Этапы урока | Содержание (ход урока) | Примечания |
Организационный момент | Урок математики мы начинаем, Ещё одну тайну сегодня узнаем. Не отвлекайся, внимателен будь, За новыми знаниями отправимся в путь. | |
Математический диктант | Проверим, все ли у нас готово к уроку. Тетради, ручки, учебники. Маркерная доска, маркер, тряпочка. Замечательно. Чтобы потом нам не отвлекаться, откроем тетради и запишем число, классная работа. Отступаем четыре клетки вниз от последней работы и записываем дату «25.10.17» на полях. От даты отступаем одну клетку вниз. От цифры 1 отступаем на клетку вниз. Находим первую клетку строчки и отступаем вправо на 5 клеток. Пишем «Классная работа». Отложим тетради в сторону. Начнем мы наш урок с математического диктанта. Достаньте свои маркерные доски и приготовьтесь. Сейчас я буду диктовать пример, а вы должны будете записывать ответы в столбик. Все готовы? Все достали маркеры, тряпочки? Тогда начнем. Слушайте внимательно, я буду повторять один пример всего два раза. Если вы не успели, не поняли, то ставьте прочерк (показать на доске). Итак, слушаем внимательно. Запишите число, которое следует за числом 5 (6) Запишите число, которое следует за числом 13 (14) Запишите число, которое стоит перед числом 9 (8) Запишите число, которое стоит перед числом 18 (17) Запиши число, в котором 1 десяток и 1 единица (11) Запиши число, в котором 0 десятков и 3 единицы (3) Запиши число, в котором 2 десятка и 0 единиц. (20) Какое число получится, если к 2 прибавить 5? (7) Какое число получится, если из 4 вычесть 3? (1) Найдите разность чисел 16 и 4 (12) Запишите сумму 10-ти и 3-х (13) | |
Проблемная ситуация | А сегодня мы с вами примем на себя роль ученых. В наш научный центр поступило странное сообщение. 8 – 3 + 4 = 9 8 – (3 + 4) = 1 Посмотрите внимательно на эти примеры. Чем они похожи? Чем отличаются? Почему у одинаковых выражений получились разные ответы? Что необычного вы видите во 2-м примере? Как вы думаете, что это за знаки? На что они похожи? А кто из вас может решить следующий пример? (Верно) В математике этот спецзнак называется «скобки». | В двух примерах одинаковые числа и знаки, но различаются ответы. Во втором примере отделены (3 + 4). Стоят знаки, которых нет в первом примере. Предположения детей (на рамку, на скобки) |
Постановка темы урока Открытие нового знания Работа у доски | Давайте сформулируем тему нашего урока. Как вы думаете, чему мы должны сегодня научиться на уроке? Вернемся к письму, которое прислали в Наш научный центр. Почему у нас получились разные ответы? Скажите, как вы думаете, как влияют скобки на решение выражения? Одно из предназначений скобок в математике заключается в указании порядка выполнения действий или в изменении принятого порядка действий. Для этих целей в основном используются в паре круглые скобки, в которые заключается выражение. Откроем учебники на странице 38 и прочитаем правило, которое для нас выделили в рамочке. Прежде чем решать выражения со скобками, научимся правильно читать их. Посмотрите на примеры, приведенные над правилом. Прочитайте, что написано над первым? 10 – (6 + 3) = 1 Согласно правилу, первым мы выполняем действие в скобках. Здесь в скобках стоит сумма, а перед скобками стоит число, а значит мы вычитаем сумму из числа. Если бы число стояло после скобок, то мы бы вычитали число из суммы. Теперь вы объясните мне самостоятельно второе выражение. Отвечаем по поднятой руке. Отлично. Раз вы поняли, как правильно читаются выражения со скобками, то давайте прочтем и решим выражение, которое прислали в еще одном письме в наш научный центр. 17-(6+4)= Молодцы, вы верно решили выражение | Решение выражений со скобками. Решать примеры со скобками В одном из примеров есть скобки, а в другом нет. Предположения детей. Действия, записанные в скобках, выполняются первыми. Из числа 10 вычесть сумму чисел 6 и 3. 9 + (8 - 5) = 12 В скобках стоит разность, а перед скобкой число. Нам нужно прибавить к числу 9 разность чисел 8 и 5. К доске выходит ученик и решает выражение с проговариванием своих действий. Из числа 17 вычесть сумму чисел 6 и 4. Выполняем действие в скобках первым. 6+4 = 10. Из числа 17 нужно вычесть число 10. 17 – 10 = 7. |
