СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Семейные ценности и традиции"

Нажмите, чтобы узнать подробности

конспект

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Семейные ценности и традиции"»

МБОУ Починковская СШ













Урок изучение нового материала

во 2 классе по окружающему миру




«Семейные ценности и традиции»











Провела:


Вахляева Татьяна Михайловна









Цель: формирование представления о семейных отношениях, о семейных обязанностях, о традициях и ценностях семьи.


Задачи:

  1. Укреплять авторитет семьи, базовые семейные ценности.

  2. Воспитывать уважение детей к близким.

  3. Ориентировать учащихся на создание крепкой, дружной семьи.

  4. Воспитывать понимание необходимости заботиться о слабых, больных, престарелых членах семьи, желание поддерживать традиции своей семьи, хранить семейные реликвии;



Методы: словесный – беседа, сообщения учащихся; творческий – чтение стихотворений; исследовательский - подготовка сообщения учищимися о традициях в их семье.


Оборудование:

  • презентация;

  • сообщения учащихся

  • фотографии семьи



Формирование УУД


Личностные УУД:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

  • ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.


Познавательные УУД:

  • поиск и выделение необходимой информации;

  • применение методов информационного поиска;

  • способность и умение учащихся производить простые логические действия.


Коммуникативные УУД:

  • формирование умения строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

  • организация и осуществление сотрудничества с учителем и сверстниками.


Регулятивные УУД:

-контроль в форме действия и его результата;





Ход урока:


  1. Организационный момент:

(Приветствие,  психологический настрой на работу)

  • Встали все красиво, посмотрели на соседа, улыбнулись, посмотрели на меня, тихо сели.


  1. Актуализация знаний

  • Сегодня у нас с вами необычный урок. На нашем уроке присутствуют гости.

  • Давайте вспомним, о чём мы говорили на прошлом уроке? (о семье)

  • Слова «Семья» мы часто слышим или произносим, но часто ли задумываемся о том, что оно обозначает. А что такое семья? (ответы детей).

Семья - это группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и близких родственников, живущих вместе. - (Лапшина Ярослава)

  • Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья. Трудно представить человека счастливым без семьи.


  1. Сообщение темы и вводная беседа: (Постановка целей и задач урока)


  • Сегодня на уроке мы поговорим о семье, о ее значении в жизни каждого человека, о семейных ценностях, которые помогают семье устоять перед любыми жизненными трудностями и семейных традициях.

  • Слово «семья» понятно всем, как слова «мама», «хлеб», «родина». История его идет от слова «семя». Маленькое семя, посаженное с любовью, дает свои всходы. И для того, чтобы семя взошло, нужно жить в любви и согласии. И если ты так будешь жить, у тебя  появятся замечательные и нежные плоды – это дети.

  • Существует такая заповедь – наказ: «Почитай мать и отца своего и будет тебе счастье, и будешь ты долго жить». И если все это исполнилось, значит, семя дало положительные всходы, которые разрастаются и получается настоящая семья.

  1. Формирование новых знаний и умений. 


  • В семье мы приобретаем представление о жизни, о нравственности, о морали. Что хорошо? Что плохо? Что можно? Что нельзя? Приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные. Семья очень важна для каждого человека. Вы - дети, и наше будущее и будущее страны зависит от вас и поэтому так важно уже сейчас выбрать правильные ориентиры в жизни.

  • Доброе отношение, любовь, чувство долга по отношению к пожилым родителям, традиции, семейные реликвии, святыни, общие взгляды, взаимоуважение, чувство взаимопомощи все это и есть семейные ценности. Это что-то важное, дорогое, что объединяет семью, не даёт ей распасться.

  • Послушаем притчу о счастливой семье, а затем составим список ценностей счастливой семьи.


В одном маленьком городе живут по соседству две семьи. Одни супруги постоянно ссорятся, виня друг друга во всех бедах и, выясняя, кто из них прав, а другие дружно живут ни ссор у них, ни скандалов. Дивится строптивая хозяйка счастью соседки. Завидует. Говорит мужу:

Пойди, посмотри, как у них так получается, чтобы все гладко и тихо.

Пришел тот к соседскому дому, притаился под открытым окном. Наблюдает. Прислушивается. А хозяйка как раз порядок в доме наводит. Вазу дорогую от пыли вытирает. Вдруг позвонил телефон, женщина отвлеклась, а вазу поставила на краешек стола, да так, что вот-вот упадет.

Но тут ее мужу что-то понадобилось в комнате. Зацепил он вазу, та упала и разбилась. "Ох, что сейчас будет!", – думает сосед.

Подошла жена, вздохнула с сожалением, и говорит мужу:

Прости…. Я виновата. Неаккуратно вазу поставила.

Что ты…? Это я виноват. Торопился и не заметил вазу. Ну да, ладно. Не было бы у нас большего несчастья.

