Тема: «Лирические народные песни». (слайд 1)
Класс: 5
Цель урока: дать знания учащимся о лирических песнях, их классификации по характеру исполнения, композиции; познакомить с приемами анализа лирических песен; повторить изученное о художественных средствах в поэзии; развитие аналитических навыков, навыков самостоятельной работы с текстом ; воспитание уважения к культурным традициям русского народа; семейным ценностям.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: учебник «Русская словесность», авторы: Т.П.Чаплышкина, А.М. Садвакасова, Л.В. Сафронова, издательство: «Атамура» , 2015 г.
План урока:
организационный этап – 5 мин.;
повторение, этап подготовки к усвоению знаний – 5 мин.;
определение практической значимости урока, – 10 мин.;
постановка учебной проблемы – 5 минуты;
этап обобщения и систематизации – 15 мин.;
подведение итогов, выводы по уроку, рефлексия, оценивание, этап информации о домашнем задании – 5 мин.
Итого: 45 мин.
ХОД УРОКА
I. Орг. момент.
- Добрый день, мои друзья!
Перед вами снова я.
Очень рада видеть всех.
Ждет сегодня вас успех.
II. Проверка домашнего задания.
- С самых малых лет вы знакомились с произведениями устного народного творчества.
-Какие жанры народного творчества вам известны? (Скороговорки, загадки, сказки, пословицы, поговорки, былины, частушки, считалки, народные песни)
- А теперь проверим домашнее задание, посмотрим, как вы усвоили новую тему: «Историческая песня как вид устного творчества».
1. Беседа: (фронтально)
- Что является предметом исторических песен? (Конкретные события и лица)
- О чем повествуют исторические песни? (О прошлом)
-Кто складывал исторические песни? (Участники или свидетели событий)
-Назовите состав действующих лиц в исторических песнях. (Иван Грозный, Ермак, Разин, Пугачев).
2. Определите по тексту, к какому циклу исторических песен принадлежит каждый из отрывков.
Они популярны среди донских казаков. Герой в них изображался казачьим атаманом. (Исторические песни 16 века. Песни о Ермаке.)
Герой – смелый представитель народных масс, восставших против угнетения. Он наделен необычайной силой и смелостью. Он непобедим.
« И вы пороху не теряете снарядов не ломаете,
меня пулечка не тронет, меня ядрышко не возьмет». (Исторические песни 17 века. Песня о С. Разине).
В песнях нет мотивов чудесного, нет романтической удали. Ясно выражено ненависть народных масс к боярам и воеводам. (Исторические песни 18 века. Песня о Емельяне Пугачеве).
III. Объяснение нового материала.
- На этом уроке мы с вами повторим основные сведения о фольклоре, полученные в предыдущих классах. Познакомимся с новым жанром устного народного творчества – лирической песней.(слайд 2)
- Прочитаем некоторые из них и отметим основные художественные приемы, присущие этому жанру.
Максиму Горькому принадлежат слова: «Нигде нет такой литературы, как у нас, у русских. А народные песни?... Такие песни могли родиться только в народе великой души...» (слайд 3)
- В народных песнях глубоко и правдиво отразилась история русского народа с древнейших времен и до наших дней. Великой мудрости, правды и красоты полны русские песни. Сочиненные неизвестными певцами-сказителями, они хранятся в памяти народа и передаются из уст в уста. Из песен мы узнаем о покорении человеком природы, о героической борьбе с иноземными захватчиками, о богатырях и народных героях. В песнях ярко раскрываются черты русского национального характера: патриотизм, мужество, любовь к природе, трудолюбие.
В жанре лирических песен можно выделить несколько тематических типов: семейно- бытовые песни, бурлацкие песни, песни о солдатчине, любовные песни.
- Семейно-бытовые песни. (слайд 4)
Эти песни проникнуты от начала до конца глубокой печалью и безутешным горем.
Мотив этих песен- противопоставление «волюшки» девичьей жизни и «неволи» жизни замужней. Женщина была на положении рабыни.
- Бурлацкие песни. (слайд 5)
Бурлаки выполняют самую тяжелую работу на больших реках: они артелью тянули на канатах вверх по реке тяжело груженные суда.
Песни, сложенные самими бурлаками, напоминали собой скорбный стон замученных людей.
«Дубинушка».
Ритм песни отвечает ритму выполняемой. Назначение «Дубинушки» было в том, чтобы согласовать действия всех, тянущих баржу.
Состоит из ряда двустиший, исполняемых запевалой, и припева, который пели все , тянувшие баржу.
- Песня о солдатчине. (слайд 6)
Первые песни - 18 в. Петр I издал указ – бессрочное солдатская служба. Этот указ был в силе почти 100 лет. В 1793 – 25 лет, 1834 – 20 лет.
Уходили в солдаты здоровыми, а возвращались стариками, калеками или совсем не возвращались. Именно поэтому родные провожали в солдаты с плачем.
