СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока ознакомления с новым материалом. Цель урока: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства. Урок предполагает использование инновационных и традиционных форм работы с обучающимися.

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ "Образование Древнерусского государства"»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Средняя общеобразовательная школа №3 г.Льгова»















КОНСПЕКТ УРОКА ИСТОРИИ



Тема: Образование Древнерусского государства



Разработала : учитель истории и обществознания МБОУ СОШ №3 г.Льгова Курской области

Колесникова Светлана Анатольевна



2015г.

Цели: познакомить учащихся с различными теориями возникновения государства у восточных славян; выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

1) образовательные задачи:

  • ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян, используя исторический документ;

  • выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

  • выяснить систему управления Древнерусским государством.

2) развивающие задачи:

  • развивать умение выделять главное, существенное в изучаемой теме, составляя опорную схему и таблицу;

  • продолжить формирование умений выполнять познавательные и практические задания на использование элементов причинно-следственного анализа; на перевод информации из текста в схему:

  • развивать умение работать в парах.

  • формирование навыков работы с историческим источником и  трудами  историков


3) воспитательные задачи:

  • воспитание патриотизма, уважения к истории и традициям нашей Родины;

  • воспитание коллективизма, товарищества.


4) здоровьесберегающие задачи:

  • профилактика умственного перенапряжения путём смены деятельности;

  • предупреждение близорукости и нарушений осанки учащихся с помощью физкультминутки;

  • развитие наблюдательности, памяти;

  • создание доброжелательной обстановки для принесения детям чувства удовлетворения, лёгкости, радости и желания прийти на занятие снова.


Планируемые результаты:

Личностные   воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в парах; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные  развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные  развитие умений работать с учебником, овладение понятиями государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический

Основные понятия: государство, предпосылки создания государства, князь дружина, полюдье.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, экран, презентация

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.



Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент



Мотивационная установка

-Добрый день, дорогие ребята! Занимайте свои рабочие места, проверьте наличие учебников и тетрадей на своем столе. Сегодня мы с вами вспомним, что нового вы узнали на прошлом уроке и продолжим знакомиться с историей нашего государства.

Приветствуют учителя; занимают свои рабочие места, проверяют наличие учебных принадлежностей к уроку

2.Повторение и контроль Д/З




2.2.Работа в парах: разгадывание кроссворда (3 карточки)


Раздаю карточки трем парам обучающихся.

Дети выполняют задание и сдают карточки на проверку (кроссворды по изученной теме «Соседи восточных славян»), остальной класс отвечает на вопросы учителя

2.3. Фронтальный опрос

  1. Опишите быт и хозяйство восточных славян.

  2. Расскажите о верованиях восточных славян.

  3. Охарактеризуйте   общественное   устройство   древних славян.

  4. Дайте характеристику соседям восточных славян.

  5. Чем привлекала восточных славян Византия?




Поднимают руку, с места, по очереди, отвечают на поставленные учителем вопросы. Дополняют ответы своих товарищей.

3. Изучение нового материала



3.1.Организация и мотивация на изучение нового материала




3.1.1. Определение исторической и практической значимости темы и постановка учебных задач

-Вопрос “Откуда есть пошла земля русская?” волновал и волнует и наших предков, и наших современников. Ведь все мы являемся жителями государства, которое имеет свою историю, развитие. И мы не должны быть “Иванами не помнящими своего родства”. Важно каждому гражданину своей страны изучать её историю, знать корни происхождения. Появление государства у восточных славян и было такой важной вехой на пути развития общества.



3.1.2. Видеофрагмент «…Откуда есть и пошла Русская земля» (1мин. 10с.)


Организует просмотр видео. Записывает на доске тему. Ставит цели урока


Просматривают видео. Записывают тему в тетрадь

3.2.Актуализация знаний. Работа с картой.


