Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
муниципального образования Плавский район
«Горбачёвская средняя общеобразовательная школа»
Конспект урока по алгебре в 9 классе
по теме : «Арифметическая прогрессия»
Учитель: Власова Л.В.
2016г.
Тема: «Арифметическая прогрессия»
Цели:
обобщить и систематизировать знания об арифметической прогрессии,
развить навык нахождения элементов арифметической прогрессии;
воспитать любовь к математике, великим ученым-математикам.
Девиз: «Прогрессия – движение вперед».
Ход урока:
Учитель: Закончился двадцатый век
Куда стремится человек?
Изучен космос и моря,
Строенье звезд и вся земля,
Но математиков зовет
Известный лозунг
«Прогрессия – движение вперед».
Сегодня у нас в классе состоится совет мудрецов. Мудрецы – ученики нашего класса и мудрецы, пришедшие к нам в гости. Узнали ли вы их?
Архимед: Кто формулу суммы квадратов нашел?
И верной дорогой к прогрессу пришел?
Математик и физик. Я – Архимед,
О жизни моей ходит много легенд.
Жил в 287 – 212 г. до н. э.
Гаусс: Я – карл Гаусс ( 1777 – 1855 г.) меня зовут королем математики. Еще в 3 года я поправил расчеты своего отца и каменщика.
Магницкий: Господа, имею честь представиться. Я – Леонтий Филиппович Магницкий – создатель первого учебника «Арифметика» (1669 – 1739 г.).
Учитель: Этих ученых собрал здесь один вопрос математики. Если вы не догадались, о чем речь, послушайте К.Гаусса.
Гаусс: Когда мне было лет примерно десять, учитель математики задал своим ученикам задачу: подсчитать сумму чисел от 1 до 100. Не успел он закончить вопрос, как у меня был готов ответ6 5050.
Учитель: Кто догадался, о чем идет речь? Сегодня мы будем повторять, обобщать знания об арифметической прогрессии, ее истории. На нашем уроке присутствуют группы «Альфа», и «Бета», а также болельщики этих команд. Им придется пройти некоторые испытания.
Магницкий: Под скрип пера о лист бумаги
Заполните сие листы.
Да помогут вам познанья.
На доске висят листы с вопросами, их нужно заполнить, записать формулы. Пока ребята заполняют листы, мудрецы задают вопросы.
Архимед: Кто из древних впервые начал изучать арифметическую прогрессию? (древние египтяне и вавилоняне)
Магницкий: Изучите сие листы, посмотрите, что там написано. Сделайте вывод, откуда они? (из книги «Арифметика»)
Гаусс: Отроки, расскажите, как мне удалось за считанные секунды вычислить сумму чисел от 1 до 100. ( (1+100)*50 пар)
Проверяются листы с формулами.
Гаусс: Зная эти формулы можно свободно решать много интересных задач, и если вы, мудрецы 9-го класса, справитесь с их решением, то узнаете мое знаменитое изречение о математике.
Учащиеся выполняют эстафету. Данные заносят в таблицу.
Вопросы командам (по вариантам):
Найдите третий член арифметической прогрессии, заданной формулой
аn=-3n+1 (ц) аn=-4n+3 (н)
В арифметической прогрессии
-1; 3; 7; … (а) -2; 6; 14; … (а)
найдите разность.
Найдите пятый член арифметической прогрессии
19; 15;… (р) 11; 7; … (у)
Найдите сумму двадцати членов прогрессии
-2; 3; … (и) -3; 2; … (к)
ц | а | р | и | ц | а | | | н | а | у | к |
-8 | 4 | 3 | 910 | -8 | 4 | | -9 | 8 | -5 | 890 |
Гаусс: Изрядно потрудились, собрали вы слова. И поиск их был вами оценен. Слова же следует теперь соединить. В какую фразу можно их объединить?
«Математика – царица наук»
Магницкий: «Арифметика – царица математики». В моем учебнике, изданном 200 лет назад, по которому целых полвека учились дети, много интересных задач. Но иные из них я решал с большим трудом, т.к. не мог найти нужных формул. Вы же, мудрецы, показали, что хорошо знакомы с ними. Вот вам еще одна задача.
«Вертикальные стержни фермы имеют такую длину: наименьший а=5 дм, а каждый следующий на 2 дм длиннее. Какой длины заготовку нужно взять, чтобы изготовить 7 стержней?»
S7 = 2*5 + 2*6 * 7 = 77 (дм)
2
Далее ученики решают задание № 7 из «Сборника заданий для проведения ОГЭ», №328 из учебного пособия «Алгебра – 9» под редакцией С.А.Теляковского.
Итог урока:
Учитель: О, мудрецы времен!
Дружней вас не сыскать.
Совет сегодня завершен,
Но каждый должен знать:
Познанье, упорство, труд
К прогрессу в жизни приведут.