СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Соли в жизни человека"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Соли в жизни человека" знакомит учащихся с практическим применением солей в различных областях человеческой деятельности. К уроку прилагаются инструктивные карты для проведения лабораторной работы, информация о применениии солей, тест для самопроверки и презентация.

Просмотр содержимого документа
«Информация»

ИНФОРМАЦИЯ

Соли - самые распространенные в быту соединения. По своему агрегатному состоянию все соли являются твердыми кристаллическими веществами. Поговорим об основных солях, используемых для бытовых нужд.
  Хлорид натрия (поваренная соль). В природе встречается как каменная соль, входит в состав морской воды. В быту используется для придания соленого вкуса пище, консервирования продуктов питания, как адсорбент (вещество, поглощающее жидкие и газообразные вещества) при выведении различных пятен, но только свежих. Без этой соли невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможно переваривание и усвоение пищи.

Нитрит натрия — используется как улучшитель окраски и консервант в пищевой промышленности в изделиях из мяса и рыбы. Пищевая добавка E250. Очищенный нитрит натрия представляет собой белый или слегка желтоватый кристаллический порошок, хорошо растворим в воде. Как пищевая добавка применяется в пищевой промышленности в двух целях: как антиокислитель, и как антибактериальный агент, препятствующий росту  возбудителя ботулизма. Вступая во взаимодействие с миоглобином (белком мяса) придает мясным продуктам характерный розоватый цвет.

В Евросоюзе продажа для пищевых применений разрешена только в смеси с пищевой солью, с содержанием нитрита около 0,6%, чтобы уменьшить риск превышения суточных норм. C 2013 года сходные правила действуют в России.

  Карбонат натрия сода кальцинированная используется для смягчения жесткой воды, обладает очень сильным обезжиривающим действием.

Карбонат натрия используют в стекольном производстве; мыловарении и производстве стиральных и чистящих порошков.

В пищевой промышленности карбонаты натрия зарегистрированы в качестве пищевой добавки E500, — регулятора кислотности, разрыхлителя, препятствующего комкованию и слёживанию. Карбонат натрия (кальцинированная сода, Na2CO3) имеет код 500i, гидрокарбонат натрия 500ii.

  Питьевая сода (NaHCO3) - хорошо растворимое в воде вещество. Применяется в хлебопечении, для изготовления напитков, как средство для полоскания рта при инфекционных поражениях, для снятия зуда при ожогах крапивой и укусах муравьев (крапива и муравьи вырабатывают муравьиную кислоту), сода нейтрализует кислоту. Двууглекислый натрий технический используется для наполнения пенных огнетушителей и систем пожаротушения, для смягчения воды.

  Карбонат кальция нерастворимый в воде, – важнейшая соль, из которой многочисленные морские животные: моллюски, раки, простейшие строят покровы своего тела – разнообразные по форме, многоцветные по окраске раковины. Скапливаясь после смерти своих хозяев на дне водоемов и главным образом морей, эти раковины за десятки и сотни миллионов лет образовали мощные пласты соединений кальция, давших начало образованию горных пород – известняков. Эту же формулу имеет и замечательный строительный камень - мрамор, и столь привычный каждому школьнику, стоящему у доски, мел. Из известняка получают негашеную и гашеную известь, стоят дома. Мрамор идет на изготовление статуй, мрамором отделаны станции московского метро.Основу зубной пасты составляют абразивные вещества, способные механически удалять зубной налет и полировать поверхность зубной эмали. В качестве абразивов чаще используют химически осажденный карбонат кальция.

Фосфат кальция нерастворим в воде – это основа минералов фосфоритов и апатитов.В переводе с греческого апатит означает «обманщик». Он может менять свой внешний вид, и быть похожим на кварц, известняк или мрамор.

Из апатитов получают необходимые в сельском хозяйстве фосфорные удобрения, без которых, в свою очередь, было бы невозможно получение высоких урожаев. Он входит в состав костей животных.
    Сульфат меди, сернокислая медь, медный купорос (CuSO4 · 5Н2O) -кристаллическое вещество голубого цвета. Ядовитая соль. Используется для борьбы с грибковыми заболеваниями растений (фитофтороз на помидорах), приготовления красок.

