Конспект открытого урока математики во втором классе по теме:
"Произведение и множители. Значение произведения и умножение",
предназначен для учителей, работающих по образовательной системе "Перспективная начальная школа".
Цель деятельности учителя:
Создать условия для знакомства с термином «множители», уточнения смысла умножения двух множителей как операции, заменяющей сложение равных слагаемых, ознакомления с понятиями «умножение», «значение произведения»; совершенствовать вычислительный навык; развивать умение анализировать, логическое мышление и внимание.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
Презентация.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
Научатся записывать действие умножения, используя соответствующий знак (•); употреблять термины, связанные с действием умножения (произведение, множители, значение произведения); получат возможность научиться – понимать количественный смысл действия (операции) умножения над целыми неотрицательными числами.
Метапредметные: познавательные – проводят сравнение, понимают выводы, сделанные на основе сравнения, находят закономерности, самостоятельно продолжают их по установленному правилу; наблюдают и делают самостоятельно простые выводы; коммуникативные – участвуют в диалоге; сотрудничают в совместном решении проблемы; регулятивные – составляют под руководством учителя план и последовательность выполнения заданий на уроке; прогнозируют результат и уровень усвоения знаний, его временные характеристики.
Личностные: принимают и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками; сознают личностный смысл учения.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Слайд 1.
- Здравствуйте, ребята!
- Сегодня урок математики у вас проведу я, Ольга Сергеевна.
Проверьте, всё ли у вас готово к уроку. Прежде чем мы с вами начнём наш урок, я хочу, чтобы мы улыбнулись: вы мне, а я вам; и вы друг другу и нашим гостям.
Ну что, готовы начать урок? Ну, вот и отлично.
2. Актуализация знаний.
Слайд 2.
- Сегодня на уроке мы попали в замечательную страну Математика. На пути к вам мне встретился почтовый голубь. Он был печальным. Дело в том, что не помнит он, куда должен доставить письмо. Пока он был в пути, налетел сильный ветер и буквы двух рассыпанных слов – названий городов – составили пары других. Какие слова были первоначально, вы догадались?
ЛОЖЕ+СЕНИ=?
УМЕНИЕ+НОЖ=? (сложение, умножение)
Слайд 3.
- О чем мы будем говорить сегодня на уроке?
- Как вы считаете, мы уже все знаем о действии умножения?
- Хотите расширить, углубить свои знания о действии умножения?
Слайд 4.
- Сегодня на уроке у вас будет возможность узнать больше о новом изученном действии – умножении. Поможем голубю быстро доставить письмо по указанному адресу?
- Перед вами карта страны МАТЕМАТИКА. Путь предстоит не близкий, поэтому предлагаю воспользоваться услугами железной дороги.
- Отправимся в путь на поезде. Но надо купить билет. Только в стране Математика нет денег, зато есть множество интересных заданий, выполняя которые, мы можем получить желаемое. За каждый правильный ответ я приготовила для вас эти замечательные билеты. Они разного цвета потому, что по пути следования будут разные станции, а значит и разные задания. Итак приступим:
3. Устный счет.
Слайд 5.
- Разгадайте закономерность и продолжите ряды чисел:
15, 30, 45, …, …, …;
99, 78, 57, …, …;
1, 11, 23, 37, …, …, ….
- Какое правило действует в первой (второй, третьей) строке? Каким способом ты это выяснил?
1-«+15»: 30-15=15 и т.д.
2-«-21»: 99-78=21 и т.д.
3-«+10,+12,+14 и т.д.»: 11-1=10, 23-11=12, 37-23=14 и т.д.
4. Проверка ранее усвоенных знаний.
Слайд 6.
- Молодцы. Мы садимся в вагон. Путь предстоит не близкий. Чтобы скрасить себе дорогу, предлагаю разгадывать математические задания, напечатанные в вашем учебнике.
- Запишите число, классная работа. А теперь прочитайте задание № 1 на странице 101.
- Ваня идет к доске выполнять это упражнение, а все – в тетради.
3•4=3+3+3+3
8•12=8+8+8+8+8+8+8+8+8+8+8+8
- Как ты определил, что именно эти выражения необходимо выписать? (другие мы знаем – это сложение и вычитание; мы знаем, что умножение обозначается на письме точкой)
Слайд 7.
- И вот наш поезд прибывает на первую станцию «Компоненты действий».
Слайд 8.
- Давайте подумаем, на какие группы можно разделить эти же выражения из № 1. Сколько получится групп? Какие? (сложение, вычитание, умножение)
Слайд 9.
- Отлично. Вспомните компоненты действия сложения. (слагаемое+слагаемое=сумма)
- Хорошо. Назовите компоненты действия вычитания. (уменьшаемое-вычитаемое=разность)
5. Изложение нового материала.
- А как называются компоненты действия умножения вы знаете? (нет)
- Давайте запишем вместе со мной произведение чисел 3 и 4.
