Министерство образования Московской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
Московский государственный областной университет
Конспект
открытого познавательного занятия
для детей средней группы
Выполнил слушатель
Воспитатель
МДОУ №3 г. Фрязино
Алланазарова Венера Кахрамановна
Методические рекомендации:
Непосредственная образовательная деятельность «Путешествие в осенний лес» проводится в форме игры – путешествия, сочетает несколько видов детской деятельности (двигательную, игровую, коммуникативную, познавательно-исследовательскую).
1.Организационная часть занятия проводится в стихотворной форме. Дети, отгадав загадку, отправляются в путешествие по осеннему лесу. Все путешествие также сопровождается стихами.
2.Игровая мотивация-путешествие по лесу.
3.Сюрпризный момент – встреча с Лесовичком.
4.Лесовичок в стихотворной форме мотивирует детей на решение определенных задач. Проводятся дидактические игры «Чей домик?» и «Какое варенье?». Обратить внимание на правильные окончания прилагательных , которые сочетаются с существительными.
(Например : Лиса живет где? В норе. Значит нора чья? Лисья.) Правильно образовывать прилагательное от существительного. (Например : Если варенье сварили из малины, значит оно какое? Малиновое.)
5. Физкультурная пауза также проводится в стихотворной форме. Дети имитируют движения диких животных, продолжая свое путешествие.
6.Лесная лаборатория, в которой оказываются дети, представляет собой столы, на которых стоят стаканы с водой, пустые стаканчики, мелкие игрушки. Педагог объясняет правила поведения во время опытов. Дети, путем экспериментов (нюхая воду, пробуя ее, переливая из одной емкости в другую) делают самостоятельные выводы и озвучивают их. (Вода не имеет вкуса, запаха, она прозрачная и т.д.)
7. Подводя итог, педагог просит детей рассказать, что же нового они сегодня узнали?
Лесовичек дарит детям угощение.
8.Дети берутся за руки, закрывают глаза и произносят слова, с помощью которых они будто бы вновь оказываются в детском саду.
Цели и задачи:
Формирование экологической культуры через наблюдение и экспериментальную деятельность;
Формирование двигательных умений и навыков;
Расширять знания детей о свойствах воды;
Закрепление умения образовывать прилагательное от существительного.
Активизация словаря детей на основе закрепления знаний о диких животных.
Воспитание отзывчивости, доброжелательности по отношению к товарищам.
Материалы и оборудование:
Декорации жилищ животных: Белки, Лисы и Медведя: дерево с дуплом, нора, берлога;
Мягкие игрушки: Белка, Лиса, Медведь;
Стаканчики для проведения опытов;
Мелкие игрушки из «Киндер-сюрприза»
Ход занятия
Дети входят вместе с воспитателем в зал, оформленный как осенний лес, и образуют круг, за руки не держатся.
Педагог: В круг, ребята, становитесь,
Да за руки не беритесь,
А послушайте загадку
Да скажите мне отгадку.
(загадывает загадку) Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далёкий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льётся
Как это время года зовётся?
Дети: Осень!
Педагог: А хотите, отправимся в сказочный, осенний лес на прогулку?
Дети: Хотим!
/Звучит фонограмма щебета птиц, дети, взявшись за руки, идут за воспитателем, обходят зал, незаметно появляется Старичок-Лесовичок, он садится на пенёк, спит/
Педагог: Посмотрите, старичок,
Старичок-лесовичок!
Он сидит и молчит,
Очень-очень крепко спит…
Ну-ка, хлопнем веселей,
Пусть проснётся поскорей!
/Дети хлопают в ладоши/
Лесовичок: Это кто в лесу гуляет?
Это ко мне спать мешает?
Вы не мишки. Не зайчата…
Ну-ка, кто же вы?
Дети: Ребята!
Педагог: Мы – ребята из детсада!
Лесовичок: А в лесу-то, что вам надо?
Педагог: Мы с ребятами решили погулять в сказочном осеннем лесу.
Лесовичок: Да, лес располагает к прогулкам и мечтам…
Значит так, мои друзья,
Вам секрет открою я…
Этот лес я сторожу,
За порядком здесь слежу!
А вы знаете, как нужно себя в лесу вести?
/Дети рассказывают правила поведения в лесу/
Лесовичок: Молодцы, а чтобы попасть в мой сказочный лес, нужно выполнить трудные задания, справитесь?
Дети: Да!
Лесовичок: В лесу нужно разговаривать на лесном языке, хотите, я вас научу?
/По очереди обращается к каждому ребёнку и задаёт вопросы/
- Гриб какой? (лесной)
-Дорога в лесу какая? (лесная)
- Озеро какое? (лесное)
- Ягоды какие? (лесные)
- Поляна какая?
- Воздух какой?
- Тропинка какая?
- Запахи какие?
