СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия

Категория: Технология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия "Изготовление новогодних персонажей из бисера по произведению Г.Тукая "Кыш".

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия»


















План – конспект

занятия на тему «Г.Тукай – поэт. Изготовление панно по произведению Г.Тукай «Кыш»
























Схема конспекта уро

Занятие – краеведение. Класс – 1Б

Тема занятия – Г.Тукай-поэт. Изготовление панно по произведению Г.Тукай «Кыш».

Тип занятия: Сообщение новых знаний

Оборудование и материалы мультимедийная доска для показа презентации «Габдулла Тукай», разноцветный бисер в контейнерах, рыболовная леска, маска Шурале, тюбетейка, топор из картона.

Зрительный ряд: дидактические средства: мультимедийная доска, презентация «Габдулла Тукай», иллюстрации с изображением животных и сказочных персонажей по сказкам Г.Тукай, образцы Дед Мороза, Снегурочки, Снеговика, елочки, овцы из бисера, схемы новогодних персонажей, белая скатерть.

Литературный ряд: стихотворения Г.Тукай про зиму «Сон Земли», «Бу кайчак, туган?», «Белый Дед», «Ак Бабай».

Музыкальный ряд: сборник татарской мелодии

План занятия:

1. Организационный момент - 2 мин.

2. Повторение пройденного материала - 10 мин.

3. Сообщение темы и целей урока - 5 мин

4. Изучение нового материала - 23 мин.

5. Самостоятельная работа учащихся - 45 мин.

6. Подведение итогов урока - 5 мин.

Программа по краеведению: Орнамент в народном творчестве

Использованная литература:

1. Альбом Габдулла Тукай. – Казань: 2005.

2. http://tukay-museum.ru


Этапы работы

Содержание этапа

(заполняется педагогом)

1. Организационный момент,

включающий:

• постановку цели, которая должна

быть достигнута учащимися на данном

этапе урока (что должно быть сделано

учащимися, чтобы их дальнейшая

работа на уроке была эффективной)

• определение целей и задач, которых

учитель хочет достичь на данном этапе

урока;

• описание методов организации

работы учащихся на начальном этапе

урока, настроя учеников на учебную

деятельность, предмет и тему урока (с

учетом реальных особенностей класса,

с которым работает педагог)


I. Организационный момент.

Цель педагога: Подготовить учащихся к учебной дея-тельности.

Задачи:

1. Проверить готовность к занятию, наличия необходи-мых материалов и инструментов для практической рабо-ты.

2. Провести инструктаж.

3. Воспитывать дисциплинированность.

Учитывая индивидуальные и возрастные особенности группы (подвижные и не внимательные) необходимо привлечь внимание детей. С этой целью предлагаю рас-смотреть иллюстрации.

Методы организации работы учащихся

1. Показ иллюстраций (изображения животных и сказочных персонажей по произведениям Г.Тукая);

2. Беседа, вопросы

- Ребята, сейчас я вам буду показывать иллюстрации.

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Определите, из каких сказок изображены животные и сказочные персонажи на этих иллюстрациях.

Показываю 5 – 6 иллюстраций из сказок Г.Тукая «Водяная», «Гали и каза», «Шурале», «Сказка про козу и овцу» и т.д.

- Молодцы, ребята.


2. Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий:

• определение целей, которые учитель

ставит перед учениками на данном

этапе урока (какой результат должен

быть достигнут учащимися);

• определение целей и задач, которых

учитель хочет достичь на данном этапе

урока;

• описание методов, способствующих

решению поставленных целей и задач;

• описание критериев достижения

целей и задач данного этапа урока;

• определение возможных действий

педагога в случае, если ему или

учащимся не удается достичь

поставленных целей;

• описание методов организации

совместной деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, с которым

работает педагог;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности

учащихся в ходе опроса;

• описание методов и критериев

оценивания ответов учащихся в ходе

опроса.


