Тема занятия: «Орнамент. Символика орнамента».
Цель: познакомить учащихся с условностью языка орнамента, его символическим значением, стилизацией.
Задачи:
развивать любовь и интерес к народному творчеству, любовь к Родине и её культуре на примере изучения русской народной вышивки на полотенцах, её обрядовой роли в народном быту;
развивать навык работы над композицией, самостоятельность в выборе композиционных решений;
воспитывать аккуратность и творческое воображение.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к занятию.
2. Сообщение темы занятия.
Наше сегодняшнее занятие будет посвящён русскому полотенцу.
В современном быту это привычный для нас всех предмет первой необходимости. А в старину полотенце играло очень важную роль в разных обрядах и обычаях, участвовало в важных моментах жизни человека.
- Что такое вышивка?
Вышивка - это украшение изделий из различных материалов орнаментальным узором, выполняемым нитками вручную с помощью иглы.
- Для чего украшают изделия вышивкой?
Вышивка, по народному поверью, должна была приносить человеку счастье, оберегать его от всякого зла и беды, сближать с окружающей природой
Искусство вышивки на Руси известно с глубокой древности. Все, что окружало человека в каждодневном быту, было заботливо украшено трудолюбивыми руками женщины.
С древнейших времен почитали на Руси умение создавать на ткани дивные вышитые узоры. Занимались этим искусством на протяжении многих веков женщины любого возраста и сословия.
Вышивать девочки начинали с 7-8 лет и с этого момента они должны были готовить себе приданое: свадебный наряд, выходную одежду, постельное бельё, скатерти, полотенца и многое другое. Полотенце служило подарком, знаком благодарности. В праздничные дни узорчатым полотенцем украшали стены каждой избы, обрамляли ими окна, зеркало, рамы с портретами, красный угол и иконы.
Виды полотенец
Полотенце играло в народной жизни важную роль. Полотенце всегда было очень сильным оберегом, перешедшим из языческой традиции в христианскую.
На полотенце вышивали узор красными нитками - это был древний оберег дома от злых духов.
Древние славяне считали, что жизнь человека имеет начало и конец и полотенце сопровождает его всю жизнь от рождения до смерти. Родился маленький человек, бабка - повитуха принимает его на полотенце, которое любовно вышивала его мать. Будучи ещё в девушках, она позаботилась о своём малыше, снабдив полотенце богатой защитной символикой. Это полотенце называется родильным.
У наших далёких предков существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром - от ночных страхов и ужасов, вечером - от дневных тягот, забот и усталости. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем и называли его вытиральное.
На свадьбе жениха и невесту родители встречали и благословляли с полотенцем в руках, на котором были хлеб да соль. Это полотенце называли свадебным.
И в последний путь, на кладбище, провожают человека, неся его на полотенцах, на них же опускают в могилу. Это погребальные полотенца. Погребальные полотенца после совершения обряда отдавали в храм, на помин души.
Вот видите, какой глубокий символический смысл у самого распространённого и древнего предмета народного быта - полотенца.
Все полотенца имели вышитый узор. В вышивках находили свое воплощение древние народные символы и образы. Вышивка - это не просто узоры. Научиться понимать язык узоров в вышивке - значит научиться понимать человека, разбираться в собственном прошлом, знать и следовать ценностям своего народа.
- Какие знаки-символы использовались в узорах деревянной резьбы при украшении изб? (солнце, конь, птица)
Образы и мотивы, используемые в вышивке.
Из поколения в поколение передавались узоры и приемы мастерства, и художественные особенности в древних вышивках.
Символика цвета на полотенце.
Слово "орнамент” в переводе с латинского означает "украшение”.
Орнамент – это узор, основанный на повторе и чередовании составляющих его элементов, предназначенный для украшения различных предметов. Он имеет обобщенные декоративные формы, заимствованные от внешних форм животных, растений путем упрощения и стилизации. Орнамент служит украшением предметов декоративно-прикладного искусства, широко применяется в архитектуре и книжной графике.
Орнамент появился еще в глубокой древности – несколько тысячелетий назад. Источником для создания оригинальных композиций стала для человека природа. Любуясь природой, человек находил в ней множество необычных форм и цветовых оттенков (цветы, плоды, листочки различных растений, узоры на крыльях бабочек и птиц).
На Руси орнамент служил не только украшением, но и защитой от недобрых, злых духов. На рукавах и воротниках рубашек делались вышивки, которые "охраняли” от всякой нечисти.
Орнамент строится из многократно повторяющегося рисунка или мотива. Мотивом в орнаменте называют декоративный элемент, положенный в основу орнаментальной композиции. В зависимости от мотива, используемого в орнаментальной композиции, орнамент может быть геометрический, растительный и животный.
В геометрическом орнаменте в качестве мотива выступают геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник и т.д. В растительном – формы заимствованные из мира природы, например: листья растений, плоды, цветы, веточки и т.д. А в животном – силуэты животных, птиц, насекомых.
3. Постановка художественной задачи.
Сегодня на занятии вы должны выполнить эскиз вышитого полотенца по мотивам народной вышивки.
Представим, что наш белый лист - льняная отбеленная ткань. Перед началом работы подумаем о композиции. Желательно выбрать один центральный крупный сюжет (цветущее дерево, пара птиц, женская фигура), а сверху и снизу поместить ленточные узоры разного цвета (показывается последовательность выполнения и приёмы работы). Мелкие детали в композиции можно выполнить красным или чёрным фломастером. Край полотенца будет украшать “кружево”, которое мы вырежем из бумаги. Для этого сложите тонкий лист бумаги “гармошкой”. С каждой стороны полоски вырезайте узоры. Во время работы соблюдайте аккуратность и осторожность при обращении с ножницами.
4. Практическая работа
Разделить лист А4(книжная ориентация) пополам по вертикали простым карандашом.
Придумать композицию в центре листа из знаков-символов (цветущее дерево, птицы, женская фигура)
Соблюдать симметрию (если выбран симметричный узор)
Соблюдать чёткое чередование элементов, если выбран узор в полосе.
Обвести все узоры красным и чёрным фломастером, либо гуашью.
Из тонкой бумаги вырезать “кружево” и украсить им полотенце, приклеив его под край листа.
5. Рефлексия
Самооценка
Дать самооценку выполненной работы по следующим критериям:
А) целостность композиции
Б) насыщенность цветовых оттенков
В) аккуратность выполнения работы
6. Подведение итогов.
- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти композиции?
- Какие трудности испытали во время работы?
- Что нового вы узнали на занятии?
- Чему научились на занятии?