СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Синтаксический анализ словосочетаний"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В уроке "Синтаксический анализ словосочетания", применяя технологию смыслового чтения на разных этапах урока, обучающиеся работают с текстами, выполняя задания по формированию навыков синтаксического анализа словосочетания. Урок имеет тематическую направленность и посвящен В.И. Далю. Урок сопровождается мультимедийной презентацией.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Синтаксический анализ словосочетаний"»

Тема урока. Синтаксический анализ словосочетания

Тип урока: открытия новых знаний.

Цель урока: формирование навыков анализа словосочетания.

Задачи урока:

  1. активизировать имеющиеся у обучающихся сведения о словосочетании;

  2. формировать умение вычленять словосочетание из текста, производить его частичный синтаксический анализ; способствовать развитию логического мышления, познавательных и творческих способностей обучающихся через разнообразные виды деятельности;

  3. развивать чувства патриотизма и гордости за великих людей Луганщины, воспитывать культуру умственного труда, вызывать интерес к урокам русского языка.

Планируемые результаты:

Предметные: обучающиеся узнают порядок анализа словосочетания, научаться объяснять языковые явления.

Метапредметные:

Познавательные УУД – самостоятельно формулируют познавательные цели; применяют методы информационного поиска; обосновывают выбор эффективных способов решения задач; применяют приёмы осознанного чтения; анализируют единицы языка;строят логическую цепь рассуждений.

Регулятивные УУД – формулируют учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно; составляют план и последовательность действий; контролируют, сверяя способ действия и его результат с заданным эталоном; оценивают правильность выполнения действия, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные УУД –учитывают позиции других людей, участвуют в коллективном обсуждении проблемы, умеют формулировать собственное мнение, задавать вопросы.

Личностные УУД – дают адекватную самооценку учебной деятельности, осознают границы собственного знания и незнания.

Материально-техническое обеспечение содержания урока: учебник, записи на доске, раздаточный материал, Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И. Даля, компьютер, проектор.





Ход урока

I.Организационный момент

Учитель. Здравствуйте, ребята. Рада всех видеть!

Какую установку мы даем с вами на сегодняшний урок? (Слайд 2)



Дети. Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Всё делаем внимательно.

Учитель. Желаю вам плодотворной работы и хорошего настроения!

II.Актуализация знаний

1.Каллиграфическая минутка

Учитель. Откройте тетради, отступите 2 строки, запишите дату, классная работа.

Как обычно, урок начинаем с каллиграфической минутки. Пропишем строку буквы –й- . (Слайд 3)

2.Беседа с обучающимися (Слайд 4)

- Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке?

( Словосочетание)

- Какой раздел науки о языке изучает словосочетание? (Синтаксис)

- Что изучается в синтаксисе?

- Что вы уже знаете о словосочетании?

III. Работа по теме урока

1. Постановка целей и задач

Учитель:

- Как вы думаете, какая будет тема нашего урока? ( Синтаксический анализ словосочетания).

- Сегодня мы обобщим наши знания. Мы будем анализировать словосочетание и узнавать что – то новое.

- Запишем тему урока в тетрадь (Слайд 5)

- Мы знаем тему урока. Как вы думаете, какую цель мы сегодня поставим перед собой, что мы должны получить на уроке? (Слайд 6)

( НАУЧИТЬСЯ анализировать словосочетания;

УСВОИТЬ алгоритм анализа словосочетания)

- А что для этого нужно? (Повторить всё о словосочетании).

2.Проблемное объяснение нового знания (самостоятельно)

-Обратимся к информационному тексту, чтобы успешно усвоить его содержание, вспомните приёмы изучающего чтения.

Задание. Вам необходимо промаркировать этот текст (маркировку делаем на полях). (Слайд 7)

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?»- есть вопросы

(Слайд 8)

Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например: голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения, предлог с существительным или местоимением.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Учитель. Что новое вы открыли для себя? (п. №5). Понятно всё для вас?

Вывод. Если в словосочетании главное слово имя существительное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

3. Работа со словосочетаниями (Слайд 9)

Учитель. Предлагаю вам задание. Обратите внимание на доску. Прочитайте словосочетания:

Работал над словарём Казак Луганский

родился в Луганске великий земляк

собирал слова военный врач

- Ребята, вы догадались, о ком мы будем говорить на уроке?

( Да, о В.И. Дале). Мы продолжаем знакомиться с жизнью и творчеством великого земляка Владимира Ивановича Даля. (Слайд 10)

Задание. Запишите словосочетания в тетрадь в две колонки. Определите, к какой части речи относятся главные слова. ( Дети записывают, определяют).

- Вы догадались, почему словосочетания записаны в 2 колонки?

( В левой колонке записаны глагольные словосочетания, а в правой - именные).

Учитель. Так определяется вид словосочетания по главному слову. (Учитель прикрепляет на доску надписи: именные – глагольные - виды словосочетаний) (Слайд 11)

- Все справились с заданием? Чему научились?

Вывод. Научились определять виды словосочетаний по главному слову( глагольные и именные).

Физкультминутка (Слайд 12)

4. Работа с учебником

Учитель. Открываем учебник на странице 65. Самостоятельно прочитайте, применяя приёмы изучающего чтения, порядок анализа словосочетаний. Образец разбора рассмотрим вместе.

Задание. Составить алгоритм анализа словосочетания (устно).

