СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Центнер" 4 класс

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

.сформировать понятие единицы измерения массы, тонна,    центнер; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, кругозор, математическую речь; воспитывать толерантное отношение  друг к другу, умение работать в парах, в группах; чувство коллективизма, интерес к изучению точных наук.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Центнер" 4 класс»

Положенцева Алла Валентиновна,

учитель начальных классов

Муниципального общеобразовательного

учреждения «Школа № 119 города Донецка»


МАТЕМАТИКА

4 класс

Тема. Единицы массы. Тонна. Центнер

Цели урока: сформировать понятие единицы измерения массы, тонна, центнер; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, кругозор, математическую речь; воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение работать в парах, в группах; чувство коллективизма, интерес к изучению точных наук.

Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации, карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для работы в паре (1кг, 1г, 1ц, 1т); ребус (массаж); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше…или….?»; компьютер, презентация к теме, иллюстрации.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: словесные, практические, ИКТ–технологии, здоровьесберегающие, поисковые, наглядные, работа в группах, парах.


Ход урока

Презентация. Включен слайд 2, черный экран, чтобы учащиеся не видели название темы

I. Организационный момент

Чтобы спорилось нужное дело,

Чтобы в жизни не знать неудач,

В математики мир отправимся смело,

В мир примеров и разных задач.

А девизом нашего урока будут такие слова:

Думать – коллективно!

Решать – оперативно!

Отвечать – доказательно!

Бороться – старательно!

И открытия нас ждут обязательно!

II. Вступительное слово учителя

– Сегодня мы не просто ученики, а ученики-исследователи. Кто такой исследователь? Какого человека называют исследователем? (Ответы детей) – И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!

III. Проверка домашней работы

  1. Игра «Я – учитель». Работа в парах на карточках. Взаимопроверка (на доске ответы).

IV. Актуализация знаний

СЛАЙД 3

– «Почему слово «вкус» лишнее? (Вкус – это не величина)

– Почему величина «кг» оказалась лишней? (Это единица массы)

– А что такое величина? (Ответы учащихся)

Величина – это свойство объектов, которые можно измерить.

– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус

(Учитель показывает ребус «Массаж»)

(Учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)

– Слово «масса» – сегодня очень нужное на нашем уроке.

– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)

– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг=1000г)

– Запишите это в тетрадь.

– Какая из этих величин самая маленькая? (г)

– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)

V. Постановка учебной проблемы

( На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)

– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)

(Учащийся подписывает под картинкой «г»)

– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)

(Учащийся подписывает под картинкой «кг»)

– Ну, а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)


Яблоко Корзина яблок Машина яблок

Какой

единицей г кг ? (это проблема)

воспользуетесь?

Выдвижение гипотезы

– Что же мы можем предложить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)

– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)

– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учащихся)

– И для того, чтобы работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.

– Цель нашего урока, какая? (СЛАЙД 4)

– Где мы можем узнать о новых единицах массы и познакомиться с ними? (В учебнике)

– Знакомство с таблицей в учебнике (чтение).

– Что тяжелее: центнер или тонна?

(Число, классная работа)

Минутка чистописания

г кг ц т

– Что тяжелее – центнер или тонна?

– Какова тема нашего урока? (СЛАЙД 5)

! «Тонна» с греческого языка обозначает «бочка».

«Центнер» – весящий 100 кг.

– Во сколько раз тонна больше центнера?

VI. Работа по теме урока

  1. Коллективная работа у доски

Выразите

в кг: 5т, 6 ц, 17 т

в ц: 7т = 70 ц

5000 кг = 50ц

в т: 9000 кг = 9 т

12 000кг = 12 т

  1. Работа в парах по карточкам

– Давайте еще раз понаблюдаем за состоянием единиц массы. Поработаем в парах.

3. Работа в группах

– Расположить в порядке возрастания.

1ц 1г 1кг 1т

! На доске


Проверка. Игра «Микрофон» СЛАЙД 6

В 1 т = 10 ц

В 1 ц = 100 кг

В 1 кг = 1000 г

В 1 т = 1000 кг

Сколько г в 1 ц = 10 000 г

– Прочитай вопрос на слайде? Игра «Кто первый?»

VII. Физминутка

Мы семь раз в ладоши хлопнем.

Восемь раз ногами топнем.

Прибавляем три к семи

– Столько мы присесть должны.

(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)

VIII. Отработка умений и навыков

1. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями (задания на цветной бумаге)

– Выберите то задание, которое каждому из вас под силу.

Красная – повышенной трудности

1 т 2 ц 40 кг = _______ кг

4 т 3 ц 5 кг = ________кг

9785 г = __кг _____г

5 т 5 кг = ________кг

Желтая – средней трудности

8 т 200 кг = _______ кг

6000 кг = _______ т

15 т 3 ц = _______ ц

1 кг 52 г = _______ г

Зеленая – облегченная

5 т = 5000 кг

6 ц = ______ кг

4 т = ______ ц

2 кг 300 г = ________ г

2. Рассказ учителя «Это интересно знать»

– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самыми сильными, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (СЛАЙД 8)

Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найди достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные, не могли бы похвастаться столь мощным весом.

На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (СЛАЙД 9) При длине 6м он весит больше 6 тонн.

А среди птиц самой крупной считается страус. (СЛАЙД 10)

В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (СЛАЙД 11)

  1. Решение задачи

– Отдохнули?

– И снова задача. (СЛАЙД 12)

Задача. Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах массы)

Запись равенства в тетрадь

3 т = 3000 кг = 30 ц

IX. Закрепление ранее изученного материала

  1. Решение задачи в учебнике (создание проблемной ситуации)

В сего – 100п.

Л ук – ? п.,

С алат – ? п., в 2 р. м.

Огурцы – ?, остальное

Решение

1). 100 : 5 = 20 (п.) – с луком.

2). 20 : 2 = 10 (п.) – с салатом.

3) 20 + 10 = 30 (п.) – с луком и салатом.

4) 100 – 30 = 70 (п.) – с огурцами.

2. Работа в группах с материалами проекта «Пословицы, поговорки, крылатые выражения в литературе»

– Дети работали над нашим проектом, находили крылатые выражения, пословицы, поговорки, где встречались старорусские меры массы.

– Каждая группа получает задание: прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл пословиц, поговорок, крылатых выражений.

3. Историческая справка. Блиц-опрос

– При чтении художественных произведений встречаются другие меры массы. СЛАЙД 13

– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (СЛАЙД 14)

Проверим, как усвоили материал (ответы – цепочка в тетрадь)

  • Что больше 99 кг или 1 ц? (1 ц)

  • Что меньше 11 ц или 11 кг? (11 кг)

  • Назовите большую величину: 7 кг или 800 г? (7 кг)

  • Выберите большую величину 80 ц, 80 кг, 80 т? (80 т)

  • Выберите меньшую величину 10 ц, 2 т, 1001 кг? (10 ц)

Проверка (СЛАЙД 15)

X. Итог урока

1. Игра «Корреспондент»

– С какими новыми единицами массы познакомились?

– Для чего нужны такие единицы массы?

– Какая единица массы больше кг, но меньше т?

– Где вы можете применить свои знания?

– Что хотели бы еще узнать по теме «Масса»?

XI. Домашнее задание

XII. Рефлексия (СЛАЙД 16)

– Спасибо за урок. (СЛАЙД 17)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!