    ................. (NaHSO3)Используется в легкой и пищевой промышленности - порошок белого цвета с типичным сернистым запахом, хорошо растворим в воде. Используется для отбеливания тканей, прекрасно удаляет пятна иода, ржавчины, перманганата калия. Многие красители под действием гидросульфита обесцвечиваются. При нагревании это вещество разлагается с выделением ядовитого сернистого газа. Гидросульфит натрия используется почти во всех винах, идущих на экспорт для предотвращения окисления и сохранения вкуса (пищевая добавка Е222). При консервировании фруктов применяется для предотвращения потемнения и для борьбы с микробами. В очень больших концентрациях может вызывать серьёзные аллергические реакции, заболевания желудочно-кишечного тракта.

Силикат натрия. Некоторые силикаты применяют для пропитки древесины, чтобы придать ей огнеупорность. Водный раствор силиката натрия используется в качестве силикатного клея. Силикаты используются в качестве поделочных камней.

Массово производимые концентрированные растворы силикатов калия или натрия называют жидким или растворимым стеклом.

Сульфат бария. Часто используется при рентгеновских исследованиях желудочно-кишечного тракта как радиоконтрастное вещество, так как тяжёлые атомы бария хорошо поглощают рентгеновское излучение. Хотя все растворимые соли бария ядовиты, сульфат бария практически нерастворим в воде (и в  соляной кислоте, которая содержится в желудочном соке), поэтому он нетоксичен. Для рентгенографического исследования органов пищеварения пациент принимает внутрь суспензию сульфата бария («бариевую кашу») с содержанием бария 58,7 %.Протектор для рентгеновского излучения (бариевая штукатурка рентгеновских кабинетов).

Добавление в продукцию Lego на случай, если ребёнок проглотит деталь.





Просмотр содержимого документа
«инструктивные карты Приложение 2»

Инструктивная карта №1

Заполните таблицу

Название соли в быту

Название в химии

Формула соли

Тип соли

растворимость

Применение соли

1

Поваренная соль

Хлорид натрия

NaCl

Средняя Р

Консервант, в кулинарии, медицине





















































Вспомните правила ТБ при работе с кислотами!

ИНСТРУКЦИЯ 1

  1. Практически осуществите химическую реакцию, протекающую при замешивании теста для блинов. Для этого налейте в пробирку раствор ....................................... натрия и добавьте соляную кислоту

  2. При этом выделяется ................................газ, что делает тесто пышным.

  3. Почему иногда тесто не поднимается?

  4. Опытные повара знают, что для хорошего подъема теста нужно ............ добавлять в жидкую основу теста, а ................ смешивать с мукой. Почему?

  5. Составьте уравнение химической реакции взаимодействия пищевой ......... с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.

NaHCO3 + …… = NaCl + H2O + …….







Домашнее задание: Выпишите названия и формулы солей, входящих в состав минеральной воды различных источников



Инструктивная карта №2

Заполните таблицу

Название соли в быту

Название в химии

Формула соли

Тип соли

растворимость

Применение соли

1

Поваренная соль

Хлорид натрия

NaCl

Средняя Р

Консервант, в кулинарии, медицине





















































Вспомните правила ТБ при работе с кислотами!

ИНСТРУКЦИЯ 2

Приготовьте суспензию, которая используется в рентгенодиагностике под названием «баритовая каша» Для этого проведите реакцию между ............................................... и ............... натрия. Составьте уравнение реакции и ответьте на вопрос, какое применение находит это вещество при производстве конструкторов Lego.

Ba(NO3)2 + ……… = ……… + NaNO3









Домашнее задание: Выпишите названия и формулы солей, входящих в состав минеральной воды различных источников

Инструктивная карта №3

Заполните таблицу

Название соли в быту

Название в химии

Формула соли

Тип соли

растворимость

Применение соли

1

Поваренная соль

Хлорид натрия

NaCl

Средняя Р

Консервант, в кулинарии, медицине





















































Вспомните правила ТБ при работе с кислотами!