II. Повторение пройденного материала.

Цель педагога: Продолжать знакомить учащихся с творчеством татарского поэта Г.Тукая.

Задачи:

1. Закрепить знания о биографии Г.Тукая.

1. Знакомство с его произведениями про зиму.

Методы:

1. Показ презентации «Габдулла Тукай»;

2. Закрепляющая беседа: вопросы проблемно – поис-кового характера.

- С биографией Г.Тукай и с его произведениями вас знакомили в детском саду и на уроках татарского языка.

- Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с творчеством поэта. Давайте посмотрим презентацию.

Сопровождаю просмотр объяснением.

Постановка учебной цели перед учащимися:

Вспомните биографию Г.Тукая и ответьте на вопросы.

Ответы оцениваются по таким критериям, которые заранее сообщаются детям:

1. Правильность ответа.

2. Самостоятельность исследования.

3. Умение различать главных персонажей произведений Г.Тукай по изображениям.

4. Умение рассуждать, обобщать.

- Кто мне скажет, в каком году родился поэт Г.Тукай?

Предполагаемый ответ детей:

- Г.Тукай родился 26 апреля 1886 году.

- Как называется деревня, в которой он родился?

- Он родился в деревне Кушлавыч Арского района Республики Татарстан. Отца Габдуллы Тукая звали Мухамедгариф, мать - Мамдуда.

- Когда Габдулле исполнилось четыре с половиной месяца у него умер отец, а в три годика умерла мама, и Габдулла стал круглым сиротой. Трудно было мальчику без родителей. Он часто недоедал, был плохо одет.

- После кратковременного пребывания в семье деда Зиннатуллы, он оказался в Казани, в семье бездетного жителя Ново-Татарской слободы по имени Мухамметвали, где провел около 2 лет. Его приемные родители заболели и вынуждены были вернуть Габдуллу в Учили. В 1892—1895 годах его жизнь проходила в семье крестьянина Сагди в деревне Кырлай, недалеко от Кушлавыч. Л Габдулла Тукай жил в деревне, и люди, заботившиеся о мальчике прозвали его Апуш. Маленький Апуш играл вместе с деревенскими мальчиками на улице, бегал на речку купаться, помогал старшим убирать сено. Габдулла рос смышленым, старательным ребенком, рано научился писать и читать. Он навсегда сохранил в сердце любовь к родному краю.

- В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске. Его забрала на воспитание тетя по линии отца. Здесь он учился в медресе, изучал разные языки и проявлял высокую одарённость в учёбе. Здесь же он начил писать свои первые стихи.

- Первые литературные опыты Тукая частично запечатлились в рукописном журнале «Аль-Гаср аль-джадид» («Новый век») за 1904 год. В этот же период он перевел на татарский язык басни Крылова и предложил их к изданию. Увлекся поэзией Пушкина и Лермонтова. Став взрослым, писал много стихов, статей, рассказов. В своих стихах воспевал родной край, природу, родной язык, рассказывал о людях, о том, как они умеют трудиться, как веселятся. Много у него стихов для детей, сказок, рассказов.

- Но в самом расцвете таланта, здоровье Г. Тукая ухудшилось. Надеясь поправить свое здоровье, отправляется в казахскую степь - пить кумыс. Возвратившись в Казань работает в типографии, и несмотря на плохое самочувствие продолжает писать. Самочувствие Г. Тукая с каждым днем ухудшается и в апреле 1913 года Габдуллы Тукая не стало. Он умер, когда ему было 27 лет.

- Каждый год в день рождения поэта у памятника Г. Тукая в нашем городе собираются любители поэзии, поэты Татарстана и чтят память поэту.

- Ребята, природа Кырлая, где он провел свое детство, благотворно действовало на душу Г.Тукая. В Кырлае бала очень красивая природа. Поэтому поэт воспевал природу родного края в своих стихотворениях. Послушайте его стихотворения про зиму на русском и татарском языках.

