СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия: "Орнамент"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: знакомство с понятием «орнамент», вариантами орнаментов, использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных дизайнерских задач.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.

Воспитательные: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого; способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивающие: развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал; развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.

 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия: "Орнамент"»

Конспект занятия: Орнамент


Цель: знакомство с понятием «орнамент», вариантами орнаментов, использовать приобретённые знания и умения для творческого решения несложных дизайнерских задач.

Задачи:

Образовательные: познакомить учащихся с основными видами орнамента, его символами и принципами композиционного построения; дать представление о видах орнамента, его композиции, построении, символике.

Воспитательные: формировать у детей представление о том, что все народы на нашей планете являются носителями своих традиций, своего искусства – самобытного и неповторимого; способствовать формированию национального самосознания, уважения к историческому, культурному наследию наших предков.

Развивающие: развивать творческое воображение детей методом глубокого погружения в материал; развивать эмоционально – нравственное отношение к произведениям декоративно – прикладного искусства.


Планируемые результаты:

- познакомить детей с видами орнамента и его практическим применением на примере украшения варежки.


Регулятивные:

умение выполнять учебные действия, определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно;

- проговаривать последовательность действий.

Познавательные:

формировать умение воссоздавать образ предмета;

- умение отвечать на вопросы.

Коммуникативные:

- умение формулировать свое мнение;

- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Личностные:

- самоопределение;

- адекватное восприятие информации;

- проявление положительного отношения к предмету и учебному материалу;

Оборудование : шаблон (на примере: варежки), простой карандаш, резинка, гуашь, клеенка.

Ход занятия:


1. Организационный момент

Здравствуйте, ребята!

Проверьте, всё ли у вас готово к занятию.

На парте у каждого должны лежать шаблон (варежки), краски, кисточки, баночка с водой, клеенка.

Улыбками поприветствуйте друг друга, пожелайте хорошего настроения. Я желаю, чтобы этот урок прошёл с пользой для всех, и вы узнали что-то новое.

2. Сообщение темы и цели занятия

- Сейчас я вам загадаю загадку, а вы попробуете определить тему нашего урока.

Дали братьям тёплый дом

Чтобы жили впятером.

Брат большой не согласился,

И отдельно поселился. (________) Приложение 1


- Как вы понимаете значение слова «варежка»? (Вязаная рукавица)

- Подберите слово, близкое по значению к слову «варежка. (Рукавички)

- А если мы не знаем значения слова, то куда мы можем обратится? (Толковый словарь)

- А теперь обратимся к словарю и проверим наши предположения.

1. Ва́режка - вязаная рукавица с одним большим пальцем, в отличие от перчатки.

(Д.Н. Ушаков. Большой толковый словарь современного русского языка)

2. Ва́режка - мягкая зимняя рукавица. Вязаные, шерстяные варежки.

(С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка)

3. Рукави́ца – предмет одежды, закрывающий всю кисть и большой палец отдельно.

(С.И.Ожегов. Толковый словарь)

- Как вы думаете, о чем пойдет речь на нашем уроке? (О варежке)

-Совершенно верно. Тема нашего урока: «Орнамент. Украшаем варежку».

Сегодня вы узнаете много нового и научитесь использовать свои знания в украшении хорошо знакомых вам обычных варежек. А еще наш урок будет посвящен очень интересному и необычному миру - миру орнамента.


3. Беседа

Педагог:

- Мамы и бабушки с большой любовью и старанием вяжут для своих родных варежки. Посмотрите, пожалуйста, на экран. Какие разные варежки. Рассмотрите их внимательно.

- Какая из пар варежек вам понравилась больше всего? Почему? (Ответы детей)

- Я обратила внимание, никто из вас не назвал белые варежки. Почему? Что нужно сделать, чтобы варежки стали нарядными? (Ответы детей)

- Для того чтобы наши варежки были нарядными и красивыми их украшают узорами.

- А откуда брали узоры наши прабабушки? Ведь в старину не было ни красочных журналов, книг, телевидения? (Ответы обучающихся)


- А что же им помогало создавать узоры?

Внимательно рассмотрите фотографии на верхней строке, затем на нижней. Потом сравните их парами: верхнюю и нижнюю. Сделайте вывод. Кто же им помогал создавать узоры? (Природа помогала мастерицам создавать чудесные узоры)

- Молодцы.


4. Объяснение нового материала


Педагог:

- Ребята, а если узор повторяется несколько раз, то он образует орнамент. Давайте все вместе прочитаем это слово. Обратите внимание на то, как оно пишется и произносится. Слово орнамент – словарное слово, запомните его правописание.

Слово орнамент в переводе с латинского языка означает «украшение». Орнаментом называют узор, состоящий из повторяющихся элементов.

