Положенцева Алла Валентиновна,
учитель начальных классов
Муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа № 119 города Донецка»
МАТЕМАТИКА
4 класс
Тема. Единицы массы. Тонна. Центнер
Цели урока: сформировать понятие единицы измерения массы, тонна, центнер; совершенствовать вычислительные навыки и умения решать текстовые задачи; развивать логическое мышление, кругозор, математическую речь; воспитывать толерантное отношение друг к другу, умение работать в парах, в группах; чувство коллективизма, интерес к изучению точных наук.
Оборудование: карточки цветные (красные, желтые, зеленые) для уровневой дифференциации, карточки для групповой работы (пословицы и поговорки со старорусскими единицами массы), карточки для работы в паре (1кг, 1г, 1ц, 1т); ребус (массаж); таблица единиц массы, карточки для блиц-опроса «Что больше…или….?»; компьютер, презентация к теме, иллюстрации.
Тип урока: комбинированный.
Методы и приемы: словесные, практические, ИКТ–технологии, здоровьесберегающие, поисковые, наглядные, работа в группах, парах.
Ход урока
Презентация. Включен слайд 2, черный экран, чтобы учащиеся не видели название темы
I. Организационный момент
Чтобы спорилось нужное дело,
Чтобы в жизни не знать неудач,
В математики мир отправимся смело,
В мир примеров и разных задач.
А девизом нашего урока будут такие слова:
Думать – коллективно!
Решать – оперативно!
Отвечать – доказательно!
Бороться – старательно!
И открытия нас ждут обязательно!
II. Вступительное слово учителя
– Сегодня мы не просто ученики, а ученики-исследователи. Кто такой исследователь? Какого человека называют исследователем? (Ответы детей) – И, конечно же, нашими постоянными помощниками будут ваше внимание, память, смекалка, любознательность и тот багаж знаний, который вы уже имеете. Вы готовы? Ну, тогда в добрый путь!
III. Проверка домашней работы
Игра «Я – учитель». Работа в парах на карточках. Взаимопроверка (на доске ответы).
IV. Актуализация знаний
СЛАЙД 3
– «Почему слово «вкус» лишнее? (Вкус – это не величина)
– Почему величина «кг» оказалась лишней? (Это единица массы)
– А что такое величина? (Ответы учащихся)
– Величина – это свойство объектов, которые можно измерить.
– О какой величине мы будем сегодня говорить, вы узнаете, разгадав ребус
(Учитель показывает ребус «Массаж»)
(Учитель на доску вывешивает лист со словом «масса»)
– Слово «масса» – сегодня очень нужное на нашем уроке.
– Какие единицы массы вы уже знаете? (кг, г)
– Какая существует взаимосвязь между этими единицами? (1 кг=1000г)
– Запишите это в тетрадь.
– Какая из этих величин самая маленькая? (г)
– Для чего нужна такая единица массы? (Чтобы определять массу очень маленьких и очень легких предметов)
V. Постановка учебной проблемы
( На доске картинка яблока, корзины яблок, машины яблок)
– Если нужно узнать массу одного яблока, какой единицей массы вы воспользуетесь? (Грамм)
(Учащийся подписывает под картинкой «г»)
– А если нужно узнать массу ящика с яблоками? (Килограмм)
(Учащийся подписывает под картинкой «кг»)
– Ну, а если нужно узнать массу целой машины с яблоками? (Ни грамм, ни килограмм не подходят для измерения такого большого и тяжелого груза)
Яблоко Корзина яблок Машина яблок
Какой
единицей г кг ? (это проблема)
воспользуетесь?
Выдвижение гипотезы
– Что же мы можем предложить? (Возможно, для таких больших грузов существуют другие единицы измерения массы)
– Обозначим эту проблему вопросительным знаком. (Учитель ставит под рисунком «?»)
– Исходя из вышесказанного, давайте попробуем сформулировать цель нашего урока. Что мы должны сегодня узнать и с чем познакомиться? (Ответы учащихся)
– И для того, чтобы работать с этими единицами при решении задач, мы должны установить взаимосвязь между всеми единицами массы.
– Цель нашего урока, какая? (СЛАЙД 4)
– Где мы можем узнать о новых единицах массы и познакомиться с ними? (В учебнике)
– Знакомство с таблицей в учебнике (чтение).
– Что тяжелее: центнер или тонна?
(Число, классная работа)
Минутка чистописания
г кг ц т
– Что тяжелее – центнер или тонна?
– Какова тема нашего урока? (СЛАЙД 5)
! «Тонна» с греческого языка обозначает «бочка».
«Центнер» – весящий 100 кг.
– Во сколько раз тонна больше центнера?
VI. Работа по теме урока
Коллективная работа у доски
Выразите
в кг: 5т, 6 ц, 17 т
в ц: 7т = 70 ц
5000 кг = 50ц
в т: 9000 кг = 9 т
12 000кг = 12 т
Работа в парах по карточкам
– Давайте еще раз понаблюдаем за состоянием единиц массы. Поработаем в парах.