Работа с учебником Решение задачи. | Обратим внимание на задание №1. Прочитайте задание. Что вас просят выполнить? Давайте прочитаем записи. Поднимите руку, кто хочет выйти к доске? Как правильно выполнять действия в выражениях со скобками? А теперь нам нужно выполнить действия. (Ученики у доски решают по три выражения, остальные работают в тетрадях) Проверим ответы. Спасибо ребята, присаживайтесь на свои места. Обратимся к задаче №4 на стр.38. Прочитайте задание. Кто изображён на рисунке? Составьте задачу по первому решению и сделайте к ней краткую запись. Дети - 5 ч. ? Взрослые – 1 ч. Составьте задачу по второму решению и сделайте к ней краткую запись. Всего – 6 ч. Вышли – 2 ч. Осталось – ? ч. Можем ли мы составить из двух этих задач одну? Что нам нужно для этого сделать? Что мы получим, объединив их? Как теперь будет выглядеть краткое условие? Детей – 5 ч. ? Взрослый – 1 ч. Детей вышло – 2 ч. Осталось – ? ч. Верно. А как верно записать выражение, чтобы получить правильный ответ. | Прочитать записи и выполнить действия. Дети правильно читают числовые выражения. Вызываются 2 ребенка Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку Сверяются ответы обоих детей и класса. Дети читают задание Дети и взрослый В лодке плыли 5 детей и 1 взрослый. Сколько всего человек плыло в лодке? 5+1=6(ч.) В лодке было 6 человек. На берег вышли 2 человека. Сколько человек осталось в лодке? 6-2=4( ч.) Можем. Объединить два условия и составить выражение. В лодке плыли пять детей и один взрослый. На берег вышли два ребенка. Сколько человек осталось в лодке? (5+1)-2 = 4 (ч.) |
Физминутка | Я вижу вы устали. Встаем из – за парт и проведем разминку. Смотрим на меня и повторяем за мной движения. Мы устали, засиделись, Нам размяться захотелось. Отложили мы тетрадки, Приступили мы к зарядке. То на стену посмотрели, То в окошко поглядели Вправо, влево поворот, А потом наоборот. Приседанья начинаем, Ноги до конца сгибаем. Вверх и вниз, вверх и вниз Приседать не торопись! И в последний раз присели, А теперь за парты сели | Повторяют за учителем движения. |
Работа в парах | Посмотрите на задачу, которую прислали в следующем письме: «Длинна дорожки в бассейне 100 м.. Коля уже проплыл 60 м.. Сколько еще метров ему осталось проплыть? Составьте обратную задачу.» 60 м. ? м. 100 м. Прочитайте. Прежде чем выполнять задание, внимательно подумайте: О ком говорится в задаче? Чем занимался Коля? Что известно в задаче? Что нужно найти в задаче? Обратимся к чертежу задачи. Что обозначают числа 100? 60? Как ответить на вопрос задачи? Запишите, решение и ответ. | Выполняют задание парами. Видят наводящие вопросы на слайде. |
Резерв | Самостоятельная работа с проверкой. 6+(3+1) (5+7)-2 8-(15-5) 8+(3+2) (9+7)-8 9-(8-6) 1 ряд-к числу прибавляется сумма. 2 ряд-из суммы вычитается число. 3 ряд-из числа вычитается разность. | Работают по вариантам. |
Закрепление | Детям раздаются карточки, на которых написаны примеры. Ребята, сейчас мы с вами проверим, на сколько хорошо вы усвоили сегодняшнюю тему. Я раздам вам карточки с примерами, на которых вы должны будете расставить скобки, чтобы получить верное равенство. Для выполнения задания у вас есть три минуты. 4 – 1 + 2 = 1 6 – 3 – 2 = 5 4 – (1 + 2) = 1 6 – (3 – 2) = 5 8 – 5 + 1 = 2 10 – 4 + 5 = 1 (8 – 5) + 1 = 2 10 – (4 + 5) = 1 Молодцы. Большинство из вас справились с заданием в отведенное время. Но некоторым еще нужно потренироваться в решении выражений, содержащих скобки. | На доске на слайде выводятся примеры. Дети работают по вариантам. |
Обобщение | Значение каких выражений мы научились с вами находить? Как правильно выполнять действия в выражениях со скобками?
Повторим правило | Выражения со скобками Сначала выполняются действия в скобках, а потом по порядку Действия, записанные в скобках, выполняют первыми. |
Рефлексия | Ребята, наш урок подходит к концу. Если вам было интересно и всё понятно – поднимите вверх синий плюсик, а кто еще не до конца разобрался, не понял сегодняшнюю тему – поднимите вверх белый крестик, но не волнуйтесь, тема сложная, и скоро вы во всём разберётесь. Нужно просто еще потренироваться. | |
Домашнее задание | Открываем дневники и записываем домашнее задание. Стр.38 №3, стр.39 №6 | |
Прощание | Наше занятие подошло к концу. Спасибо за урок, ребята. Мне было очень приятно с вами работать. До свидания. | |