3•4=3+3+3+3
- С каким действием связано действие произведение? (со сложением)
- Каким образом проявляется эта связь? ( умножение – это действие, заменяющее сложение одинаковых слагаемых)
- Сколько слагаемых может быть? (много)
- Итак, числа, из которых состоит произведение, называются МНОЖИТЕЛЯМИ. Есть первый множитель и второй. Первый множитель – 3 – показывает, какие слагаемые складывались, а второй множитель – 4 – показывает, сколько таких слагаемых было.
- Прочтите это правило на странице 101.
6. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
Слайд 10.
- Итак, нам пора в дорогу. Чтобы не скучать в дороге, выполним № 2 на странице 101.
Маша идет к доске.
2•4=2+2+2+2
Слайд 11.
- Выполним № 3 на странице 101. Петя у доски.
3+3+3+3+3+3+3=3•7
- Что обозначает первый множитель?
- Что обозначает второй множитель?
Слайд 12.
- Вот и добрались до второй станции «Игровая».
Слайд 13.
- Перед вами математические выражения. Посмотрите, какие числа пропущены? Возможные варианты чисел, представлены в кружочках. Итак, кто хочет быть первым? (устная фронтальная работа)
17+17+17=17•3
4+4+4+4+4=4•5
25+25+25=25•3
12+12+12+12=12•4
5+5+5+5+5=5•5
7. Физминутка.
Слайд 14.
- В дороге мы немного притомились, предлагаю немного подвигаться под музыку. Встаньте, пожалуйста, из-за парт ровно, друг за другом. Петя, иди к доске, будешь помогать проводить физминутку. Действия повторяйте за нами. Начинаем.
Мы топаем ногами.
Топ, топ, топ. (ходьба на месте)
Мы хлопаем руками.
Хлоп, хлоп, хлоп. (хлопки в ладоши)
Качаем головой. (наклоны головы
влево, вправо)
Мы руки поднимаем. (руки вверх)
Мы руки опускаем. (руки вниз)
Мы руки разведем. (руки в стороны)
И побежим кругом . (бег на месте)
Слайд 15.
- Ребята, смотрите наш поезд уходит. Садимся за парты и продолжаем путешествие.
- Открываем учебник на странице 103 и знакомимся с № 1.
- Катя, идет к доске.
5•4=5+5+5+5=20
Слайд 16.
- Вот и следующая станция «Значение произведения».
8. Изложение нового материала.
Слайд 17.
- Вы записали это выражение: 5•4=5+5+5+5=20. Действие, при выполнении которого находят значение произведения, называется умножением, а знак «•» - знаком умножения.
- Прочтите это правило на странице 103 еще раз вместе.
Слайд 18.
- И вот мы опять в пути. Страница 103 № 2. Саша выполняет два выражения у доски, затем Вася оставшиеся два, а остальные самостоятельно в тетради, и затем проверим свою работу.
5•2=5+5=10
2•7=2+2+2+2+2+2+2=14
3•5=3+3+3+3+3=15
10•4=10+10+10+10=40
9. Восприятие и осознание учащимися нового материала.
Слайд 19.
- Следующая станция необыкновенная – «Звездная».
Слайд 20.
- Рассмотрите узор. Запишите число звездочек в данном узоре в виде произведения. Сделайте это двумя способами. Сначала работайте самостоятельно. Затем сравните свои произведения с произведениями соседа по парте.
Слайд 21.
- А теперь проверьте свои результаты и исправьте, если необходимо, ошибки.
Слайд 22-23.
- И снова в путь. Скоро конечный пункт нашего путешествия – г. Умножение. Чтобы это время пролетело незаметно, решим веселую задачу.
2+2+2+2=8 4 утенка
2+2+2+2+2+2+2+2=16 16 шишек
10. Подведение итогов урока и постановка домашнего задания. Рефлексия.
Слайд 24.
- Вот и прибыли мы по месту назначения. С нашей помощью голубь доставил письмо точно по адресу. Город встречает нас цветами, приглашая остаться. Вы оказались очень интересными попутчиками. И мне хотелось бы вручить вам смайлики, которые являются символами улыбок, подаренных друг другу во время урока.
- Давайте посчитаем наши разноцветные билетики. Желтого цвета билеты поднимите, пожалуйста, самое большое количество у Маши – смайлик цветной. Теперь зеленого - больше всего у Васи. Затем розовые – у Пети. Теперь голубые – Таня. И наконец, белые.
- И все же у кого оказалось больше всего билетов в конце урока? Ты получаешь самый большой смайлик. Поздравляю!
- Скажите, все ли вы теперь знаете об умножении? (нет)
- На последующих уроках вы продолжите знакомство с этим замечательным действием в стране Математике.
- А пока вспомним, что нового узнали на уроке сегодня?
- Что особенно заинтересовало во время урока?
Слайд 25.
- Дома предлагаю выполнить необычное задание из книги, а решить примеры, спрятанные в этих поездах. Посмотрите на слайд. Здесь представлен первый поезд из домашнего задания. Давайте попробуем объяснить, какое число необходимо вписать в окошко последнего вагона. (ответы детей)
Слайд 26.
- А я благодарю вас за урок. До свидания.