Урок – игра по русскому языку в 4 классе по теме:
«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа»
ЦЕЛИ: 1. Закрепить знания детей о существенных признаках определения падежа
имён существительных и правописании падежных окончаний
существительных единственного и множественного числа.
Развивать устную связную и письменную речь, познавательную
активность учащихся, творческую способность.
Воспитывать умение работать в группах, доброжелательность,
самостоятельность.
ОБОРУДОВАНИЕ: конверты с заданиями, карточки для индивидуальных работ.
ХОД УРОКА:
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Учитель: Прозвенел веселый звонок,
Начинаем наш урок.
Ученики: Каждый хочет получать
Только лишь оценку пять.
Учитель: Сейчас нас ждет интеллектуальная игра.
Чтоб интеллектуалом стать,
Надо очень много знать.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА.
- Сегодня на уроке мы проведём игру « Что? Где? Когда?»
- Кто знает, как называются участники такой игры? (Знатоки)
- Чтобы получить такое высокое звание, надо хорошо работать на уроке,
внимательно слушать задания, чтобы быстро и верно давать ответы.
- Против вас сегодня играют ваши сверстники, учащиеся 4 классов нашей школы.
Они приготовили для вас интересные задания.
- Но прежде чем приступить к игре, надо узнать тему игры, которую вы мне
сейчас сами назовете.
- На доске у меня записаны слова:
по улицам, в роще, у деревьев, с дороги
- Что объединяет эти слова и на какие две группы можно разбить их?
- Какие слова относятся к 1 группе? Ко 2 группе?
- Что меняется в слове при изменении его по числам?
- Что обозначают существительные в ед.ч., во мн. ч.?
- Поставьте ударение в словах. Что вы можете сказать про окончания имён
существительных?
- Кто назовет тему нашего урока?
-Итак, наша игра будет посвящена правописанию безударных падежных окончаний имён существительных единственного и множественного числа.
3. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ.
- Гимнастика для рук:
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать,
А потом они в тетрадках
Будут буковки писать.
- На чистописание я вам приготовила такое задание:
- Вам нужно составить цепочку из мягких согласных в словах, написанных на
доске, первая буква в цепочке заглавная, во второй цепочке она становится в
конец, а следующая становится заглавной.
- Распределите эти слова на две группы, определите падеж существительных.
мн.ч. ед.ч.
По улицам – Д.п. в роще – П.п.
У деревьев – Р.п. с дороги – Р.п.
- Как определить падеж у существительного?
Работа по теме урока:
- Итак, мы начинаем нашу игру.
1)Учитель вскрывает письмо № 1 .
- Против знатоков играют учащиеся 4 «А» класса. Вот ваше задание:
На доске написаны цепочки из слов. Вам предлагают найти лишнее слово в
цепочке и объяснить, почему оно лишнее.
1. на берёзе, в бане, о башне, на реке
2. по дороге, к маме, к друзьям, о крыше
3. на реках, на деревьях, на берёзе, на осинах
4. за лесом, с друзьями, над домами, по городам
- Молодцы, вы справились этим заданием. Давайте подведем итог.
2) Учитель вскрывает письмо № 2.
- Против знатоков играют учащиеся 4 «Б» класса. Вот ваше задание:
Они предлагают вам разделиться на группы ( По рядам)
На доске записаны группы слов:
Упражнение «Угадай, как пишется слово»
(Вставь окончание в слово и прочитай его)
По 1 человеку у доски.
( 1 ряд).
На городской площад…
К* НОТ*АТР
К детской площадк…
(2 ряд).
На синем катер…
Т*Л*ФОН
На лесной тропинк…
(3 ряд).
У высокого юнош…
СВ*Р*СТЕЛЬ
Написал в тетрад…
- Что вы делали, чтобы правильно написать безударное падежное окончание сущ-го :
1. Определяли скл. и падеж и вспоминали окончание ;
2. Определяли скл. и подставляли слово-помощник того же скл., но с ударным
окончанием.
- С получившимися словами составьте 2 предложения ( В 1- слово стоит в И.п., во 2 – слово стоит в В.п.)
- Как в предложении отличить В.п. от И.п.?
