.
• 2. Задай от этого слова к имени существительному вопрос как к члену предложения.
• 3. Задай к имени существительному вопрос как к части речи (то есть задай падежный вопрос).
• 4.По падежному вопросу и окончанию определи падеж. Для проверки подбери вспомогательное слово.
9. Самостоятельная работа. У каждого ребёнка своя карточка:
д . ехал до д.ревни п . д . рил т . варищу
вышел из комн . ты скучал по с . лдату
в . села на крыше, д умали над задачей
нар . совал в альбоме вск . пал л . патой.
Вы определили падежи существительных.
10. Сравнение падежей.
Каких падежей не было? Как вы отличаете Именительный от Винительного?
Определите падеж существительных в предложении:
Берег размывает море.
А Родительный от Винительного?
Учитель посмотрел на ученика. У ученика хорошая память.
Какое слово помогает нам найти разницу между В. и Р.
11. Нравственное воспитание
- Итак, сегодня повторяя падежи имен существительных, мы будем говорить о том, как люди должны относиться к животным
На доске крупным шрифтом написано: «Мы в ответе за тех, кого приручили».
Это сказал французский летчик, писатель, погибший во вторую мировую войну Антуан де Сент Экзюпери. А русский поэт Сергей Есенин назвал зверей «братьями нашими меньшими».
Мы много занимались этим вопросом, и сейчас на литературе мы знакомимся с произведениями о животных, спорим, доказываем свою точку зрения.
Выполнив следующее упражнение. Вы узнаете еще несколько интересных фактов из жизни кошек.
12. Работа с деформированным текстом.
- А сейчас, мы усложняем задание. Вам предстоит прочитать запутанный текст, восстановить правильную последовательность, ориентируясь на падеж существительного кошка. Это слово должно следовать в порядке склонения, т.е. от И. п. до П. п. по порядку.
Карточка с деформированным текстом
В – 2
Она пр . изошла от дикой кошки.
На Руси также д . рожили кошкой.
В Египте кошку считали св . щенным животным.
О кошке сл . жили много легенд и сказок.
Многие народы покл . нялись домашней кошке.
13. Работа с текстом. Синтаксический разбор.
- Какой падеж всегда употребляется без предлога? (именит. падеж)
- Каким членом предложения является существительное в И. п.? (подлежащим)
- Найдите это предложение в тексте и выделите члены предложения.
- Какие падежи называются косвенными? (все, кроме именительного падежа)
- Каким членом предложения являются существительные в косвенных падежах? (дополнением, обстоятельством)
- Найдите предложение, где подлежащее выражено местоимением и выполните синтаксический разбор этого предложения. ( Она пр . изошла от дикой кошки).
14. Выполнение упражнений реконструктивно-вариативного типа.
- Говорят, что кошки привыкают не к человеку, а к дому. А кого считают самым верным другом человека? (собаку)
- Собака – верный помощник человека с древних времен. Она первой пришла к нему из лесной чащи. Повсюду, где живет человек, рядом с ним - собака. Верный друг. Люди по достоинству оценили бескорыстную собачью службу. Во многих странах поставили памятники собакам. Например, в Италии есть памятник псу, по кличке Верный. 14 лет этот т пес каждый вечер упорно ходил к поезду встречать хозяина, убитого на войне. В нашей стране тоже есть памятники, поставленные собаке за ее верность. В городе Тольяти
15 Заключительный этап.
- Надеюсь, вам на уроке было не скучно. Мы не только повторили падежи имен существительных, но и поговорили о нравственности на примере отношения человека к животным. Помните о тех, кто рядом с нами и нуждается в нашей теплоте и заботе.
16. Анализ урока по технологическим картам.
17.И в заключение урока ученик читает «Стихи о рыжей собаке».
Хозяин погладил рукою
Лохматую рыжую спину:
«Прощай, брат, хоть жаль мне, не скрою,
Но все же тебя я покину».
Собака не взвыла ни разу,
И лишь за знакомой спиною
Следили два карие глаза
С почти человечьей тоскою.
Старик у вокзального входа спросил:
«Что, оставлен, бедняга?
Эх, будь ты хорошей породы,
А то ведь простая дворняга!»
В вагонах, забыв передряги.
Курили, смеялись, дремали,
Тут, видно, о рыжей дворняге
Не думали, не вспоминали.
Не ведал хозяин, что где-то
По шпалам, из сил выбиваясь,
За красным мелькающим светом
Собака бежит, задыхаясь.
Споткнувшись, кидается снова,
В кровь, лапы о камень разбиты,
Что выпрыгнуть сердце готово
Наружу из пасти раскрытой.
Не ведал хозяин, что силы
Вдруг разом оставили тело,
И, стукнувшись лбом о перила,
Собака под мост полетела.
Труп волны снесли под коряги….
Старик, ты не знаешь природы:
Ведь может быть тело дворняги
А сердце - чистейшей породы.
Если хватит время - Прочитайте главную мысль нашего урока «Мы в ответе за тех, кого приручили!»
7. Разъяснение домашнего задания.