- Любовные песни. (слайд 7)
Главные герои-молодые люди, юноши и девушки. Их мысли, чувства, переживания составляют основное содержание песенная тема любви. Для выражения ласки и нежности используются различные эпитеты и слова с уменьшительными суффиксами.
Девушка-сердце-лапушка, сударушка, радость, верная, любочка, красота неоценимая.
Любимого называет – милый, радость, отрада, сизый голубь, ясный сокол.
Большой печалью проникнуты песни, в которых говорится о разлуке девушки с милым:
«Не бушуйте, не бушуйте, ветры буйные…»
Поэтический стиль лирических песен.
а) В основе лежит живая разговорная речь народа;
б) В лирических песнях очень часто используется символика, образ природы.
Символ молодца - соловей, голубь.
Символ девушки – белая лебедушка, серая утушка, сизая голубка.
в) Широко употребляются поэтические средства – эпитеты, метафоры и сравнения: «зеленый сад», «чистое поле», «русая коса», «белая береза».
г) Широкое употребление обращений:
«Ах ты, мать моя, матушка!», «Молодка, молодка молодая! », «Ох, ночь моя, ночка, ночка темная!»
д) Выразительную роль в лирических песнях выполняют различные суффиксы:
ВЫВОД: Поэтический стиль лирических песен отличается яркими жанровыми особенностями.
- Лирические песни составляют самую большую группу народных песен. Их отличает многообразие музыкального и поэтического языка. Они отражают душу народа. Русский поэт С. Есенин писал: «Сколько песен у России – Сколько во поле цветов!».
Лирические песни можно классифицировать так: (слайд 8)
1. По характеру исполнения (частые, протяжные).
2. По содержанию (семейно - бытовые, любовные, солдатские, ямщицкие, удалые или разбойничьи).
Композиция песен такова (план) (слайд 9)
Монолог.
Диалог.
Описание.
Повествование.
Описательно-повествовательная часть, дополненная монологом или диалогом.
Приёмы организации композиции (слайд 10)
Психологический параллелизм (сначала даётся картина из жизни природы, затем картина из жизни человека).
Символика песенных образов.
Символ – иносказание или условное изображение чувств самого человека.
Обращение к природе.
Приём ступенчатого сужения образов.
СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ (слайд 11)
ЭПИТЕТЫ СРАВНЕНИЯ ГИПЕРБОЛЫ
ПЛАН. (слайд 12)
Вид (по характеру исполнения и по содержанию и герою).
Форма.
Приёмы организации композиции.
Стиль.
VI. Работа над анализом песен.
Многие популярные народные песни имеют многовековую историю. Удивительно, что они до сих пор любимы. Так, например, известна еще с XVIII века песня «Вдоль по улице метелица метет» (слайд 13)
Вдоль по улице метелица метёт,
За метелицей мой миленький идёт.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
На твою ли на приятну красоту,
На твоё лишь толь на белое лицо.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Красота твоя с ума меня свела,
Иссушила добра молодца, меня.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
Ты постой, постой, красавица моя,
Дозволь наглядеться, радость, на тебя.
- Это песня о любви. Как и многие народные песни, она построена на диалоге. Первые две строки пропеваются от лица девицы-красавицы, которая на улице встретила своего милого. Остальная часть песни поется от лица молодого человека, влюбленного в девушку. Она иссушила и измучила его, однако он не теряет надежды. Именно поэтому песня проникнута задорным и игривым настроением.
Все названные художественные приемы работают для создания определенного настроения. В нашей песне это оптимизм и жизнелюбие. Но не всегда только радостные настроения встречаются в песнях. Зачастую песни печальны.
Следующая песня, с которой мы познакомимся, как раз и проникнута таким настроением.
Лирическая песня «Снежки белые» (слайд 14-16) по характеру исполнения является протяжной, а по содержанию – любовной.
По своей форме это произведение -монолог.
В произведении используются приемы психологического параллелизма (сначала даётся картина из жизни природы, а затем – из жизни человека) и приём ступенчатого сужения образов (поля – поле – ветка - кусточек – листочек).
В песне много эпитетов: «снежки белые», «кусточек одинёшенек», в «чужой стороне» и т.д., есть гипербола: «слезка капнет, снег растает».
- Мы с вами прочитали и проанализировали две песни, совершенно противоположные по настроению. Это говорит о том, что в песне отражается вся жизнь народа, со всеми печалями и радостями. В песнях отражается душа народа, и именно поэтому они переживают столетия, хранятся в народной памяти и передаются из поколения в поколение.
Домашнее задание. (слайд 19)
Прочитать песню «Соловей мой, соловей, соловушко молодой!» и охарактеризовать ее тематику, героев, художественное своеобразие.
Нарисовать иллюстрацию к выбранной по желанию народной лирической песне.