Сон Земли

Спрятались поля  Будет она спать

Под покровом снежным.  Зиму напролёт, Спряталась земля  Чтоб весной опять 
В белые одежды.  Сбросить снег и лёд.

Бу кайчак, туган?

Һәр җир карланган,

Сулар бозланган,

Уйный җил, буран,

Бу кайчак, туган?


3. Изучение нового учебного материала.

Данный этап предполагает:

• постановку конкретной учебной цели

перед учащимися (какой результат

должен быть достигнут учащимися на

данном этапе урока);

• определение целей и задач, которые

ставит перед собой учитель на данном

этапе урока;

• изложение основных положений

нового учебного материала, который

должен быть освоен учащимися;

• описание форм и методов изложения

(представления) нового учебного

материала;

• описание основных форм и методов

организации индивидуальной и

групповой деятельности учащихся с

учетом особенностей класса, в котором

работает педагог;

• описание критериев определения

уровня внимания и интереса учащихся к

излагаемому педагогом учебному

материалу;

• описание методов мотивирования

(стимулирования) учебной активности

учащихся в ходе освоения нового

учебного материала

III. Сообщение темы и целей занятия.

Цель педагога: Дальнейшее ознакомление учащихся с техническими навыками параллельного плетения. Развитие творческих способностей учащихся. Формирование художественного вкуса. Воспитание усидчивости, трудолюбия, аккуратности.

Задачи:

1. Продолжать учить учащихся технике параллельного плетения.

3. Расширить знания и представления о передаче разно-образных форм и цвета в изделиях из бисера.

4. Формировать умения самостоятельно читать схемы фигурок.

Форма организации: Фронтальная

- Сегодня мы продолжим плести новогодних персонажей и овцу или козу.

- Тема нашего занятия: Изготовление панно по произведению Г.Тукай «Кыш».

Постановка учебной цели перед учащимися.

1. Продолжить плести фигурки новогодних персонажей.

2. Научиться технике параллельного плетения из бисера.

3. Самостоятельно читать схемы фигурок.

Методы изложения нового материала:

1. Показ техники параллельного плетения;

Показ на доске.

- Ребята, давайте вспомним технику параллельного плетения. Нанижите на один конец лески бисеринки, а другой конец лески пропустите через них в противоположном направлении.

- Кому не понятно поднимите руки?

Производится повторное краткое объяснение отдельных моментов плетения.

2. Демонстрация образцов изделий из бисера.

- Ребята, посмотрите образцы фигурок Дед Мороза, Снегурочки, Снеговика, елочки и овцы и козы. Посмотрите на цвета и формы фигурок. Обратите внимание на посох и мешок Дед Мороза, на косу у Снегурочки. Снеговик завязал шарфик, чтобы не простыть. Елочка какая нарядная. А у овцы и козы белая шерстка.

3. Показ и объяснение приемов плетения фигурок.

Демонстрирую прием работы на большом макете круп-ными бусами и шпагатом вместо проволоки. Одновременно поэтапное объяснение приемов плетения сопровождается показом на мультимедийной доске, где изображена схема новогодних персонажей.

- Ребята, посмотрите на доску. Здесь изображена схема Дед Мороза: нужное количество бисеринок в каждом ряду.

- На леску наденем 1 бисеринку и закрепим на середине лески петлей. В следующем ряду на леску наденем 3 бисеринки, пропустим сквозь них оба конца лески в разные стороны. В третьем ряду - 3 бисеринки и т.д.

- У вас на столах лежат схемы Дед Мороза. Количество

и цвет бисеринок в каждом ряду указано на схеме.

- Кому не понятно поднимите руки? Производится повторное краткое объяснение отдельных моментов плетения.


4. Закрепление учебного материала,

предполагающее:

• постановку конкретной учебной цели

перед учащимися (какой результат

должен быть достигнут учащимися на

данном этапе урока);


• определение целей и задач, которые

ставит перед собой учитель на данном

этапе урока;

• описание форм и методов достижения

поставленных целей в ходе закрепления

нового учебного материала с учетом

индивидуальных особенностей

учащихся, с которыми работает педагог.