ИНСТРУКЦИЯ 3

При кипячении жесткой воды в чайнике образуется накипь, она состоит из вещества, которое используется при производстве зубных паст в качестве абразивного вещества, способного механически удалять зубной налет и полировать поверхность зубной эмали. Это вещество составляет основу раковин моллюсков, жемчужин, кораллов, из него вновь отстроили Москву после пожара 1812 г. Этот материал хорошо знаком скульпторам, строителям и каждому школьнику, стоящему у доски. Что это за вещество? Как отчистить чайник от накипи. Проведите реакцию в пробирке между .................................................... и

.................................................... Запишите уравнение реакции.



……… + HCl = CaCl2 + H2O + …..



Домашнее задание: Выпишите названия и формулы солей, входящих в состав минеральной воды различных источников



Тест с взаимопроверкой

Отметьте те утверждения, с которыми вы согласны:

  1. Формула поваренной соли КСl

  2. Соли – сложные вещества, состоящие из ионов металла и кислотного остатка.

  3. Соль фосфат магния нерастворима в воде.

  4. К2СО3 – это формула карбоната кальция

  5. В данном перечне веществ находится 3 формулы соли:

KNO3, NaOH, HCl, Na3PO4, CaO, HNO3, BaCO3









Просмотр содержимого документа
«конспект урока Соли»

Тема урока: Соли (привычные и удивительные) в жизни человека

Цель урока: обобщение и углубление знаний учащихся о солях как одном из основных классов соединений их физических и химических свойствах, знакомство с важнейшими представителями солей их применением.

Задачи урока:

Образовательные.

Привести в систему знания учащихся о составе и классификации солей; составлении их формул, химических свойствах солей как одного из классов неорганических соединений.

Познакомить с некоторыми представителями класса солей, их применением


Воспитательные.

Способствовать развитию навыков коммуникативного общения учащихся, формированию всесторонне развитой личности;

Развивающие.

Создать условия для развития умений учащихся анализировать, обобщать, делать выводы, сравнивать, работать с малым набором реактивов. Применять знания в нестандартных ситуациях.

Уровень: базовый


Форма организации деятельности: коллективная, парная, индивидуальная.

Межпредметные связи: биология, география.

Оборудование:

Учителю - компьютер с мультипроектором,

Ученикам (на каждый стол): Реактивы: нитрат бария, серная кислота, сульфат натрия, гидрокарбонат натрия, карбонат натрия, соляная кислота, карбонат кальция, мрамор пробирки со штативом. Печатная основа с информацией.

Инструктивные карты по проведению лабораторного опыта.

ХОД УРОКА



1. Оргмомент

Здравствуйте! Ребята! Сегодня на уроке мы будем работать над темой, которую вы сможете сформулировать сами, ответив на вопросы

Подсказка:

  1. Это вещество входит в состав крови человека.

  2. Легионеры Древнего Рима получали часть жалованья этим веществом.

  3. Оно содержится в Мировом океане.

  4. Из него в Боливии строят отели.

  5. Наши предки встречали гостей в знак гостеприимства хлебом и … солью!


Верно, наш урок будет посвящен солям, как классу соединений. Солям, которые присутствуют в нашей жизни повсеместно, мы используем их сами того не подозревая.

Поэтому тема нашего урока: СОЛИ (привычные и удивительные) В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

Слайд 1



Мотивация и целеполагание:

С солью люди знакомы еще с глубокой древности. Значение соли отражено во многих пословицах и поговорках: «Хлеб да соль» —в этом выражении подчеркивалось значение соли наравне с хлебом. Хлеб и соль всегда были символом гостеприимства. Говорят: «Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть». Оказывается, двое людей за 2 года съедают пуд соли (16 кг). Каждый человек в год потребляет 3 – 5,5 кг соли. Слайд2

В названиях многих городов и поселков присутствует слово соль: Соликамск, Соль-Илецк, Усолье, Солт-Лейк-Сити, Солтвиль, Зальцбург и др.

