Тема урока: СОЛИ (соли в жизни человека)
Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о солях как одном из основных классов соединений их физических и химических свойствах,знакомство с важнейшими представителями солей их применением.
Задачи урока:
Образовательные.
Привести в систему знания учащихся о составе и классификации солей; составлении их формул, химических свойствах солей как одного из классов неорганических соединений.
Познакомить с некоторыми представителями класса солей, их применением
Воспитательные.
Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся,формированию всесторонне развитой личности;
Развивающие.
Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, работать с малым набором реактивов. Применять знания в нестандартных ситуациях.
Уровень: базовый
Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.
Межпредметные связи: биология, география.
Оборудование:
Учителю - компьютер с мультипроектором,
Ученикам (на каждый стол): Реактивы: нитрат бария, серная кислота, сульфат натрия, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, карбонат кальция, мрамор пробирки со штативом. Печатная основа с информацией.
Инструктивные карты по проведению лабораторного опыта.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Слайд 1
Здравствуйте! Ребята! Сегодня мы будем работать на уроке над темой, которую вы сможете сформулировать сами, ответив на вопросы
Подсказка:
Это вещество входит в состав крови человека.
Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.
Оно содержится в Мировом океане.
Из него в Боливии строят отели.
Наши предки встречали гостей в знак гостеприимства хлебом и … солью!
Верно, наш урок будет посвящен соли, как классу соединений.
Слайд 1
О чем пойдет речь на занятии? Каким образом каждое из изображений относится к теме урока? Поставьте знак «+»если знаете или «-» ,если не знаете. В конце урока мы еще раз вернемся к слайду. Формулируем тему урока: Соли (привычные и удивительные) в жизни человека. М.В.Ломоносов сказал...
Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие … Куда ни посмотрим, куда не оглянемся, везде обращаются перед очами нашими успехи её прилежания. И сегодня на уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться |
2. Активизация знаний.
Блеф-игра «Верите ли вы…»
Мы употребляем в пищу разные соли
Без солей некоторые продукты имели бы другой внешний вид
Соль спасает наши зубы от кариеса
Соль помогает в борьбе за урожай
Помогает людям в получении образования
Помогает врачам поставить диагноз
Давайте вспомним что мы знаем о солях:
Что такое соли?
Какова классификация солей? Слайд 4
Каковы химические свойства солей? Слайд 5
Стадия осмысления информации
Ознакомьтесь с информацией лежащей у вас на столах. Найдите в тексте и выпишите в таблицу названия солей, применяемых в различных областях человеческой деятельности, составьте их формулы, укажите названия и вид солей.
Заполните таблицу
№ | Название соли | Формула соли | Вид соли | Применение соли |
1 | | | | |
2 | | | | |
3 | | | | |
4 | | | | |
Проверяем заполнение таблицы, демонстрируя слайды презентации. Учащиеся называют соли и области их применения
Вспомните правила ТБ при работе с кислотами, щелочами!
ИНСТРУКЦИЯ 1
Практически осуществите химическую реакцию, протекающую при замешивании теста для блинов. Для этого налейте в пробирку гидрокарбонат натрия и добавьте соляную кислоту
При этом выделяется углекислый газ, что делает тесто пышным.
Почему иногда тесто не поднимается
Опытные повара знают, что для хорошего подъема теста нужно кислоту добавлять в жидкую основу теста, а соду смешивать с мукой
Составьте уравнение химической реакции взаимодействия соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.
ИНСТРУКЦИЯ 2
Приготовьте суспензию, которая используется в рентгенодиагностике под названием «баритовая каша» Для этого проведите реакцию между нитратом бария и сульфатом натрия. Составьте уравнение реакции и ответьте на вопрос, какое применение находит это вещество при производстве конструкторов Lego.
ИНСТРУКЦИЯ 3
При кипячении жесткой воды в чайнике образуется накипь, она состоит из вещества, которое используется при производстве зубных паст в качестве абразивного вещества, способного механически удалять зубной налет и полировать поверхность зубной эмали. Это вещество составляет основу раковин моллюсков, жемчужин, кораллов, из него вновь отстроили Москву после пожара 1812 г. Этот материал хорошо знаком скульпторам, строителям и каждому школьнику, стоящему у доски. Что это за вещество? Как отчистить чайник от накипи. Проведите реакцию в пробирке между ....... Запишите уравнение реакции.
Стадия рефлексии
Что узнали? Возвращение к слайду1: С какими веществами связаны изображения? Возвращение к вопросам блеф-игры
Составление синквейна
Соль
Описание темы - два прилагательных Твердая, кристаллическая
Описание действия – три глагола
Консервирует, строит, удобряет,
Отношение к теме – четыре слова Хлориды, карбонаты, фосфаты, сульфаты
Суть темы – одно (два) слова Компонент жизни
Домашнее задание: Выпишите названия и формулы солей, входящих в состав минеральной воды различных источников