СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект открытого урока

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок изучения нового материала. Содержание данного урока соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по обществознанию. В связи с переходом на стандарты нового поколения на уроке применялся системно-деятельностный подход.

Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная школа № 15 г.Ельца»











Конспект урока

по обществознанию в 7 классе

«Наши статусы и роли»









Подготовила учитель истории и обществознания

Григорьева Оксана Алексеевна











г. Елец - 2017г.



Образовательные цели:

познакомить учащихся с видами социального статуса человека в обществе, выяснить как соотносятся статус человека и его личные качества, пути изменения человеком его социального статуса.

Развивающие цели:

формировать навыки работы с текстом, документами; учить анализировать и оценивать социальные ситуации, опираясь на личный опыт, формулировать обобщающие выводы

Воспитательные цели: воспитание уважительного отношения к людям

Основные понятия: статус, предписанный статус, достигаемый статус, высокий и низкий статусы, несовпадение статусов, главный статус.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы и методы обучения:

Самостоятельная работа учащихся при подготовке к уроку;

Работа в группах;

Работа с теоретическим материалом, документами;

Самостоятельная работа.

Технологии: ИКТ-технология, дифференцированного обучения, активного обучения.

Оборудование: проектор, экран, компьютер, презентация Power Point, учебник, раздаточный материал.


Ход урока.

  1. Мотивация учебной деятельности

Создание благоприятного настроя на работу на уроке. Приветствует учащихся, спрашивает о готовности к сотрудничеству.

- Здравствуйте! Садитесь.

Улыбнёмся друг другу, дети. Сядьте удобно, закройте глаза, положите головы на парты и повторяйте за мной”.

Под тихую мелодичную музыку дети тихо повторяют за учителем:

- Я в школе на уроке,

- Сейчас я начну учиться.

- Я радуюсь этому.

- Внимание моё растёт.

- Я как разведчик, всё замечу.

- Память моя крепка.

- Голова мыслит ясно.

- Я хочу учиться.

- Я очень хочу учиться.

- Я готов к работе.

- Я работаю!

- Обратите внимание на эпиграф, к которому мы вернемся в конце урока:

Весь мир — театр.
В нём женщины, мужчины — все актеры.
У них свои есть выходы, уходы,
И каждый не одну играет роль.
Уильям Шекспир

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, какие группы общества вы знаете? (Семейные, национальные, профессиональные, конфессиональные, возрастные и т.д.)

- В какие из них входите?

- Можете ли вы определить свое место в этих группах?

- Сейчас я вам немного расскажу о себе. Я являюсь жительницей города Ельца. У меня есть семья (мои родители, муж и двое детей), также я имею много друзей. Работаю учителем в школе №15, являюсь классным руководителем 7 А класса. Люблю путешествовать и готовить для своих родных и близких.

- А теперь вы дайте пять вариантов ответа на вопрос: «Кто ты?». (Выполните тест на самоопределение стр. 30 №1).

- Итак, вы назвали различные варианты самоопределения.

- А будет ли меняться ваше поведение, в зависимости от того, кем вы будете являться на данный момент?

Общество состоит из различных социальных групп - семейных, возрастных, национальных, религиозных и т.д. Каждый человек одновременно может входить

в разные группы, даже в течение дня человек может присоединяться к той или иной группе.


  1. Определение целей и темы урока

- А чем же мы сегодня будем говорить? ( О том, какое место в обществе мы занимаем и как должны себя вести в различных ситуациях).

- Хорошо, давайте запишем тему урока: «Наши статусы и роли».

  1. Этап усвоения новых знаний

- А что же такое статус? Попробуйте из предложенных слов собрать определение. (Статус это положение человека или группы в обществе). Запишите его в рабочую тетрадь. (Учебник стр.55).

- Часто разные люди объединены одним и тем же статусом (например, школьники, врачи, пассажиры), но у каждого человека своя комбинация статусов.

Задание:

- Попробуйте перечислить как можно больше своих статусов (ответы обучающихся).

- Сережа Малявин это задание выполнил так: школьник, внук, хозяин собаки, весельчак, староста класса. Найдите ошибку у Сергея (весельчак).

- Совершенно верно. Психические и физические данные индивида к статусу не относятся, если они не оказывают сильного влияния на общество. Например, такие особенности человека, как высокий рост, привлекательная внешность, хорошая интуиция, гибкость, пластичность, не являются основанием для приобретения тех или иных статусов. В то же время они могут стать базой для приобретения тех или иных статусов: например, высокой рост-для баскетболиста, красота-для фотомодели, интуиция – для ученого, гибкость и пластичность для танцора и т.д.


Работа с учебником (прочитайте текст на стр.55-56 и ответьте на вопрос «Какие виды статусов существуют»).

Виды статуса:

  • Предписанный

  • Достигаемый

  • Высокий

  • Низкий

  • Личный

  • главный

- А какой из перечисленных статусов на данном этапе вашей жизни будет являться главным? Какие статусы вы хотели бы получить в будущем?

Выполните задание №3 в рабочей тетради.

- Личные статусы могут быть противоречивыми. Например, хорошая дочь может быть плохой подругой, хороший ученик может быть плохим внуком. Такая ситуация называется несовпадением статусов. Нельзя преуспеть во всех областях жизни, но к этому надо стремиться.

Работа с документом – Сюжет «Сережин папа изменил статус» (стр.57)

Сережин папа, Николай Иванович, долго был принципиальным противником покупки автомобиля. Он считал, что это приносит слишком много хлопот и денежных затрат. Находясь на улице, он постоянно ругал автомобилистов, которые не соблюдают правила дорожного движения: едут на красный свет, превышают скорость. Но вот Малявины приобрели дачу, и автомобиль им просто стал необходим. Через несколько дней поле того, как Николай Иванович сел за руль, его сразу стали возмущать пешеходы, которые, по его словам, переходят дорогу «где попало» и при этом «еле – еле тащатся».

