Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №17 имени Героя Российской Федерации А.Б.Буханова»
города Смоленска
Конспект урока
по русскому языку
для обучающихся 2 класса
на тему: «Слова с удвоенными согласными»
Выполнила: Тюкалина О.С.
учитель начальных классов
первой квалификационной категории
Смоленск, 2021
Тема урока: Слова с удвоенными согласными.
Тип урока: Открытие нового знания (ОНЗ)
Цель: дать представление о словах с удвоенными согласными и способах их переноса.
Планируемые результаты:
Регулятивные учебные действия: Формировать умение ставить учебную задачу, планировать пути её решения; формировать у школьников умения оценивать и контролировать свои действия.
Познавательные учебные действия: Наблюдать над положением двойных согласных в составе слова. Ознакомить с правилом написания двойных согласных в слове.
Формировать у обучающихся умение работать с разными источниками информации. Развивать умение сравнивать, анализировать и обобщать информацию.
Тренировать обучающихся в написании слов с двойными согласными, употреблении их в речи.
Развивать умения видеть орфограммы.
Развивать критическое мышление, самостоятельность обучающихся.
Коммуникативные действия:
Развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения в паре., в группе
Личностные учебные действия:
Сохранять мотивацию к учёбе, ориентироваться на понимание причин успеха в учёбе, проявлять интерес к новому учебному материалу. Развивать способность к самооценке
Ход урока:
1.Организационно-мотивационный этап.
Порядок на столе,
Порядок в голове
Как всегда мы снова
Начать урок готовы!
Сегодня на уроке русского языка вы ещё раз убедитесь в том, как сложен, красив и интересен русский язык. Продолжаем открывать его тайны. Желаю вам хорошего доброго урока!
2. Пальчиковая гимнастика
Вот помощники мои, их как хочешь поверни: (Смотрим на раскрытые ладони)
И вот эдак, и вот так, не обидятся никак. (Потираем руками)
Раз, два, три, четыре, пять, (Хлопаем в ладоши)
Не сидится им опять. (Встряхиваем кистями)
Постучали, (Поочередное постукивание подушечками пальцев двух рук)
Повертели (Круговые вращения кистью)
И работать захотели.
3.Чистописание.
На экране: лл жж кк бб мм нн сс пп.
- Посмотрите на буквы, давайте правильно их прочитаем.
- Что вы можете сказать о буквах, которые нам предстоит написать?
- Определите закономерность написания букв?
-На экране вы видите печатные буквы-близнецы, а на строке мы будем писать письменные буковки.
-Запишите буквы очень аккуратно на строке в алфавитном порядке.
- Найдите лучшую пару букв, обведите карандашом.
4.Актуализация опорных знаний обучающихся.
- Давайте вернёмся к нашим буквам на чистописании. Как вы думаете, случайно ли я вам подобрала именно эти буквы? ( На чистописании писали удвоенные согласные).
- Вспомните в каких словах вы могли встретить такие сочетания букв.
- Можно ли проверить написание двойных согласных в слове?
- Как называются такие слова?
- Где мы можем посмотреть написание этих слов?
-Ребята, а давайте вспомним некоторые слова с удвоенной согласной:
-Комната для занятий в школе.
-Название страны, в которой мы живём.
-Наш родной язык?
-Дорога с твёрдым покрытием.
-Большой сосуд для купания.
-Шестой день недели.
-Почему слово Россия написали с большой буквы?
-Что общего в этих словах?
5. Постановка задачи и цели урока.
Определите тему урока: (Слова с удвоенными согласными).
Проверим наше предположение по учебнику.
- Какую цель поставите на уроке?
Будем учиться правильно писать слова с удвоенными согласными,
вспомним правило переноса слов с удвоенной согласной.
Ребята, можно ли сказать что написание удвоенной согласной в слове - орфограмма? Почему?
Сравним наш вывод с сообщением « Мудрой совы» стр 117
6.Физминутка.
7. Работа по теме урока.
1) Работа по учебнику. Упр. 188
- Прочитайте слова. Что обозначает каждое слово?
Аппетит – желание есть.
Ванна – большой, обычно продолговатой формы сосуд для купания, мытья.
Вожжи – часть упряжи, ремни, веревки с 2 сторон прикрепленные к удилам для управления лошадью.
Доллар – денежная единица США.
Касса – аппарат, на котором отпечатываются талоны с указанием полученной суммы, а также место, где находиться этот аппарат.
Килограмм – единица массы равная 1000 грамм.
Перрон – пассажирская платформа на железнодорожной станции.
Профессия – основной род занятий, трудовой деятельности.
Ссора – состояние взаимной вражды.
Тонна – единица массы равна 1000 кг
- Спишите слова, подчеркните удвоенные согласные.
- Обменяйтесь тетрадями, проверьте работу соседа.
- Можно ли слова с удвоенными согласными тоже назвать словарными? Почему?
2) Работа со словарем
- А как же быть с такими словами, когда они встречаются при письме?
- Прочитайте правило на стр. 117.
-Итак, как поступать со словами?
- Значит, это орфограмма, какая?
- Давайте обратимся к орфографическому словарю в учебнике стр. 136
- Работать будем в парах. Покажите мне свои пары. Возьмите в руки простой карандаш найдите слова с удвоенной согласной и подчеркните их.
- Проверяем, какие слова с этой орфограммой живут у нас в словаре?
- Класс, Россия, русский, суббота.
- С каким из этих слов мы не знакомы?
- Суббота.
- Выпишите это слово.
- Кто знает лексическое значение слова?
- Суббота – шестой день недели, между пятницей и воскресеньем.
3)Работа в тетрадях
- Запиши слова в два столбика: в первый - с удвоенной согласной, во второй - без удвоенной согласной.
Пас...ажир, кал...ендарь, Рос…ия, кол...ектив, рус...кий, тел...фон, кол...екция, кос...мос, бас...ейн, дорож...ка, рис...унок.
Запишите слова, деля для переноса. (Мас - са, груп - па, кас - са).
4).Замени данные словосочетания одним словом с двойными согласными.
Место, где продают билеты — ________________________________
Спортивная игра с мячом или шайбой — _______________________
Шестой день недели — ______________________________________
Комната для занятий детей в школе — _________________________
Дорожка, обсаженная деревьями — ___________________________
Товарищ по работе — ______________________________________
Обучение животных — _____________________________________
Спортивный бег — ________________________________________
Слова для справок: коллега, кросс, касса, хоккей, дрессировка, аллея, суббота, класс.
5.Вставь подходящие по смыслу слова с двойными согласными.
Ребята делают _______________________ зарядку. Идёт нудный ______________________ дождь. В ______________________ день мы ходили в кино. Учительница вошла в ________________.
Запиши два женских и два мужских имени с двойными согласными.
________________________________________________________________
8. Рефлексия учебной деятельности.
- Вспомним, какую цель мы с вами ставили на уроке.
Поднимите руки ребята, которые научились переносить слова с удвоенной согласной.
- Кому было скучно, изобразите вот такого грустного смайлика, а кому было на уроке интересно и комфортно изобразите лучистое солнышко и согрейте всех своими лучиками.
9. Итог. Домашнее задание.
- С какой новой орфограммой мы сегодня познакомились?
- Что делать, чтобы правильно писать слова с удвоенной согласной?
- Как перенести такие слова?