ФИЗМИНУТКА.
Вы работали отлично.
Отдохнуть не прочь сейчас.
И зарядка как обычно
На урок приходит в класс.
- Скажите, обязательно ли нужно определять склонение у сущ-х ед.ч., чтобы
правильно написать безударное падежное окончание?
- По каким признакам мы определяем склонение? (По роду и окончанию)
- Проверим как вы быстро и правильно можете определять склонение.
- Если слово 1 скл. – то один хлопок;
- Если слово 2 скл. – то два притопа;
- Если слово 3 скл. – то три раза присесть.
Белка, пингвин, кровать, у кошки, рысь, в пенале, сверчок, цапля, по площади, ёж, для сестры, в ночи, сорока, ёж.
3) Учитель вскрывает письмо №3.
- Это задание от учеников 4 «В» класса. Они предлагают поиграть в игру
«Кто самый внимательный»
- Будем работать по рядам. Я называю существительные, а вы выписываете только существительные своего склонения, определяете падеж и выделяете окончание:
1ряд – 1 скл.
2 ряд – 2 скл.
3 ряд – 3 скл.
К берёзе, на глобусе, около лошади, от вспышки, о леопарде, от старости, по свечке, по городу, на медали.
1 ряд 2 ряд 3 ряд
к берёзе—Д на глобусе—П около лошади—Р
от вспышки—Р о леопарде—П от старости—Р
по свечке—Д по городу—Д на медали—П
Найдите лишнее слово, объясните почему вы так считаете.
4) Учитель вскрывает письмо №4.
- Это задание от учеников 4 «Г» класса. Задание:
Я диктую сущ-е в И.п. ед.ч., а вы их ставите в Р.п. мн.ч.
Тетрадь тетрадей
Завод заводов
Пальто пальто
Стул стульев
Кино кино
Задача задач
Туча туч
- На какие две группы можно разделить получившиеся слова?(Склоняемые и несклоняемые).
- Как вы написали слово задач, почему без мягкого знака(это Р.п., мн.ч.)
5) Учитель вскрывает письмо №5. Это задание от меня.
Работа с карточками: внимательно прочитай слова, вставь пропущенные окончания и выбери ту колонку, в которой даны все правильные ответы .Обведи номер этой колонки.
Слова | Склонение | Падеж | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
с дорог… | | | и | е | и | и |
по болезн… | | | е | и | и | и |
у ел… | | | и | и | и | е |
по берёз… | | | е | е | е | и |
на площад… | | | е | и | и | е |
Слова | Склонение | Падеж | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
В пустын… | | | е | е | е | и |
На балкон… | | | е | и | и | е |
В печал… | | | и | и | и | е |
По тропинк… | | | е | е | е | и |
В журнал... | | | е | и | и | е |
Слова | Склонение | Падеж | Ответы |
1 | 2 | 3 | 4 |
К сторожк… | | | и | е | е | и |
В радост… | | | е | и | и | и |
Из берлог… | | | е | и | и | е |
К помощ… | | | е | и | е | и |
С ветк… | | | е | и | и | е |
Фронтальная проверка работ класса.
-Что вы делали при написании безударного окончания?
6) А это письмо №6 от завуча нашей школы.
Упражнение «Корректор».
- Перед вами текст. Внимательно прочитайте. И если вдруг найдете ошибку в безударном окончании сущ-го, зачеркните и напишите сверху свой вариант. Будьте очень внимательными. (Работа в парах)
Где ночуют птицы? Они ищут ночлег в укромном мести. Ласточка спит в гнёздышки. Скворец уснул в своём скворечники. Вороны и галки ночуют в рощи на вершини деревьев.
-Были ли ошибки в этом тексте? ( да ).
-Сколько ошибок вы обнаружили? Покажите на пальчиках. ( 5 )
-В каких словах обнаружили ошибки? Хорошо, ребята.
5. ИТОГОВАЯ БЕСЕДА—ОБОБЩЕНИЕ.
-Молодцы. Вы сегодня были настоящими знатоками.
-Какое задание для вас было самым интересным? Какое самым трудным?
6. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Творческая работа:
Составить своё упражнение «Корректор» для соседа по парте.