(Ответы детей)

Учитель. Всё ли мы учли при составлении алгоритма?

( Дети определяют, что в учебнике в порядке анализа нет определения вида словосочетания). (Слайд 13)

IV. Закрепление изученного материала

1. Работа у доски

Задание. Синтаксический анализ словосочетаний

Работал над словарём, великий земляк.

2. Работа с текстом

Учитель. У меня в руках Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка В.И. Даля. Это маленькая часть слов Толкового словаря живого великорусского языка. (Слайд 14)

Этому труду Даль посвятил всю свою жизнь. Толковый словарь Владимира Даля – великий дар потомкам.

- Следующее задание – работа с текстом. Возьмите текст, прочитайте его, используя приёмы осмысленного чтения. Подготовьтесь к выразительному чтению. (Слайд 15)

В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту.

Все мы знаем значение слова «кошка» - это домашнее животное. А вот В.И. Даль даёт этому слову девять толкований! Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра: мышка должна отзываться, а слепая кошка ловить её.

Словарь Даля – настоящий кладезь мудрости!

Задание

  1. О чём говорится в тексте? Все ли слова понятны? (Работа с толковым словарём).

  2. Как можно озаглавить текст?

  3. Что нового, интересного узнали? ( Ответы обучающихся)

Учитель. Давайте посмотрим, какое значение слова «кошка» по Далю изображено на этих картинках? (Слайд 16 – 23)

- Подумайте, какое значение слова «кошка» вы не увидели на картинках? ( Ответы обучающихся) (Слайд 24)

- Молодцы, вы осознано прочитали этот текст. Продолжаем дальше

работать с текстом.

  1. Назовите из текста словосочетания, в которых главными словами будут подчёркнутые в тексте слова. (Слайд 25)

  2. Синтаксический анализ словосочетаний (1- у доски, 2 -самостоятельно)

  3. Выпишите из текста слова с различными орфограммами. Объясните их.

Вывод

Учитель. Задание выполнили. Чему научились?

V. Подведение итогов урока

- Какую тему изучали?

- Какие цели ставили в начале урока?

- Какие из них удалось достичь, а над какими ещё нужно поработать?

VI. Оценивание.

Учитель комментирует выставляемые за урок отметки. Даёт словесную оценку деятельности обучающихся.

VII. Рефлексия

Учитель. Прежде, чем перейти к рефлексии. Хочу напомнить вам, что

В. И. Даль, собирая свои пословицы, поговорки, загадки, каждую из них записывал на узкой полоске бумаги (Даль называл их ремешками) и крепил в тетрадь.

Предлагаю, чтобы каждый из вас на вопрос: чему вы научились на уроке, ответили письменно на « Далевских ремешках» и прикрепили их в нашу книгу «Знаний».

На доске - книга «Знаний», дети в неё прикрепляют свои ответы на вопрос:

- Чему мы сегодня научились на уроке? (Слайд 26)

Я научился…

Я понял…

Я узнал…

Учитель. Ребята, как вы думаете, где нам пригодятся знания, которые мы получили сегодня на уроке? ( Ответы обучающихся).

VIII. Домашнее задание (Слайд 27)

§27, упр. 140 или со словом «словарь» составить 6 словосочетаний и 2 дать анализ.















Список использованной литературы



1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. - М.: Просвещение. - 2017. - 160с.


2. Даль В. И. Иллюстрированный толковый словарь русского языка: современная версия / В. И. Даль. – М. : ЭКСМО, 2009. - 287 с.


3. Русский язык. 5 класс.Учеб. Для общеобразоват. организаций.В 2 ч. Ч. 1 / [ Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов, Л.А. Тростенцова и др. ; науч. Ред. Н.М. Шанский].– 6-е изд. – М. : Просвещение,


4. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5 – 9 классах. Как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2013 г.- 128 с.

5. Толковый словарь Даля онлайн. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https ://slovardalja.net/ – Заголовок с экрана.



6. Фисенко Т.И. Развитие навыков смыслового чтения учащихся основной школы средствами метапредметного курса «Стратегии смыслового чтения»// Методические рекомендации «Достижение метапредметных результатов через проектирование, разработку и реализацию междисциплинарных программ» / КГБОУ ДПО ХКИРО, 2014- 150 с.




















Приложения

Приложение 1.

Раздаточный материал

  1. Информационный текст:

1. Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически. Например: голубое небо, чистая вода.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: поход в лес, синяя птица.

3. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов.

4. Словосочетанием не являются: грамматическая основа предложения, однородные члены предложения, предлог с существительным или местоимением.

5. Если в словосочетании главное слово имя существительное или прилагательное, то оно называется именным. Если главное слово – глагол, то словосочетание называется глагольным.

Знаки для маркировки текста:

«V» - это я знал

«+» - новое для меня

«-» - думал иначе

«?»- есть вопросы



  1. Текст

В толковом словаре Даля собрано много слов. Они расположены по алфавиту.

Все мы знаем значение слова «кошка» - это домашнее животное. А вот В.И. Даль даёт этому слову девять толкований! Это и домашнее животное. И якорь о четырёх лапах. И снаряд для осмотра выбоин в орудиях. И кожаный кошелёк, который носят на поясе. А ещё плётка с несколькими хвостами, коса на взморье или отмель, рыбачий сачок, растение, игра: мышка должна отзываться, а слепая кошка ловить её.

Словарь Даля – настоящий кладезь мудрости!














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!