Лесовичок: Молодцы! Отправляйтесь на ту полянку, там вас ждёт ещё одно интересное задание.
/Звучит фонограмма щебета птиц, дети берутся за руки и обходят зал, выставляются декорации: дерево с дуплом, пенёк с норой, берлога; рядом с декорациями неправильно располагаются мягкие игрушки: Белка, Лиса и Медведь/
Педагог: Посмотрите, ребята, на полянке живут звери, вы их узнали?
/Дети называют: Белка, Лиса, Медведь/
Педагог: Правильно, а как называют животных, которые живут в лесу?
Дети: Дикие.
Педагог: Верно, а каких ещё диких животных вы можете мне назвать?
/Дети называют 3-4 диких животных/
Педагог: Молодцы! Посмотрите, что-то на нашей полянке не так, мне кажется, что Старичок-лесовичок хочет нас запутать…
/Дети замечают, что у диких животных перепутаны жилища-домики/
Педагог: Какие вы внимательные! Давайте исправим ошибку (подходит к Белке). Где должна жить Белка?
Дети: В дупле (сажают Белку на место).
Педагог: А какие запасы она себе на зиму делает?
Дети: Грибы, орехи.
Педагог: Давайте угостим Белочку.
/Дети выбирают соответствующее угощение и ставят Белке под дерево/
Педагог: (берёт в руки Мишку) А где наш Мишка будет зимовать?
Дети: В берлоге (сажают Медведя к берлоге)
Педагог: Берлога теперь чья?
Дети: Медвежья.
Педагог: Правильно, а чем же мы угостим нашего Мишку? Вы знаете, что медведь любит собирать ягоды, смотрите, у нас есть баночка варенья (на этикетке – малина нарисована), угостим его малиновым вареньем?
Дети: Да!
Педагог: А если на баночке будет нарисована земляника, то как будет называть варенье?
Дети: Земляничное (клубника – клубничное, черника - черничное, брусника – брусничное, клюква – клюквенное)
Педагог: Молодцы! (берёт Лисичку) А Лисичка где должна жить?
Дети: В норе (сажают Лисичку к пеньку с норой)
Педагог: Чья теперь нора?
Дети: Лисья.
Педагог: А для Лисички у нас есть тоже угощение (угощают «рыбкой»).
/Появляется Старичок-лесовичок/
Лесовичок: Какие вы молодцы, как много знаете о диких животных, обитателях моего леса, правильно разместили жильцов по своим жилищам, теперь им не страшно зиму зимовать. Предлагаю вам отправиться вместе со мной дальше в путешествие по осеннему лесу, где много чудес, загадок и волшебства. Хотите?
/Звучит фонограмма щебета птиц, дети встают друг за другом и идут за Лесовиком, повторяя движения/
Лесовик: В лес осенний на прогулку Предлагаю вам пойти Интересней приключения Нам, ребята, не найти! | Шагают |
Педагог: На носочки зайка встал, По дорожке зашагал! Медведь на пяточках шагает И нос свой кверху поднимает | Ходьба на носочках Ходьба на пяточках |
Лесовичок: Белка прыгает и скачет По дорожке словно мячик! По лесной сухой дорожке Весело топочут ножки. | Прыгают на месте Идут топающим шагом |
Педагог: Это ходит вдоль дорожек, Весь в иголках серый ёжик. Если подкрадётся волк, Превратится ёж в клубок! | Бегут на носочках Присели на корточки, опустили голову |
Лесовичок: По извилистой дорожке
К синей речке мы пришли.
Здесь мы мостик перейдём,
(хитро) К кому-то в гости попадём…
/Звучит фонограмма булькающей воды/
Педагог: Что это звуки, Лесовичок?
Лесовичок: А это моя Лесная Лаборатория. Вы фокусы любите? Сейчас я вам что-то интересное покажу.
/Лесовичок вместе с воспитателем проводят опыты с водой/
Педагог: Давайте повторим, что мы узнали сегодня о воде?
Дети: Она прозрачная, не имеет вкуса и запаха, она льётся, т.е. вода жидкая.
Педагог: Спасибо, Лесовичок, нам очень понравилось у тебя в гостях, правда, ребята?
Лесовичок: Вы мне тоже очень понравились, за это я вам дарю корзинку с лесными дарами (шоколадные шишечки) и жду вас зимой, погуляем по зимнему лесу. До свидания! (уходит)
/Педагог предлагает детям встать в круг и вернуться домой/
Педагог: В круг, ребята становитесь,
И за ручки все возьмитесь
Дружно глазки закрывайте
И за мною повторяйте:
«Лес осенний не скучай,
Ты домой нас отправляй»
/Звучит волшебная музыка/
Педагог: Вот мы и дома. Понравилось вам путешествие? (да) Пойдёмте в группу.