Соли образуют мощные отложения в земной коре. В Соль-Илецке, толщина пласта соли превышает 1,5 км. Огромное количество соли содержится в воде морей и океанов. Солью, извлеченной из Мирового океана, можно было бы засыпать сушу земного шара слоем 130 м. Во многих странах Азии и Африки соль добывают из соляных озер, а в европейских странах – из соляных шахт.

Слайд3

Соли могут иметь различную окраску: голубую, синюю, фиолетовую розовую и т.д. Некоторые озера имеют окраску из-за присутствия в них окрашенных солей. Например: Розовое, Красное, Малиновое. Слайд4

Слайд5

Каким образом каждое из изображений относится к теме урока? Поставьте знак «+»если знаете или «-» ,если не знаете. В конце урока мы еще раз вернемся к слайду. М.В.Ломоносов сказал...

Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие …

Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются

перед очами нашими успехи её прилежания.

Действительно химия пронизывает всю жизнь человека, ведь человек живет в мире веществ.

И сегодня на уроке нам предстоит еще раз в этом убедиться

2. Активизация знаний.

Блеф-игра «Верите ли вы…»

        1. Мы употребляем в пищу разные соли

        2. Без солей некоторые продукты имели бы другой внешний вид

        3. Соль спасает наши зубы от кариеса

        4. Соль помогает в борьбе за урожай

        5. Соль помогает людям в получении образования

        6. Соль помогает врачам поставить диагноз

В конце урока мы вернемся и проверим стоило ли верить этим утверждениям….

Слово «соль» мы часто используем в повседневной жизни, а в химии соли –?

Давайте вспомним что мы знаем о солях:

Что такое соли? (учащийся отвечает: сл. вещ-ва...)

Какова классификация солей? Растворимые и нерастворимые

Как определить растворимость соли?

Посмотрите в таблицу растворимости, соли каких металлов – все растворяются в воде

Соли каких кислот все растворимы?

Как еще классифицируют соли? ( Средние, кислые, основные) Слайд 6

Каковы химические свойства солей? Слайд 7

Стадия осмысления информации


Ознакомьтесь с информацией лежащей у вас на столах. Найдите в тексте и выпишите в таблицу названия солей, применяемых в различных областях человеческой деятельности, составьте их формулы, укажите названия и вид солей.


Заполните таблицу

Название соли

Формула соли

Вид соли

Применение соли

1





2







Проверяем заполнение таблицы, демонстрируя слайды презентации. Учащиеся называют соли и области их применения. Проверяют и корректируют записи.

Вспомните правила ТБ при работе с кислотами, щелочами!

При работе с кислотами и щелочами нужно соблюдать особую осторожность. Если случайно кислота или щелочь попадет на руки или одежду, немедленно следует смыть ее большим количеством воды. Остатки веществ не высыпайте и не выливайте обратно в сосуд с чистыми веществами. Если вы случайно налили слишком много вещества, воспользуйтесь дополнительной чистой пробиркой, имеющейся в вашем штативе. Твердые вещества насыпайте лопаткой. Не оставляйте открытыми пузырьки с веществами.

Учащиеся делятся на группы (можно по рядам) и выполняют опыты по одному на каждую группу (ряд), пользуясь инструкцией (Приложение 2). В печатной форме учащиеся заполняют пропуски, записывают уравнения реакций.


ИНСТРУКЦИЯ 1

  1. Практически осуществите химическую реакцию, протекающую при замешивании теста для блинов. Для этого налейте в пробирку гидрокарбонат натрия и добавьте соляную кислоту

  2. При этом выделяется углекислый газ, что делает тесто пышным.

  3. Почему иногда тесто не поднимается

  4. Опытные повара знают, что для хорошего подъема теста нужно кислоту добавлять в жидкую основу теста, а соду смешивать с мукой

  5. Составьте уравнение химической реакции взаимодействия соды с выделением углекислого газа, придающего тесту необходимую пышность.