- А есть ли у вас дома вещи с изображением орнамента?

Им украшают одежду, платки, пояса, посуду, мебель. Орнамент используется для оформления практически всего, что создано человеком, будь то предметы быта или архитектурные сооружения.

Русские мастерицы наблюдали за окружающим миром и создавали свои удивительные орнаменты.

- А зачем люди украшают вещи, предметы орнаментом?

Орнамент оживляет вещи, делает их более яркими и красивыми. Кроме того, он служил оберегом – защитой от злых сил. Не удивительно, что узоры-заклинания на одежде располагали на вороте, рукавах и нижней части одежды.


Виды орнамента

- Существует несколько видов орнаментов. Мы познакомимся с некоторыми из них.

1. Геометрический орнамент


Приложение 2

- Посмотрите на доску, перед вами орнаменты. Из каких элементов они состоят?

( Ответы обучающихся)


- А вы догадались, как называются этот вид орнамента? (Геометрический орнамент)

- Правильно, перед вами геометрический орнамент. Элементами этого орнамента могут быть линии, точки, геометрические фигуры (овал, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезда).


2. Растительный орнамент


Приложение 3

- Посмотрите на другой вид орнамента. Из каких элементов они состоят? (Ответы детей)

- А как называется данный вид орнамента? (Растительный орнамент)

- Правильно, перед вами растительный орнамент.

При создании растительного орнамента используют изображение частей растений: листьев, цветов, веток, плодов.

3. Животный орнамент\


Приложение 4

- Перед вами следующий вид орнамента. Из каких элементов состоят эти орнаменты? (Ответы детей)

- А как называется данный вид орнамента? (Животный орнамент)

- Правильно, перед вами животный орнамент.

Он включает изображения реальных и/или фантастических животных. Декоративные изображения птиц, насекомых и рыб также относятся к этому виду орнамента.


4. Смешанный орнамент


Приложение 5

Педагог: - Ребята, обратите внимание, что также бывают и смешанные орнаменты. Они включают сочетания геометрических, растительных или животных элементов.


5. Творческая практическая работа

Педагог: Итак, прежде чем приступить к работе я предлагаю вам вспомнить правила организации рабочего места и составить план работы:


  1. Организация рабочего места:

  • Правильно расположить предметы на столе;

  • Краски и кисти не брать в рот;

  • Не оставлять кисти в воде;

  • Вытирать кисти о салфетку;

  • После работы убрать свое рабочее место и вымыть руки.


- Давайте теперь составим план работы.


2. Составление плана работы:

  • Выбрать орнамент;

Будьте внимательны, орнамент это повторяющийся рисунок, если вы выбрали какой то элемент, то его нужно повторить несколько раз.

  • Сделать набросок карандашом;

  • Подобрать цвета и раскрасить орнамент красками;

  • На каждом этапе контролировать работу.


Педагог:

- А сейчас я вам предлагаю стать мастерами своих уникальных варежек. (См. Приложение1 ) Для них вы выберите любой вид орнамента. Кто – то из вас выберет геометрический, кто – то растительный, кто – то животный, а может быть кто – то возьмет и смешанный.


- Перед вами лежит шаблон варежки. (Фон у всех варежек будет белым). Помним, что вы должны осторожно и аккуратно работать с кистью.

Желаю вам творческого вдохновения!



6. Подведение итогов занятия

С чем мы сегодня познакомились? (Познакомились с историей развития орнамента, узнали, какие бывают виды орнамента).

- Какие основные виды орнаментов бывают?

- Каковы характерные особенности каждого вида орнамента?

7. Оценка работы. Рефлексия

Все работы вывешиваются на доске

- Все ли у вас получилось? Что не получилось? Какие трудности возникли во время работы?

- Аккуратна ли ваша работа?

- Зависит ли результат от качества вашей работы? (Обучающиеся отмечают наиболее удачные, выразительные композиции и объясняют свой выбор).

- Если вам занятие понравился, и вы считаете, что у вас все получилось, то нарисуйте улыбающегося смайлик.

Но если вам кажется, что у вас получилось не так, как вам хотелось. Может быть, остались непонятными какие – то моменты, то нарисуйте грустного смайлика.

- Ребята, а рукавичек и варежек сколько? (2)

- Это пара. А мы сегодня с вами нарисовали только одну рукавичку, а вторую рукавичку аналогично такой же, нарисуйте дома, чтобы у вас получилась пара.

Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши варежки никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые ручки в самые лютые морозы.

8. Уборка рабочих мест

А теперь приведем в порядок рабочие места.


Приложение

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ВАРЕЖКА

ПРИЛОЖЕНИЕ 2







ПРИЛОЖЕНИЕ 3



ПРИЛОЖЕНИЕ 4



ПРИЛОЖЕНИЕ 5



8



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!