СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии. Выполнила: Асташкина Татьяна Александровна учитель географии Урок «Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли».

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока географии.

 

Выполнила:  Асташкина Татьяна Александровна

учитель географии муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка

имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова

 

Урок «Форма и размеры Земли.

Глобус - модель Земли».

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии. Выполнила: Асташкина Татьяна Александровна учитель географии Урок «Форма и размеры Земли. Глобус - модель Земли».»

Конспект урока географии.


Выполнила: Асташкина Татьяна Александровна

учитель географии муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение основная общеобразовательная школа р.п. Чаадаевка

имени героя Советского Союза Н.Ф. Горюнова


Урок «Форма и размеры Земли.

Глобус - модель Земли».


Цели: -сформировать знания о формах и размерах Земли, о глобусе как модели Земли, научить составлять синквейн,

-развивать пространственные преставления шарообразности Земли, развивать речь, логическое мышление,

- воспитывать любовь к природе и интерес к предмету.


Ход урока.

1.Организационный момент.

2.Повторение ранее изученного материала.

  1. Что такое масштаб? Какие виды масштаба существуют, какие из них надписываются на плане местности?

  2. Чем отличаются понятия «относительная» и «абсолютная» высота места?

3. Какие способы изображения рельефа местности используются на топографических планах?

4. Как подробность изображения территории зависит от масштаба?

5. Изобразите с помощью горизонталей холм высотой 17.5 метра, северный склон более крутой.

  1. Изучение нового материала.

На ноге стоит одной,

Крутит-вертит головой.

Нам показывает страны.

Реки, горы, океаны.

Глобус

Изучение материала проводится в ходе фронтальной беседы, в процессе которой учащиеся отвечают на вопросы:

(?) Какую форму имеют планеты и Солнце?

(?) Какие наблюдения подтверждают шарообразность Земли?

(?) Покажите на глобусе экватор, полюсы, Северное и Южное полушария.

Фактические знания о размерах Земли учащиеся записывают в тетради, выполняя рисунок 24 учебника «Размеры Земли»:

  • длина экватора - 40 000 км;

  • экваториальный радиус - 6 373 км;

  • площадь поверхности Земли - 510 млн. км.

Точными измерениями установлено, что форма Земли несколько отличается от шара: расстояние от центра Земли экватора составляет 6378 км, а от центра до полюсов меня на 22 км и равно 6356 км (рис. 21 учебника). Длина окружности Земли равна 40 тыс. км. Для того чтобы проехать это расстояние на скором поезде, потребовалось бы около месяца. А пройти пешком — примерно пять лет.

Глобус. Форма Земли хорошо видна на ее уменьшенной модели, которая называется земным глобусом. На его поверхности изображены материки и острова, океаны и моря. Они имеют те же очертания и так же размещены, как и на самой Земле, только уменьшены в несколько миллионов раз. (Найдите на глобусе его масштаб, прочитайте его и запиши в тетради. Этот масштаб показывает, во сколько раз сам глобус меньше Земли.)


Глобус - это модель Земли. Модель - это уменьшенное воспроизведение объекта. Значит, у глобуса тоже есть масштаб.

Практическая работа:


http://fcior.edu.ru/card/22682/globus-model-zemli-prakticheskie-zadaniya.html

IV. Обобщение и систематизация знаний.

Изготовьте масштабную линейку (в масштабе глобуса) из бумаги. Пользуясь ею, выполните следующие задания:

  1. Измерьте на глобусе расстояние от Москвы до Ташкента и по масштабу определите действительное расстояние между этими городами.

  2. Какой материк имеет большее протяжение по экватору – Южная Америка или Африка? Сколько нужно времени, чтобы пересечь Африку на самолете, летящем со скоростью 300 км/час?

  3. Самолет под управлением Героя Советского Союза Громова в 1937 году совершил первый перелет из Москвы через Северный полюс в США, опустившись на Тихоокеанском побережье около г. Сан-Диего. Сколько километров по прямой линии пролетел самолет от Москвы до места посадки?

V. Домашнее задание:§ 9; задание № 4.

VI. Дополнительный материал (если осталось время на уроке).

Земля - шар?

На этот вопрос каждый из вас ответит: конечно, шар. Это раньше Землю считали плоским диском, который держится на трех китах или трех слонах. Теперь в шарообразности ее формы никто не сомневается, особенно после полетов космонавтов, которые своими глазами увидели из космоса нашу красавицу Землю.

Тысячелетия потратили люди, чтобы доказать шарообразность Земли. Лишь в XV веке перед неопровержимыми фактами Землю наконец признали круглой. И школьники всех стран стали изучать свою планету по круглому глобусу.

В действительности Земля - не идеальный шар. Чтобы определить ее точную форму, ученые затратили очень много усилий. Какие только средства не использовали! И все же им пока еще не удалось точно определить форму нашей планеты. А ведь это очень важно для специалистов многих областей знаний.

Впервые удалось заметить, что Земля наша не идеальный шар, около 300 лет назад французскому академику Рише. И помогли ему в этом астрономические часы. Произошло это так.

В 1672 году он отправился в Америку для астрономических наблюдений, захватив с собой часы, тщательно выверенные в Париже. Представьте себе его удивление, когда, приехав в район экватора, он обнаружил, что его часы стали отставать на 2,5 минуты в сутки.

По возвращении Рише в Париж: его часы снова стали идти правильно.

Часы отставали, как только их владельцы приближались к экватору. Именно этот факт дал основание великому физику Ньютону предположить, что за капризами стрелок часов кроется не просто неисправность их механизма, а какая-то закономерность.

Часы отстают потому, - заявил Ньютон, что наша Земля не шар, она сплюснута у полюсов и растянута вдоль экватора.

Такой вывод Ньютон сделал потому, что знал: ритм колебания маятника зависит от длины его и от расстояния до центра Земли. Меняем длину — меняется ритм. Чем ближе маятник к центру земли по одной и той же длине, тем чаще он качается. Так, на вершине горы маятник качается медленнее, чем у ее подошвы.

Можно предложить создать синквейн (белое стихотворение).


Один из вариантов:


Земля

Круглая Шарообразная

Вращается Освещается Отражает

Земля – шар

Космос.





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!