ИНСТРУКЦИЯ 2

Приготовьте суспензию, которая используется в рентгенодиагностике под названием «баритовая каша» Для этого проведите реакцию между нитратом бария и сульфатом натрия. Составьте уравнение реакции и ответьте на вопрос, какое применение находит это вещество при производстве конструкторов Lego.

ИНСТРУКЦИЯ 3

При кипячении жесткой воды в чайнике образуется накипь, она состоит из вещества, которое используется при производстве зубных паст в качестве абразивного вещества, способного механически удалять зубной налет и полировать поверхность зубной эмали. Это вещество составляет основу раковин моллюсков, жемчужин, кораллов, из него вновь отстроили Москву после пожара 1812 г. Этот материал хорошо знаком скульпторам, строителям и каждому школьнику, стоящему у доски. Что это за вещество? Как отчистить чайник от накипи. Проведите реакцию в пробирке между ....... Запишите уравнение реакции.

Стадия рефлексии

Что узнали? Возвращение к слайду1: С какими веществами связаны изображения? Возвращение к вопросам блеф-игры

При наличии времени: тест с последующей взаимопроверкой или загадки о солях. Домашнее задание: Выпишите названия и формулы солей, входящих в состав минеральной воды различных источников.

Список литературы

  1. Маркина И.В. Современный урок химии: Технологии, приемы, и разработки учебных занятий. Ярославль: Академия развития, 2008

  2. Маркина И.В. Коррозия металлов и способы защиты от нее//«Химия в школе» 2008 №9 с21-25

  3. http://festival.1september.ru/articles/614547/

  4. https://ru.wikipedia.org/

  5. http://www.myshared.ru/slide/591878/







Просмотр содержимого презентации
«СОЛИ в жизни»

Соли привычные и удивительные в жизни человека

Соли

привычные и удивительные в жизни

человека

За 2 года двое людей съедают пуд соли (16 кг)   (в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)

За 2 года двое людей съедают пуд соли (16 кг)

(в год человек с пищей потребляет 3-5,5 кг соли)

Добыча соли из соляных шахт из соленых озер

Добыча соли

из соляных шахт

из соленых озер

Классификация  солей  СОЛИ Средние   Кислые NaCl NaHCO 3 Основные Mg ( OH ) Cl

Классификация солей

СОЛИ

Средние

Кислые

NaCl

NaHCO 3

Основные

Mg ( OH ) Cl

Типичные реакции солей

Типичные реакции солей

"Среди всех природных минеральных солей, самая главная та, которую мы называем просто “соль” А.Е.Ферсман

NaCl

хлорид натрия

Na 2 CO 3 карбонат натрия

Na 2 CO 3

карбонат

натрия

NaHCO 3 Гидрокарбонат натрия

NaHCO 3

Гидрокарбонат натрия

NaNO 2 Нитрит натрия

NaNO 2

Нитрит натрия

CaCO 3 Карбонат  кальция  Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет

CaCO 3

Карбонат кальция

Моллюски, раки, радиолярии, кораллы – все имеют известковый скелет

Большой Барьерный риф   в Австралии

Большой Барьерный риф в Австралии

Меловые горы

Меловые горы

Минералы карбоната кальция находятся в  горных породах:

Минералы карбоната кальция находятся в горных породах:

  • Известняк
  • Мел
  • Мрамор
  • Травертин
Мрамор – строительный материал Мавзолей Тадж-Махал – чудо света в Индии CaCO 3

Мрамор – строительный материал

Мавзолей Тадж-Махал – чудо света в Индии

CaCO 3

NaHSO 3 гидросульфит натрия  Е 222

NaHSO 3

гидросульфит

натрия

Е 222

Фосфат кальция Ca 3 (PO 4 ) 2  - основа минералов  фосфоритов и апатитов

Фосфат кальция Ca 3 (PO 4 ) 2

  • - основа минералов

фосфоритов и апатитов

Na 2 SiO 3 силикат натрия

Na 2 SiO 3

силикат

натрия

Сульфат меди (II) СuSO 4

Сульфат меди (II)

СuSO 4

Всем СПАСИБО

Всем СПАСИБО


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!