3. Работа в группах
– Расположить в порядке возрастания.
! На доске
Проверка. Игра «Микрофон» СЛАЙД 6
В 1 т = 10 ц
В 1 ц = 100 кг
В 1 кг = 1000 г
В 1 т = 1000 кг
Сколько г в 1 ц = 10 000 г
– Прочитай вопрос на слайде? Игра «Кто первый?»
VII. Физминутка
Мы семь раз в ладоши хлопнем.
Восемь раз ногами топнем.
Прибавляем три к семи
– Столько мы присесть должны.
(7 хлопков, по 4 раза топнуть каждой ногой, 10 приседаний)
VIII. Отработка умений и навыков
1. Самостоятельная работа с дифференцированными заданиями (задания на цветной бумаге)
– Выберите то задание, которое каждому из вас под силу.
Красная – повышенной трудности
1 т 2 ц 40 кг = _______ кг
4 т 3 ц 5 кг = ________кг
9785 г = __кг _____г
5 т 5 кг = ________кг
Желтая – средней трудности
8 т 200 кг = _______ кг
6000 кг = _______ т
15 т 3 ц = _______ ц
1 кг 52 г = _______ г
Зеленая – облегченная
5 т = 5000 кг
6 ц = ______ кг
4 т = ______ ц
2 кг 300 г = ________ г
2. Рассказ учителя «Это интересно знать»
– Среди животных, как и среди людей, есть свои рекордсмены, достойные того, чтобы оказаться в книге рекордов Гиннеса. Кто-то признается самыми сильными, кто-то самым быстрым, а кто-то может похвастаться лишь своим весом. Самым большим и одновременно самым тяжелым животным на нашей планете признан синий кит. (СЛАЙД 8)
Масса синего кита может достигать 150-200 т. Детеныш синего кита за сутки прибавляет в весе до 100 кг (75 г каждую минуту). Найди достойного соперника синему киту просто невозможно. Ведь даже динозавры, причем самые огромные, не могли бы похвастаться столь мощным весом.
На суше, как нам известно, рекордсмен в тяжелом весе – это слон. (СЛАЙД 9) При длине 6м он весит больше 6 тонн.
А среди птиц самой крупной считается страус. (СЛАЙД 10)
В противоположность самым тяжелым животным на нашей планете существуют и живут самые маленькие и мелкие животные. (СЛАЙД 11)
Решение задачи
– Отдохнули?
– И снова задача. (СЛАЙД 12)
Задача. Три мальчика вступили в спор. Один из них считает, что масса бегемота 3 т, другой утверждает, что масса бегемота 3000 кг, а третий и вовсе называет – 30 ц. Кто же прав? Можно ли утверждать, что кто-то из ребят ошибается? (Нет, правы все, т.к. выразили массу бегемота в разных единицах массы)
Запись равенства в тетрадь
3 т = 3000 кг = 30 ц
IX. Закрепление ранее изученного материала
Решение задачи в учебнике (создание проблемной ситуации)
В сего – 100п.
Л ук – ? п.,
С алат – ? п., в 2 р. м.
Огурцы – ?, остальное
Решение
1). 100 : 5 = 20 (п.) – с луком.
2). 20 : 2 = 10 (п.) – с салатом.
3) 20 + 10 = 30 (п.) – с луком и салатом.
4) 100 – 30 = 70 (п.) – с огурцами.
2. Работа в группах с материалами проекта «Пословицы, поговорки, крылатые выражения в литературе»
– Дети работали над нашим проектом, находили крылатые выражения, пословицы, поговорки, где встречались старорусские меры массы.
– Каждая группа получает задание: прочитать и объяснить, как вы понимаете смысл пословиц, поговорок, крылатых выражений.
3. Историческая справка. Блиц-опрос
– При чтении художественных произведений встречаются другие меры массы. СЛАЙД 13
– Оказывается, в недалекие времена во многих странах мира существовали свои единицы измерения величин. Это было очень неудобно для подсчета и всемирной торговли. И тогда … (СЛАЙД 14)
Проверим, как усвоили материал (ответы – цепочка в тетрадь)
Что больше 99 кг или 1 ц? (1 ц)
Что меньше 11 ц или 11 кг? (11 кг)
Назовите большую величину: 7 кг или 800 г? (7 кг)
Выберите большую величину 80 ц, 80 кг, 80 т? (80 т)
Выберите меньшую величину 10 ц, 2 т, 1001 кг? (10 ц)
Проверка (СЛАЙД 15)
X. Итог урока
1. Игра «Корреспондент»
– С какими новыми единицами массы познакомились?
– Для чего нужны такие единицы массы?
– Какая единица массы больше кг, но меньше т?
– Где вы можете применить свои знания?
– Что хотели бы еще узнать по теме «Масса»?
XI. Домашнее задание
XII. Рефлексия (СЛАЙД 16)
– Спасибо за урок. (СЛАЙД 17)