• описание критериев, позволяющих

определить степень усвоения

учащимися нового учебного материала;

• описание возможных путей и методов

реагирования на ситуации, когда

учитель определяет, что часть учащихся

не освоила новый учебный материал.


IV. Самостоятельная работа учащихся

Цель педагога: Способствовать отработке у учащихся технических навыков параллельного плетения, при ра-боте с леской.

Задачи:

1. 2. Закреплять умение выполнять работу аккуратно.

3. Поощрять учащихся за проявление творчества, фанта-зии.

Форма организации: групповая

Учащихся делю на две группы по способностям:

I группа – дети, имеющие хорошие навыки плетения

II группа – дети нуждающиеся в помощи педагога и в индивидуальной педагогической поддержке.

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Сплести фигурку Дед Мороза техникой параллель-ного плетения. Последовательно собрать все детали фигурки, самостоятельно добавляя леску для плетения рук и мешка. Прежде чем начать работу давайте вспомним, какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить здоровью.

Предполагаемый ответ детей:

1. Следить за соблюдением правильной осанки: спина прямая.

2. Держать бисер и леску на расстоянии не менее 30-45 см от глаз.
3. Ножницы класть сомкнутыми острыми концами от себя, передавать друг другу ручками вперед.

4. Не брать бисер, леску в рот.

5. Не кидать бисер друг на друга.
6. Не откусывать леску зубами, а отрезать их ножницами.

7. Через каждые 20 мин. делать физкультминутку.

- Молодцы.

- Схема фигурки поможет вам последовательно плести каждый ряд, учитывая количество бисеринок.

- Бисеринки располагаются строго по рядам; каждый ряд

нанизывается сначала на один конец проволоки, а затем закрепляется другим.

- В конце занятия организуем выставку ваших работ, выберем лучшие изделия. Изготовим панно «Кыш» по произведениям Г.Тукая про зиму. Будем оценивать по таким критериям:

1. Правильность выполнения: нужное количество бисе-ринок, ровные ряды, выбор цветовой гаммы, сборка де-талей.

2. Проявление творчества и фантазии при самостоятель-ном изготовлении деталей к фигурке.

3. Аккуратность: затягивание концов лески, сборка деталей.

4. Оригинальность: цвет, красота формы изделия.

5. Самостоятельность: самостоятельное выполнение ра-боты.

Во время работы звучит татарская мелодия.

Индивидуальная работа:

1. С Чингизом отработать прием «навстречу» концов лески. Показать технику выполнения.

2. С Настей отработать прием добавления лески.

Во время выполнения самостоятельной работы оказыва-ется индивидуальная помощь учащимся, испытывающим затруднения в выполнении задания.

Через 20 мин. после начала самостоятельной работы проводится физкультминутку.

Упражнения, снимающие утомление глаз.

1. Посмотреть вдаль.

2. «Жмурки». Плотно закрыть и затем широко открыть глаза. Повторить 5-6 раз.

3. «Бабочка». Моргать глазами, как бы порхая крыльями как бабочки.

4. «Восьмерка». Посмотреть сверху влево – вправо и снизу влево – вправо, не поворачивая головы. Повторить 5-6 раз.

5. Медленно вращать глазами: верх – вниз, влево – вправо.

Познавательная игра.

Игровой метод проведения части занятия поможет детям лучше усвоить теоретический материал и одновременно снять усталость и напряжение.

- Ребята, у татар есть любимый национальный головной убор тюбетейка, Габдулла Тукай тоже с удовольствием носил его. Давайте поиграем в игру «Шурале и Былтыр».

Нам надо выбрать Былтыр и Шурале. Давайте вспомним сказку «Шурале».

Читаю несколько строк из сказки Г.Тукай «Шурале».

