СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока с применением метода проекта на уроках биологии

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока с применением метода проекта на уроках биологии

Просмотр содержимого документа
«³˜T³¿³-³¿TŒ³¿³-³-³-³-³¿³³_³-³³T‚³-³+³-_³¿T€³-³³³³T‚³-³-_³-³-_TƒT€³-³³³-T…_³-³¿³-³¿³-³³³¿³¿_2018_12_09_07_02_01_043»



 

МБОУ Павловская СШ Конспект урока с применением метода проекта на уроках биологии Тема урока: «Многообразие и значение плоских червей» Выполнил учитель: Антипов Михаил Александрович 2018



Введение

В современном образовании цели и задачи меняются, внимание акцентируется на формирование “компетентности”, переходе к личностно- ориентированному уроку. Это способствует внедрению новых педагогический технологий.

Под учебным проектом понимается совместная обоснованная спланированная и осознанная деятельность обучаемых, которая организована на основе телекоммуникационных технологий, имеет общую проблему, цель, согласованные методы и которая направлена на формирование у них определенной системы интеллектуальных и практических умений.

Проект – это исследование конкретной проблемы, ее практическая или теоретическая реализация. Целью метода проектов является развитие самообразовательной активности у учащихся.

С помощью метода проектов возможно научить учащихся:

  • выявлять и формулировать проблемы;

  • проводить их анализ;

  • находить пути их решения;

  • большое значение имеет умение работать с информацией;

  • находить необходимый источник, например, данные в справочной литературе или в средствах массовой информации;

  • применять полученную информацию для решения поставленных задач.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой - интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.

Данная работа не только стимулирует учащихся к более глубокому изучению не только биологии, но и к знакомству с основами педагогики, психологии, а также методики преподавания биологии, но и стимулирует к освоению новых программ и программных продуктов, использованию новейших информационных и коммуникативных технологий

В Федеральном Законе государственного образовательного стандарта общего образования для получения учащимися качественного образования предъявляются высокие требования к метапредметным результатам освоения выпускниками школы программы по биологии. Выпускники должны овладеть составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, объяснять, доказывать, защищать свои идеи.

       Будущему гражданину недостаточно одних только теоретических знаний – бурно развивающаяся наука приводит к их стремительному устареванию.

Конкурентоспособность  на  рынке  труда  зависит  от  активности  человека, гибкости его мышления, способности к совершенствованию своих знаний и опыта. Умение успешно адаптироваться к постоянно меняющемуся миру является основой социальной успешности – вот чему должна учить школа. В этой связи вполне понятен интерес, который проявляет сегодняшняя педагогика к деятельностным технологиям обучения. Разработанный ещё в первой половине XX века метод проектов вновь становится актуальным в современном информационном обществе.

Ведущим        видом  деятельности  для  школьников  является  учение, поэтому следует искать возможность повышения их активности в этом процессе, что будет способствовать не только улучшению качества общеобразовательной подготовки учащихся, но и формированию активной личности в целом. В настоящее время проблема формирования познавательного интереса и активности решается с различных позиций, во взаимосвязи познавательной и практической деятельности, познавательной деятельности и общения между учителем и учащимися или между учащимися.

В настоящее время разработано множество средств активизации учения, все они являются эффективными. В данной работе будет рассмотрено такое средство активизации как метод проектов, т.е. применение метода проектов при изучении биологии.  

                      Сущность понятия метода учебных проектов

В      зарубежной и отечественной педагогической литературе описано множество различных толкований метода учебных проектов. Метод учебного проекта – это один из личностно ориентированных способов организации самостоятельной деятельности учащихся, направленный на решение задач учебного проекта,

интегрирующий в себе проблемный подход, групповые формы организации процесса, рефлексивные, презентативные, исследовательские, поисковые и прочие методики. Будучи творческой и в значительной мере самостоятельной деятельностью учащихся, метод учебных проектов подразумевает:

·      поиск информации, необходимой для реализации идей проекта или вспомогательных задач, изучение, анализ и обобщение собранного материала;

·      выработку гипотезы собственного исследования, получение и анализ экспериментальных данных, выдвижение идей и их теоретическое обоснование;

·      социально значимую практическую деятельность по результатам проведенных исследований, отражающих личностно-индивидуальную позицию.

Если проект создается в рамках учебного процесса, то можно смело говорить об учебном или образовательном проекте и в этом случае он «…рассматривается как совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности». Термин «проектирование» определяется как «деятельность, под которой понимается в предельно сжатой характеристике переосмысливание того, что должно быть».

                  Технология учебных проектов

При овладении учителем методом проектов необходимо, прежде всего, понимание того, что, учебные проекты могут быть разными. Проекты классифицируются по следующим признакам:

1.  По способам деятельности, доминирующим в проекте, (исследовательский, творческий, информационный, практико-ориентированный, игровой и др.).

Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Такие проекты предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, целей и задач учебного исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначение методов (наблюдение, лабораторный эксперименты, моделирование, социологический опрос и др.) Заканчивается такой проект оформлением результатов, формированием выводов и построением модели.

Информационные проекты – это тип проектов, призванных научить учащихся добывать и осмысливать информацию. Часто такие проекты могут интегрироваться в более крупные, например исследовательские, становясь их частью. Учащиеся изучают и используют различные методы получения необходимой информации (литература, библиотечные фонды, СМИ, базы данных, методы анкетирования и др.); ее обработка (анализ, обобщение, сопоставление   с  известными  фактами,  аргументированные  выводы)  и презентации     (доклад,   публикация,   размещение   в   сети   Интернет, телеконференция).

Практико-ориентированные проекты – это проекты, обязательно предполагающие практический выход. Например, результатом может быть изделие, удовлетворяющее конкретную потребность: определенный социальный результат, затрагивающий непосредственные интересы участников проекта либо направленный на решение общественных проблем и др.

2. По характеру координации проекта (с открытой координацией, со скрытой координацией).

С открытой координацией (непосредственный) учитель участвует в проекте в своем собственном статусе, направляет работу, организует отдельные ее этапы. Здесь важным является отказ от авторитарного руководства, работа в содружестве с учащимися, при сохранении консультирующих функций, но без навязывания учителем своего решения.

Со скрытой координацией учитель выступает как полноправный участник проекта и не обнаруживает свой социальный статус в период работы группы. Свое организующее и направляющее влияние педагог осуществляет за счет лидерских и профессиональных качеств по критерию компетентности.

3. По характеру контактов (учащиеся одного класса, одной школы, города, региона, страны).

4. По числу участников проекта (индивидуальные, парные, групповые).

5. По продолжительности проекта (мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные).

Мини-проекты могут укладываться в   один урок или часть урока.

              Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков, которые используются для координации деятельности участников проектных групп. Основная работа по сбору информации, изготовлению продукта и подготовке презентации выполняется в рамках внеклассной деятельности и дома.

Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели. Их реализация занимает примерно 3 – 40 часов и целиком проходит с участием руководителя проекта.

             Долгосрочные  проекты  (от  нескольких  месяцев  до  учебного  года) могут проводится в рамках ученических научных обществ. Весь проектный цикл выполняется во внеурочное время.

6.  По комплексности (предметно-содержательной области).

Монопроекты – это проекты, выполняемые в рамках одного предмета или области знания, хотя в них может быть использована информация из других областей знания и деятельности. Руководителем такого проекта выступает учитель-предметник, а консультантом – учитель другой дисциплины.

Межпредметные проекты выполняются во внеурочное и внеклассное время под руководством нескольких специалистов (учителей-предметников) в различных областях знаний. Они требуют глубокой содержательной интеграции уже на этапе постановки проблемы.

Роль учителя в проектной деятельности

В  школьном проекте очень высока роль учителя. Он организует и внимательно контролирует каждый этап работы, следит за тем, чтобы участники проекта не отклонялись от поставленной цели, их поисковая деятельность была направлена на достижение определенного результата, интересного и посильного для участников проекта. Кроме того, учитель в заметной степени способствует тому, чтобы неформальное общение учеников между собой, составляющее основу успеха данной формы деятельности учащихся, было направлено на решение учебных задач.

Внедрение в школу проектного метода предполагает, что педагог выступает не как толкователь готовых знаний и их транслятор в оптимальном виде и оптимальной логике, а как равноправный соучастник процесса добывания, обработки, анализа знаний. В определенном смысле учитель перестает быть «предметником», а становится педагогом широкого профиля. Для этого он как руководитель проекта:

1)   должен обладать высоким уровнем культуры и некоторыми творческими способностями;

2)   его авторитет должен зависеть не только от знаний собственного предмета, но и от способностей быть инициатором интересных начинаний;

3) обладать широкой  эрудицией и высоким педагогическим мастерством.

Зачастую        перед   учителем   встают   педагогические   проблемы, связанные  с  развитием  общеучебных  умений  и  навыков  у  школьников, которые могут быть решены в рамках проектной деятельности.

Основные умения:

1. Рефлексивные умения:

·       умение осмысливать задачу, для решения которой недостаточно знаний;

·       умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

2.      Поисковые (исследовательские) умения:

·      умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей науки;

·      умение формулировать цель и ставить задачи;

·      умение запрашивать необходимую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

·      умение находить несколько вариантов решения проблемы;

·      умение выдвигать гипотезы;

·     умение устанавливать причинно-следственные связи;

·      умение формулировать проблемы и ставить задачи, вытекающие из этой проблемы.

3.      Умения и навыки работы в сотрудничестве: навыки коллективного планирования; умение взаимодействовать с любым партнером; навыки взаимопомощи в группе при решении общих задач; навыки делового партнерства общения; умение находить и исправлять ошибки в работе других участников проекта.

