СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Частица как часть речи. Урок №1"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения  частиц как части речи; формирование навыков  распознавания и выделения формообразующих частиц. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект к уроку русского языка для 7 класса на тему "Частица как часть речи. Урок №1"»

7 класс ТЕМА 1 ЧАСТИЦА

ЧАСТИЦА КАК ЧАСТЬ РЕЧИ

ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ ЧАСТИЦЫ


ЦЕЛЬ.

Совершенствование коммуникативной компетенции посредством изучения частиц как части речи. Формирование навыков распознавания и выделения формообразующих частиц.

ЗАДАЧИ.

Дать понятие о функциях частицы как служебной части речи, понятие о разрядах частиц по значению; показать функции формообразующих частиц; учить отличать частицу от других частей речи.


КУЛЬТУРА РЕЧИ

Выразительное чтение, работа над интонацией.


РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Составление связного рассказа на грамматическую тему, знакомство с использованием частиц в различных стилях речи, с возможностью обогащения речи за счет их употребления.


ПОВТОРЕНИЕ

Виды предложений по цели высказывания

Способы образования наклонений глагола (условного и повелительного) правописание союза чтобы

Знаки препинания при обращении

ОБОРУДОВАНИЕ
  • Учебник для 7 класса (под редакцией Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева.- 4-е изд., перераб. - Алматы: Атамура, 2016. - 336 с.

  • Словари-справочники (индивидуальные у каждого ученика).

  • Рабочие тетради учащихся.

  • Таблицы.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

§ 65, с. 213, упражнение № 505, с.214.


СЛОВАРЬ: ЧАСТИца – «часть» - лат. кóстный, кóсный


  1. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


Словарный диктант с обоснованием.


Колоссальный, как–нибудь, коллекция, истинный, желанный, как/ будто, на/ память, наизусть, негаданный, имей это в виду, поговорить насчет похода, в/ продолжение урока, вследствие непогоды, несмотря под ноги.


Лингвистическая разминка

- Распределите слова на группы в зависимости от ударения:

Алфавúт, договóр, докумѐнт, досу'г, каталóг, квартáл, киломѐтр, ку'хонный, манѐвр, мѐльком, намѐрение, позвонúшь, свѐкла, столя'р, цемѐнт, щавѐль.


Ударение падает на первый слог: кухонный, мельком, свекла;

Ударение падает на второй слог: досуг, квартал, манёвр, намерение, столяр, цемент, щавель;

Ударение падает на третий слог: алфавИт, договОр, докумЕнт, каталОг, киломЕтр, позвонИшь.


- Для чего служит частица как часть речи?

- Как отличать частицу от других частей речи?


ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА


- Слово учителя.

Как вы уже знаете, служебные части речи – предлоги, союзы, частицы – не являются членами предложения. Но все они – незаменимые наши помощники, так как без них слова никогда бы не соединились в предложения друг с другом. Без них не обойтись.

Так ПРЕДЛОГ, кстати, он занимает четвертое место по частоте употребления, помогает словам соединиться, устанавливая отношения между ними; СОЮЗ соединяет однородные члены и предложения между собой.

ЧАСТИЦА почти незаметна: она только вносит дополнительные значения, оттенки в значения слов, группы слов, а также предложения.

Название этой части речи говорит само за себя: частица – маленькая часть. Действительно, это служебная часть речи, а значит, не член предложения, к ней нельзя поставить вопрос, самостоятельного значения она не имеет.

Однако от частицы зависит немало: она отрицает и вносит сомнение, указывает и уточняет, усиливает или смягчает требование, выражает чувства и образует формы слов.


- Рассмотрим несколько предложений:

Я бы выучил уроки…

Вряд ли конькобежец выиграет дистанцию, если он упал на последнем круге.

Я не хочу разочаровать тебя, дорогой читатель.


- Уберите частицы из предложений, что происходит?