Задание: О каких социальных статусах идет речь? Какой статус Сережиного папы изменился и как? Как повлияло это изменение статуса на взгляды Николай Иванович? Как вы думаете, влияет ли статус человека на его характер, на его внешний вид, на отношение к людям? Приведите примеры.

Зависимость взглядов человека от его статуса необходимо учитывать в общении. Многое в человеке определяет и его профессиональный статус.


Физкультминутка


Задание в группах. Придумайте сценки вашего общения с людьми разных социальных статусов (мама-сын, друг-друг, учитель-ученик, учитель-директор школы).


- Заметили ли вы, что в зависимости от того, каким статусом вы обладаете, начинает меняться ваше поведение (ответы учащихся).


-Почему так происходит? (нельзя одинаково вести себя с другом, мамой, учителем, т.е. выполнять одну и ту же роль).


- А что такое социальная роль? Соберите определение из предложенных слов.

(Социальная роль-образец поведения человека, ожидаемого обществом).

Запишите его в рабочую тетрадь (стр.33 №1).


- Какую социальную роль вы выполняете в данный момент (ученика).

- Какое ролевое поведение предполагает роль ученика? (внешний вид, внимательность, выполнение требований учителя).


-Молодцы. Другими словами, социальная роль-это то поведение, которое ожидает общество от представителя данного социального статуса. Исполнение и реализация статусных обязанностей и прав (приведите примеры). Мы ожидаем от водителя автобуса, что он будет вести автобус по расписанию, соблюдать ПДД, останавливаться в положенных местах.

- Ролевое поведение включает также образец не только действий, но и эмоциональных реакций и внешнего вида. Представьте себе профессора университета в трико, или продавщицу мяса в вечернем платье.


- Какие же существуют виды социальных ролей?

Задание: прочитайте текст на стр.60 и ответьте на вопрос: «Какие виды социальных ролей существуют?»



Виды социальных ролей:

  • формальные

  • неформальные


- Отметьте формальные роли знаком +, а неформальные – знаком -.

Продавец +

Студент +

Жених -

Гражданин РФ +

Попутчик -

Военнослужащий +

Приятель -

Учитель +

Подруга -

Пешеход -

Пассажир –


- Чем различаются эти роли? (четкость и подробность правил их исполнения).

- Например, действия военнослужащего определены особыми правилами, а роль влюбленного каждый исполняет по-своему.

- Формальные роли можно назвать безличными. Все исполнители должны играть их одинаково. И в этой связи встает вопрос о свободе человека.


- Рассмотрите и проанализируйте карикатуры , используя памятку 8. на стр.197


- В большинстве случаев исполнение социальных ролей не исключает свободы человека. Свобода сохраняется, во-первых, в выборе самой роли. Во-вторых, в ходе исполнения роли. В-третьих, человеку приходится делать выбор при ролевом конфликте.

- Часто бывает так, что одна роль исполняемая человеком противоречит другой. Иногда это проявляется в конкретных жизненных ситуациях. Например, вам надо подготовиться к контрольной, а мама просит помочь на даче. Бабушка пригласила вас на день рождения, а у вас важный матч.


Работа с документом – Сюжет «Сережа в ситуации ролевого конфликта» (стр.62).

Сережа Малявин привык все делать в последний момент. Поэтому подготовку к контрольной работе он отложил на вечер. Как назло, в это вечер заболела бабушка и Сережа остался с братишкой .К контрольной он не подготовился, но родители были благодарны сыну, но через день ругали его за двойку. Сереже было очень обидно.

Задание: Какие социальные роли Сережа должен был исполнить вечером? Почему он должен был выполнять эти роли? В чем состоял ролевой конфликт?


5. Этап повторения

- А теперь выполним небольшой тест.

1. Какие из перечисленных слов не характеризуют статус человека?

1) ученик, сын

2) врач, отец

3) весельчак, «душа компании»

4) отличница, школьница

2. К предписанным статусам относится

1) студент

2) внук

3) лидер класса

4) отличник


3. К достигаемым статусам не относится

1) сын

2) учительница

3) кандидат педагогических наук

4) мастер спорта

4.Верны ли следующие суждения о статусе?

А. Положение человека в малой группе, которое зависит от его личных качеств и отношения к нему окружающих, называется личным статусом.

В. Ситуация, когда хороший ученик может быть плохим внуком, называется несовпадением статусов.

1) верно только А

2) верно только В

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

5. Социальная роль – это

1) положение человека в обществе

2) ожидание, предписание поведения, соответствующего статусу

3) совокупность обязанностей человека перед обществом

4) совокупность статусов человека

6. Верны ли следующие суждения?

А. Социальный статус определяет социальные роли человека.

Б. Социальная роль для каждого статуса одна.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения не верны

- Обменяйтесь своими работами с соседом по парте и поставьте оценки за работу с тестом.

- А теперь вернемся к эпиграфу. Как вы понимаете слова У.Шекспира (ответы учащихся).


6. Рефлексия

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

у меня получилось …

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

мне захотелось…


7.Домашнее задание

Параграф 9-10, рабочая тетрадь



Список использованной литературы:

О.Б. Соболева, Р.П.Корсун. Обществознание. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. 7класс.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

О.Б. Соболева. Обществознание. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. 7класс. -М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

Обществознание. Программа. 6-11классы общеобразовательных учреждений.- М.: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013

Интернет-ресурсы: Интернет ресурсы: Энциклопедия «Лучшие люди России» htt://www.llr.ru


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!