Больно защемило сердце у соседа. Пришел он домой расстроенный. Жена к нему:

Ну что ты так долго? Посмотрел?

Да!

Ну и как там у них? – У них-то все виноваты. А вот у нас все правы.

  • Как вы понимаете эту притчу? (Ответы учащихся)


  • Счастливая семья, прежде всего та, которая не ищет виноватых на стороне!!!


  • Крепка бывает та семья. Где нету места букве Я, где правит только слово МЫ, где есть совместные мечты.


  • Давайте попробуем назвать качества, которые необходимы, чтобы семья была счастливой семьи. (Ответы учащихся)


  • Сопереживание. (Способность чувствовать другого человека, ощущать себя на его месте.)

  • Поддержка. (Вдвоем вы способны на многое.)

  • Любовь. (Нежная забота друг о друге.)

  • Верность. (Преданность друг другу.)

  • Умение слушать. (Прислушиваться друг к другу.)

  • Доверие. (Чувство безопасности и уверенности.)

  • Нежность. (Чуткое отношение друг к другу.)

  • Совместное времяпрепровождение. (Нужно всегда находить время для того, чтобы побыть вместе.)

  • Умение просить прощения. (не искать виновных вокруг себя, уметь признать свою вину)


  1. Динамическая пауза «Разминка»


  • Я вам предлагаю отдохнуть сейчас во время разминки. Слушайте внимательно задание и выполняйте.

  • Те, у кого есть старший брат, хлопните в ладоши.

  • У кого есть сестра помашите над головой рукой.

  • Кто помогает дома близким, погладьте себя по голове.

  • У кого в семье живут домашние животные, поднимите обе руки вверх.

  • Хлопните в ладоши те, кто очень любит свою семью.


  1. Продолжение работы.


  • Все семьи разные. Каждая семья отличается своим укладом, привычками, обычаями, атмосферой, традициями.

  • А что означает слово традиция? (Ответы учащихся)

  • Традиция - это сложившиеся и передаваемые в течение длительного времени из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения. (Лашманова Дарья)


  • Для чего нужны семейные традиции? (Ответы учащихся) Чтобы семья была крепкой и дружной.

  • Семейные традиции — это духовная атмосфера дома, которую составляют распорядок дня, обычаи, уклад жизни и привычки его обитателей. Так, одни семьи предпочитают рано подниматься, завтракать на скорую руку, уходить на работу и встречаться вечером без расспросов и разговоров. В других семьях приняты совместные ужины, обсуждение планов, внимание к проблемам друг друга, строить совместные планы.

  • Если задуматься, то в каждой семье наверняка есть традиции, просто ты, возможно, не обращал на них внимания. Во все времена в нашей стране существовали традиции. А нескорые из них дошли и до нас.


  1. Издавна одной из традиций в русских семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Особенно это было распространено среди знати.


  1. Существует традиция – собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей.


  1. Хранить и передавать семейную реликвию – какую-то ценную вещь из поколения в поколения. История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей. Это могут быть не только драгоценности, а порой простые вещи, которые дороги как память.


  1. Одна из замечательных традиций, сохранившаяся в наших русских семьях - заботиться о престарелых родителях. Когда старшему поколению в нашей семье требуется помощь, более молодые члены заботятся о них.


  1. Распространённая русская традиция – традиция застолья. За общим столом собирались гости, пели, хозяева потчевали их каким – либо кушаньем.


  • Кулинарные традиции были на Руси не на последнем месте. Раньше в почёте были щи, каша, репа, редька, дичь, рыба. Из ягод – клюква, морошка, мочёная брусника. Из напитков – пиво, квас.


  1. Отмечать семейные праздники – тоже традиция. Обычно вместе с семьей мы отмечем Новый год, Дни рождения. И в эти дни собираются самые близкие люди.


  1. Совместное проведение времени. Это может быть отдых всей семьей, чтение книг, игры, занятия спортом, походы.


  1. Исполнение семейных обязанностей – это тоже традиция. Более тяжёлые работы берут на себя в семье мужчины, некоторые дела могут хорошо исполнить женщины, но есть такие дела, которые в дружной семье делают сообща. В такой семье не бывает так, чтобы кто-то работал, а кто-то в это время занимался игрой или смотрел телевизор.


  • А сейчас нам ребята расскажут о традициях в их семьях.


  • В семье Вовы Рысятова есть традиция «Чаепитие у самовара»


В нашей семье давно зародилась традиция собираться за столом возле самовара. Самовар издавна являлся символом семейного очага и уюта. Отношение к нему всегда было особенным. Недаром говорили в народе: «Печка матушка, да самовар батюшка».

Эта традиция переходит из поколения в поколение - мои прабабушки и прадедушки пили чай из самовара, потом бабушки и дедушка, а теперь и я со своими родителями. Сначала в нашей семье был только 1 самовар. 10 лет назад мой дедушка стал собирать коллекцию самоваров, сейчас их уже более 70 штук.