«Предпосылки создания Древнерусского госу­дарства»

- Внешнеполитические (назвать соседей, представляющих опасность для восточных славян- кочевники, варяги; торговля с Византией играла важную роль в установлении и дипломатических отношений между двумя странами)

- Политические (наличие союзов славянских племен, усиление военной знати, появление системы управления)

- Экономические ( развитие торговли, путь «из варяг в греки», Волжский торговый путь, рост городов )

- Социальные (переход от родовой общины к соседской и т.д. (распад родовой общины, в которой люди перестали нуждаться, т.к. каждая семья могла обеспечить себя самостоятельно), возникновение имущественного неравенства (зарождалось право частной собственности, создать определенные излишки), усложнение социальной структуры общества



Отвечают на предложенные вопросы. Выходят к доске. Отмечают на карте маркером для интерактивной доски важнейшие торговые пути восточных славян

3.3.Практикум на основе упреждающего задания

«Теории появления государства у восточных славян»

( слайд + сообщения учащихся)


- Вопрос о становлении Древнерусского государства до сегодняшнего момента вызывает полемику среди ученых, не давая с полной уверенностью сказать, как на самом деле происходил этот процесс. Этот спор между ними будет длиться еще долго, потому что в данный момент не имеется достаточного количества подтверждений для однозначной теории его образования.

Современные учёные придерживаются различных взглядов о возникновении древнерусского государства:


Делают выводы:

- Русская государственность возникла как закономерное и самостоятельное развитие общества, но не без участия норманнских вождей (центристская теории)

- Рюрика пригласили княжить, значит, у славян уже сложилась эта форма государственности;

- варяги находились на такой же ступени развития, что и славяне, зна­чит, не могли дать им более высокой формы государственности;

- Рюрика пригласили княжить в город, а наличие городов косвенно указывает на наличие государственности


ФИЗМИНУТКА

( 1 мин.)



Говорю о необходимости небольшого отдыха. Прошу детей встать

Под музыку повторяют движения за сказочным персонажем (гимнастика для глаз + разминка)

3.4.Работа с историческим документом


-Вся древнерусская история построена на основании “Повести временных лет”, написанной замечательным летописцем монахом Нестором в XII в. в Киево - Печерском монастыре. “ПВЛ” - это и исторический источник, и литературный памятник одновременно.

Задание: Прослушайте отрывок «Повести временных лет» и выберите доказательства (цитаты) о том, что иноземные князья действительно были приглашены на Русь в качестве «третьей» примиряющей силы.



Документ

«Повесть временных лет»

«В год 6370 (862). Изгнали варяг за море, и не дали им дани, и начали сами собой владеть.

И не было среди них правды, и встал род на род, и была среди них усобица, и стали воевать сами с собой. И сказали себе: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву».

И пошли за море к варягам, к руси. Те варяги назывались русью подобно тому, как иные называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, − вот так и эти прозвались. Сказали чудь, славяне, кривичи и весь: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет. Приходите княжить и владеть нами». И вызвались трое братьев со своими родами, и взяли с собою всю русь, и пришли к славянам, и сел старший, Рюрик – в Новгороде, а другой, Синеус – на Белоозере, а третий, Трувор – в Изборске. И от тех варяг прозвалась Русская земля…


И было у него два мужа, не родичи его, но бояре, и отпросились они в Царьград со своим родом.

И отправились по Днепру, и когда плыли мимо, то увидели на горе небольшой город.

И спросили: «Чей это городок?» Тамошние же жители ответили: «Были три брата: Кий, Щек и Хорив, которые построили городок этот и сгинули, а мы тут сидим, их потомки, и платим дань хазарам». Аскольд же и Дир остались в этом городе, собрали много варяг и стали владеть землёю полян. Рюрик же тогда княжил в Новгороде».














Делают Вывод:

-Древнерусское государство возникло у восточных славян в IX века, как результат длительного развития. Двумя центрами, откуда началось государство, были Киев – на юге и Новгород – на севере.


3.5.Работа со схемами. Рассказ учителя

«Формирование единого Древнерусского государства»



- В 882 году князь Олег вместе с малолетним Игорем двинулся из Новгорода на юг. По пути он захватывал города, облагал данью славянские племена, всюду ус­танавливал свою власть. Наконец добрался до Киева.