ФОРМООБРАЗУЮЩИЕ

ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ

МОДАЛЬНЫЕ

УСЛОВНОЕ БЫ (Б)

Я бы(б) сделал ещё лучше (бы).

ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ


ДА, давай(те), пусть, пускай

НЕ отриц. смысл

+ НЕ полож. смысл

Не буду говорить.

Не могу не говорить


НИ в п-ж без подл.

+ НЕ, НЕТ усилит. отриц.

Смысл оттенки

Неужели, именно, лишь…


ЧУВСТВА

что за, как, вряд ли…

-то

-ка

Я задачу-то решил, а вот ты попробуй-ка.

накл. гл.

РАЗЛИЧНЫЕ ОТТЕНКИ ЗНАЧЕНИЯ

Служ. Ч.Р. НЕ ИЗМЕН. == ЧЛ.П.



ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА


ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ


  1. ЗАДАНИЕ. Определить оттенки значения частиц, разницу в употреблении омонимичных частиц, союзов, наречий.

  1. В тесноте, да не в обиде.

  2. И, полно, что за счеты!

  3. Дождичек вымочит, а солнышко высушит.

  4. И надобно ж беде случиться!

  5. А погода великолепная!


  1. ЗАДАНИЕ. Частицы особенно широко используются в разговорной речи. Определите, к какому стилю речи он относится, указать признаки этого стиля.


Вот пошел он в лес по грибы и заблудился. Вот и присел он под дерево. Давай, мол, дождусь утра. Присел и задремал. Вот задремал и слышит вдруг, кто-то его зовет. Смотрит – никого. Он опять глядит, а перед ним на ветке русалочка сидит, качается и его к себе зовет, а сама помирает со смеху. (И.Тургенев.)


ВЫВОДЫ: повторяющаяся частица ВОТ, которая несет эмоциональный оттенок и не теряет своего указательного значения, является как бы средством «приближения» к читателю, слушателю того, о чем повествует рассказчик; А, И – усилительные частицы; частица МОЛ, подтверждающая достоверность высказывания, - все это указывает на яркую принадлежность текста к разговорному стилю. Кроме того, употребление глагола помирает также характерно для данного стиля.


  1. ЗАДАНИЕ. Определите виды предложений по цели высказывания. Вставьте, где возможно, частицы давай, пусть, пускай. Как изменится значение предложений? Почему?

Ребята отправились в поход всем классом. Мальчики захватят с собой фотоаппарат, мячи. Девочки позаботятся о походной аптечке.


ВЫВОДЫ: глаголы с помощью указанных выше частиц приобретают форму повелительного наклонения, а предложения по цели высказывания становятся побудительными.

НАПРИМЕР: Ребята, давайте отправимся в поход всем классом!


4. ЗАДАНИЕ. Составить связный текст на тему «Мир и дружба», употребив глаголы в повелительном наклонении с частицами пусть, да, давайте. Желательно в тексте использовать обращения.

НАПРИМЕР:

Люди всей земли, боритесь за мир! Пусть никогда не повторится война, пусть будут счастливы дети планеты! Пусть будет светлое и чистое небо над нами! Да здравствует мир на земле!


- В каких жизненных ситуациях может быть использован данный текст? ( Может прозвучать с трибуны на митинге, на собрании.)

- Какова его задача? (Воздействовать на людей.)

- К какому стилю речи он относится? (Текст создан в публицистическом стиле. Для такого стиля характерна призывность, эмоциональность, взволнованность.)

- Какие языковые приметы этого стиля здесь есть? (Прямое распространенное обращение к слушателям, побудительные, восклицательные предложения.)


ВЫВОД: Одним из признаков публицистического стиля является использование частицы ДА, употребляемой в торжественной публицистической речи; ПУСТЬ – общеупотребительная частица, которая также часто используется в публицистической речи.


ВЫВОДЫ И ОБОБЩЕНИЯ

Использование частиц в речи делает ее ярче, эмоциональнее, точнее, конкретнее.


ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ


РЕФЛЕКСИЯ







5



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!