Когда мы собираемся все вместе, то обязательно устраиваем чаепитие из самовара. Это не такая быстрая процедура как вскипятить чайник на плите. Это целая церемония. Необходимо сначала подготовить щепочки для розжига и залить самовар родниковой водой, вскипятить его. Этим занимаются дедушка с папой. Мы с мамой собираем в саду листья смородины, малины, мяты для заварки. Бабушка в это время накрывает стол с угощениями. Пока кипит самовар, я бегу за прабабушкой. Затем мы приносим самовар с улицы и садимся за стол. Во время чаепития старшее поколение делиться своими воспоминаниями о том как жили раньше и я узнаю очень много нового.

Мне очень нравится наша традиция и мне хотелось бы пополнить дедушкину коллекцию новыми самоварами и передать ее своим детям, чтобы они также собирались все вместе и устраивали чаепитие из самовара.


  • В семье Максима Илюшечкина есть традиция «Подготовка к Новому году»


  • В семье Даши Лашмановой - «Праздник Светлой Пасхи».


Каждый год перед Пасхой у нас идут приготовления. Мама делает из творога пасху, ее мы обычно делаем с шоколадом, печёт куличи. Мы с сестрой ей помогаем красить яйца. Обычно мы смешиваем краски разных цветов, яйца приобретают разнообразные и необычных яркие оттенки.

В день Пасхи мы всей семьей собираемся за столом, поздравляем друг друга с этим праздником.


  1. Закрепление


  • Инсценирование стихотворения Екатерины Серовой «Три мамы».


Автор: Танюша под вечер с прогулки пришла

И дочку спросила:

Дочка: - Как, дочка, дела?

Опять ты залезла под стол, непоседа?

Опять просидела весь день без обеда?

С этими дочками прямо беда!

Скоро ты будешь, как спичка худа.

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Танюшина мама с работы пришла

И дочку спросила:

Мама: -Как, дочка, дела?

Опять заигралась, наверно, в саду?

Опять ухитрилась забыть про еду?

«Обедать!» - кричала бабуля 100 раз,

А ты отвечала: «Сейчас, да сейчас!».

С этими дочками прямо беда,

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: Тут бабушка, мамина мама пришла

И маму спросила:

Бабушка:- Как, дочка, дела?

Наверно, в больнице за целые сутки

Опять для еды не нашлось ни минутки,

А вечером съела сухой бутерброд?

Нельзя же сидеть целый день без обеда!

Уж доктором стала, а все – непоседа.

С этими дочками просто беда!

Скоро ты будешь, как спичка, худа,

Иди-ка обедать, вертушка!

Автор: 3 мамы в столовой сидят

3 мамы на дочек глядят

Что делать с дочками упрямыми?

Все: Ох, и не просто быть мамами!


  • Какую семейную традицию показали нам девочки?


V. Подведение итогов.


  • Что такое семья? Кого она объединяет?


  • Наш класс тоже можно назвать семьей. Мы вместе проводим много времени, трудимся, учимся, занимаемся полезными делами, веселимся и отдыхаем. И сегодня в нашем классе есть именинник – Денисов Женя, ему исполняется 8 лет. Давайте по традиции поздравим его с Днем рождения


  • Каждая семья - уникальное объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных отношениях. Я думаю у каждого из вас есть желание жить в крепкой, дружной и благополучной семье, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.


Женя нам прочитает стихотворение «Что может быть семьи дороже?»


Что может быть семьи дороже?

                                 Теплом встречает отчий дом, 

                                 Здесь ждут тебя всегда с любовью, 

                                 И провожают в путь с добром! 

 

                                 Отец и мать, и дети дружно 

                                 Сидят за праздничным столом, 

                                 И вместе им совсем не скучно, 

                                 А интересно впятером. 

 

                                 Малыш для старших как любимец, 

                                 Родители - во всем мудрей, 

                                 Любимый папа - друг, кормилец, 

                                 А мама ближе всех, родней. 

Любите! И цените счастье!

                                 Оно рождается в семье, 

                                 Что может быть ее дороже 

                                 На этой сказочной земле.

  1. Рефлексия.

  • На столе у каждого из вас лежат смайлики. Если во время урока вам все было понятно и понравилась ваша работа, поднимите зеленый смайлик. Если возникли небольшие трудности, то желтый смайлик. Если у вас ничего не получилось, возникли трудности, то - красный. (показывают)


  • Молодцы, спасибо за активную работу на уроке

Закрепление


  • А теперь давайте поработаем в парах. Будем «строить» Дом моей мечты

  • На каждом столе лежат домики и карточки со словами. Напишите на брёвнышках дома, те слова, которые на ваш взгляд нужны для дружной семьи.




п онимание

раздражение

в ражда

любовь

в заимопомощь

ссора

радость

безразличие

уважение

наказание










Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!