Отряд князя был небольшим, и, чтобы захватить город, Олег пошёл на хитрость. Он спрятал воинов за бортами кораблей, а сам назвался купцом, на­правляющимся в Византию. Олег пригласил к себе Аскольда и Дира, а когда они пришли, воины выско­чили из ладей и по приказу Олега убили их. Асколь­да и Дира похоронили в Киеве. Место, где была мо­гила Аскольда, и в наше время сохраняется.

Став князем в Киеве, Олег сказал: «Да будет это мать городам русским!»

882 – поход Олега на Киев. Объединение Северной и Южной Руси.

Государство русов стало называться Русью. По на­званию столицы его также именуют Киевской Русью. Олег совершает ряд походов на древлян, северян, радими­чей, которые платили дань хазарам. Эти племена перестали платить дань хазарам и подчинились Киеву.

Учитель подводит учащихся к выводу.

- Олег принял титул - киевский великий князь.

Племена, признавшие власть Киева, заключили с великим князем договор, по которому они обязались платить дань.

С ноября по апрель киевский князь и дружина объезжали свои земли и собирали дань - полюдье.

В случае войны племена обязаны были предоставлять князю свое ополчение, руководимое воеводой (второе лицо после князя).

В городских центрах важные вопросы решало вече.


Давайте вспомним, какие признаки характеризуют государство?





Делают вывод:

в результате объеди­нения двух центров восточных славян: южного - во главе с Киевом, северного - во главе с Новгородом, образовалось государство Русь с центром в Киеве - Киевская Русь.














Записывают дату в тетрадь.














Записывают в тетрадь новый термин «полюдье»






Называют признаки государства:

1. Единство территории (карта).

2. Власть (князь)

3. Суверенитет (неподчинение власти другого государства).

4. Налоговые сборы (дань, полюдье).


4. Закрепление материала



4.1. Установление последовательности событий (работа с интерактивной доской)


Задание: Расставьте в последовательности этапы возникновения Древнерусского государства, используя схему как подсказку

1.Начало неравенства

2.Выделение знати

3.Переход к соседской общине

4.Образование государства

5.Захват земель, грабительские набеги.

6.Усовершенствование обработки земли.

7.Образование излишков.

8.Складывание частной собственности на землю.

9.Господство родовой общины

4.2. работа с ЭОР



http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/50fb91a9-82d9-4bb9-aec3-13773267f26f/%5BIS6IR_2-05%5D_%5BTQ_05%5D.html

Вопросы и задания к уроку по теме «Становление Древнерусского государства»


Выходят к доске и выполняют задания в режиме он-лайн

4.3.Работа с УМК

Выполнение заданий 2.1, 2.2, 2.3 рабочей тетради.

Учитель корректирует правильность выполнения предложенных учащимся заданий.


Каждый учащийся работает в своей тетради индивидуально.

4.4.Работа с документом учебника

Задание: прослушайте фрагмент документа и скажите: о каких событиях периода формирования древнерусского государства идет речь? Какие племена восточных славян приняли в описываемых событиях участие?


С места, подняв руку, предлагают свои варианты ответов.

5. Этап оценивания учащихся. Рефлексия.

Что нового Вы узнали на сегодняшнем уроке?





Оценивание работы учащихся на уроке.

-Познакомились с различными теориями о возникновении государства у восточных славян.

Выяснили предпосылки и этапы образования Древнерусского государства.

Узнали систему управления Древнерусским государством


6. Домашнее задание (выводится на экран)


§ 3, ответить на вопросы. Подготовить сообщения по темам (по желанию):

1) Деятельность князя Олега (внутренняя и внешняя политика).

2) Деятельность князя Игоря (внутренняя и внешняя политика).

3) Деятельность княгини Ольги (внутренняя и внешняя по­литика).

4) Деятельность князя Святослава (внутренняя и внешняя по­литика.)


Записывают д/з в дневники.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!