«Поиграй со мной в щекотку - кто кого пересмеет? Джигит сказал: «Ладно, ладно, поиграем…Только… есть условие одно…Коли ты бревно поможешь на телегу уложить. Шурале сунул пальцы в щель у клина. Джигит стукает топором тихонько… Раскачался клин и выпал – дурню пальцы защемил! Шурале, попав в ловушку, взвыл от боли, стал орать, …Отпусти, избавь от боли…» Давайте с этого места переделам сказку на свой лад. Шурале готов будет выполнить любое задание лишь бы скорее избавиться от боли. Задания могут быть разные. Например: станцевать, покричать как петушок, как овечка, рассказать стихотворение и т.д. Дети демонстрируют отрывок из сказки «Шурале».

- Молодцы, ребята.

5. Задание на дом, включающее:

• постановку целей самостоятельной

работы для учащихся (что должны

сделать учащиеся в ходе выполнения

домашнего задания);

• определение целей, которые хочет

достичь учитель, задавая задание на

дом;

• определение и разъяснение учащимся

критериев успешного выполнения

домашнего задания.









































V. Подведение итогов занятия.

Цель педагога: Закрепить навыки работы с бисером.

По мере готовности работы выставляются на стол. Вместе с детьми оформляем одно общее панно «Кыш» по произведениям Г.Тукай про зиму.

Постановка учебной цели перед учащимися:

- Оценить свою работу и работу товарищей.

- Какую цель мы с вами ставили в начале занятия?

Предполагаемый ответ детей.

- Сплести фигурки новогодних персонажей техникой параллельного плетения. Изготовить панно «Кыш» по произведениям Г.Тукай про зиму.

- Как вы думаете, смогли мы достичь цели занятия?

Обобщаю ответы детей.

- Мы с вами смогли достичь цели занятия благодаря умению трудиться. Кто знает пословицы о труде?

«Труд человека кормит, а лень портит»

«Жизнь дана на добрые дела»

«За доброе дело стой смело»

«Покажи себя в работе – будешь в почете»

«Полюби работу - и тебя полюбят»

«По труду и слава!»

Каждый обучающийся оценивает сам свою работу и говорит о трудностях в изготовлении изделия и делится своими удачами в своей работе.

Поощряю лучшие работы. Словесное поощрение каждого из детей. Тем детям, которые не успели завершить работу, предлагается сделать это дома.

Обобщаю работу детей.

- Фигурки у всех получились красивые. Каждый проявил творчество, фантазию.

- Молодцы, ребята.

Подводится итог занятия.

- Новогодние персонажи, которые вы сплели, украсили наше панно «Кыш». Каждый проявил творчество, фантазию. Молодцы, ребята. Послушайте стихотворение Г. Тукай.

Белый Дед

Когда от снега все белым-бело,

Двор, улицу и небо замело,

Весь белый, дедушка идет домой,

Несет игрушек нам полным-полно.

Мы радостно его благодарим:

«Пускай Аллах прибавит к дням твоим!»

Для нашей радости и в дождь, и в снег

Все ходит дедушка с мешком своим.

- Послушайте это стихотворение на татарском языке.

Ак Бабай

Бөтен дөнья аппак булып кар яуганда,

Ишегалды, урам, түбә агарганда,

Аппак булып кайтып килә безнең бабай,

Безгә төрле-төрле уенчык алган да

Шатланышып, без әйтәбез: «Рәхмәт, бабай,

Сиңа тагын күп ел гомер бирсен Ходай!»

Бабай, мескен, кар, яңгырга карамыйча,

Безне шатландырмак өчен йөри шулай.

- На следующем занятии мы с вами так же продолжим плести новогодних персонажей. В новогоднюю ночь Деда Мороза, Снегурочку, Снеговика, овечку поставьте под елочку и они вам обязательно подарят подарки. Пусть они вам принесут много радости, счастья и мира. Еще раз полюбуемся красотой наших творений.




















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!