Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Булгаковская основная школа (филиал)
Урок географии в 6 классе
«Полезные ископаемые»
Учитель географии I категории
Селезнева Елена Михайловна
2016 г.
Тема урока: «Полезные ископаемые»
Цель: Формирование представлений о полезных ископаемых, их использовании и принципах размещения.
Задачи урока:
Образовательные: познакомить с различными видами полезных ископаемых; ввести новые понятия: полезные ископаемые, топливные п/и, рудные п/и, нерудные п/и, геологическая разведка; организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению понятий;
Развивающие: создать условия для развития познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; способствовать развитию навыков самостоятельной работы с географическими текстами, учебником, картами, делать обобщения и выводы, решать проблемные ситуации;
Воспитательные: воспитание чувства ответственности, способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету. Способствовать формированию географической культуры.
Планируемые результаты:
Личностные: осознание целостности мира; понимание значения полезных ископаемых в жизни человека, их многообразие и вариативность использования; формирование познавательного интереса к профессии геолог Метапредметные:
Личностные УУД: аргументированно оценивать свои и чужие поступки, осознавать черты своего характера, интересы, цели, позиции, свой мировоззренческий выбор, оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, инициативу, ответственность.
Регулятивные УУД: определять самостоятельно цель и тему урока; выдвигать гипотезы; выбирать средства достижения цели; планировать свою деятельность; самостоятельно исправлять ошибки.
Познавательные УУД: находить достоверные сведения в источниках географической информации; анализировать тематическую информацию; строить логически обоснованные рассуждения.
Коммуникативные УУД: описывать объект, характеризовать его качества и признаки; осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей; выдвигать аргументы и гипотезы,
Предметные: давать определение терминов, понятий по тематике урока; классифицировать полезные ископаемые; описывать свойства полезных ископаемых; приводить примеры использования полезных ископаемых в повседневной и хозяйственной деятельности человека; определять и показывать на физической карте месторождения полезных ископаемых каждой группы.
Тип урока: комбинированный: практическая работа, построенная на технологии критического мышления с использованием поискового метода.
Техническое оборудование: физическая карта, рабочая презентация по уроку, учебник, рабочая тетрадь, атлас, образцы полезных ископаемых.
Учебник: География. Автор Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский издательство «Русское слово».
Технологии: проблемного обучения, развивающего обучения, ИКТ, системно-деятельностный подход, технология критического мышления.
Ход урока:
Организационный этап
Приветствие
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!
Актуализация знаний
- Из чего состоит земная кора?
- Что такое горные породы и минералы?
- Выполните задания на карточках и оцените работу.
Дополните утверждения:
Горные породы различаются по своему происхождению. Одни породы образовались из расплавленной огненно – жидкой магмы, поэтому они называются______________________ или _________________________.
К ним относятся _______________________________________________.
Другие горные породы образовались на дне древних морей и озер. Постепенно, в течение многих миллионов лет, здесь накапливались толщи
Останков организмов. Так образовались ____________________ породы. В результате движений земной коры морское дно стало сушей. Из этих горных пород вам хорошо знакомы: _______________________________________.
Осадочные и магматические породы в связи с движениями земной коры опускались в недра Земли и там, подвергаясь сильному давлению и нагреванию, изменялись. Так создавались новые породы. Геологи называют их ___________________________. К ним относятся _________________________________________.
Установите соответствие:
Вид горной породы | Название |
1) излившиеся горные породы | а) мрамор |
2) глубинные горные породы | б) каменный уголь |
3) метаморфические горные породы | в) гранит |
4) осадочные горные породы | г) базальт |
3. Изучение нового материала
1). Постановка учебной задачи – проблема, целеполагание
Отгадайте кроссворд и скажите, чему будет посвящен наш урок.
По горизонтали:
По трубе течет
Пироги печет (газ)
Белый камешек растаял
На доске следы оставил (мел)
Покрывают им дороги,
Улицы в селениях,
А еще он есть в цементе.
Сам он – удобрение.(известняк)
Очень прочен и упруг.
Строителям надежный друг.
Дома, ступени, постаменты
Красивы станут и заметны.(гранит)
Росли на болоте растения,
Стали топливом и удобрением.(торф)
Он несет в дома тепло
От него кругом светло,
Помогает плавить стали,
Делать краски и эмали.
Он черный блестящий.
Помощник настоящий. (уголь)
По вертикали:
Если встретишь на дороге.
То увязнут сильно ноги.
А сделать миску или вазу,
Она понадобится сразу.(глина)
Он очень нужен детворе,
Он на дорожках во дворе,
Он и на стройке, и на пляже,
Он и в стекле расплавлен даже.(песок)
Не зря она варилась
В доменной печи.
На славу получились
Ножницы, ключи…(руда)
Без нее не побежит
Ни автобус, ни такси,
Не поднимется ракета,
Отгадайте же, что это(нефть)
- Как вы думаете, почему полезные ископаемые так называются?
- Сформулируем определение понятия «полезные ископаемые».(слайд)
- Какова тема нашего сегодняшнего урока?
- Какая цель урока может быть поставлена в связи с темой?
Проблемный вопрос – Как вы думаете, меняется ли количество и разнообразие полезных ископаемых в процессе развития человеческого общества? (Ответы детей)
2). Работа с текстом учебника
- Прочитайте текст учебника на стр. 68.
Практическая работа:
Составьте схему «Виды полезных ископаемых» (Слайд)
Запишите примеры каждой группы полезных ископаемых.
По физической карте определите месторождения полезных ископаемых каждой группы.
Какая существует закономерность в размещении полезных ископаемых и форм рельефа? (Слайд)
Какие полезные ископаемые добываются в нашей местности? – отметьте кружочками.
Физкультминутка
- Как называют людей, изучающих недра Земли и отыскивающих полезные ископаемые? (Геологи). Сегодня мы поработаем геологами и отправимся в разведку, но для этого нужно знать какие полезные ископаемые являются осадочными, а какие магматическими и метаморфическими. (Слайд)
4. Первичное закрепление
Применение полученных знаний в новых ситуациях
Практическая работа по классификации полезных ископаемых по использованию и выбора образцов из коллекций. (на лист с названием группы выкладывают образцы и подписывают их)
Совместное составление схемы «Классификация полезных ископаемых по использованию»
Рефлексия
Я знал… | Я узнал… | Я удивлен… | Я считаю… | Я хочу узнать… |
| | | | |
- Какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать?
Вывод: Количество и разнообразие полезных ископаемых увеличивается.
Домашнее задание
П. 11, в тетради – тестовое задание с. 38-39