4.   Менеджерские  умения  и  навыки:  умение  проектировать  процесс (изделие); планировать деятельность, время, ресурсы; принимать решение и прогнозировать их последствия; навыки анализа собственной деятельности (ее хода и промежуточных результатов); умения по практическому применению знаний в различных и нетипичных ситуациях;

5. Коммуникативные умения: умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.; умение вести дискуссию; умение отстаивать свою точку зрения; умение находить компромисс; навыки интервьюирования.

6.  Презентационные  умения  и  навыки:  навыки  монологической  речи; умение уверенно держать себя во время выступления; артистические умения; умение использовать различные средства наглядности при выступлении; умение отвечать на незапланированные вопросы.

  Проектная деятельность на уроках биологии:

    Метод проектов - система обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения постоянно усложняющихся практических заданий проектов.

     С постановки целей начинается работа над проектом. Именно эти цели являются движущей силой каждого проекта, и все усилия его участников направлены на то, чтобы их достичь.

     Главной особенностью метода проектов является обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, соответствующую его личным интересам.

      В работе по методу учебных проектов упор делается не на том, что получилось в результате совместных усилий ученика и учителя, а на том, каким путем был достигнут результат.

    

Функции метода проектов:

 Общекультурная (опыт освоения учащимися научной картины мира);

 Учебно-познавательная (овладение креативными навыками продуктивной деятельности, рефлексия, самооценка, анализ, планирование, целеполагание);

 Информационная (самостоятельно находить, отбирать, структурировать, сохранять и передавать информацию);

 Коммуникативная (культура вербального и невербального взаимодействия);

 личностное самосовершенствование.

Цели и задачи проекта:

Для начала, за неделю до урока, класс делится  на группы. Целью  проекта является создание условий, при которых:

    - Учащиеся самостоятельно получают информацию из различных источников.

    - Учатся пользоваться приобретёнными знаниями.

    - Развивают исследовательские навыки.

    - Учатся выдвигать проблему, учатся анализировать собранный материал.

    - Отрабатывают навыки работы на компьютере.

Классификация проектов:

По доминирующей деятельности проект учащихся классифицируется как:

    - Информационный (направлен на сбор информации);

    - По тематике      монопроект.

    - По продолжительности:  краткосрочный. Итоговым продуктом должна стать мультимедийная информация (презентация).

Конспект урока с применением метода проекта

Тема: «Многообразие и значение плоских червей»

(По учебной программе В.Б.Захарова, Н.И. Сонина биология 7 класс на тему отводится на 1 час)

Форма организации  классно-урочная

Вид деятельности  проект.

Задачи:

   Охарактеризовать основных представителей паразитических червей, дать характеристику классам паразитических червей, рассмотреть особенности организации паразитических червей позволившие им приспособиться к жизни в самых разных условиях существования, познакомиться со значением паразитических червей и их значением жизни человека и животных и меры борьбы с ними.

Подготовительная работа: класс был заранее поделён на  группы. За неделю до урока группам была

определена задача: найти информацию, используя материалы интернет- ресурсов, электронные учебники и

дополнительную литературу по  предложенным плоским червям.
Делит учащихся на группы и учащиеся выбирают старшего группы.

Форма представления накопленного материала:  презентация.

План проведения урока:

Организационный этап: учитель называет тему урока «Многообразие и значение плоских червей», знакомит учащихся с содержанием темы урока.
Ставит задачу перед учащимися на данном уроке и способах её выполнения.

Мотивационная часть: урок начинается с просмотра видеофрагмента, демонстрирующего многообразие паразитических червей. Перед просмотром видеофильма классу задаются вопросы: Назвать: каких вы знаете паразитических червей человека и животных. Каково их значение для человека и животных.

Защита проекта об одном ( по выбору) представителей паразитических червей.

Требования к содержанию презентации:

Название темы: «Многообразие и значение плоских червей»

Характерные признаки плоских червей.

Приспособления, позволяющие плоским червям паразитировать в организме человека и животных. 

 Многообразие паразитических червей ( представители).

Меры борьбы с паразитическими червями.

 Значение личной гигиены для борьбы с паразитическими червями.

Презентация работы выполняются в режиме презентаций Power Point, также используются программы Word, рFotoshop.

Презентация не должна превышать 8-10 слайдов.

Критерии оценки презентаций:

Организованность при выполнении презентации.

Умение пользоваться техническими средствами и программами Power Point и Word, рFotoshop.

Техническая подготовка

Содержание

Оригинальность решения проблемы

Участие всех участников группы

Эмоциональность

Выполнения задачи поставленной темой урока: «Многообразие и значение плоских червей»

Подведение итогов урока: защита проектов и выставление оценок

Домашнее задание: Решить тест «Плоские черви»

Вывод:

Умение пользоваться методом проектов показатель высокой уровня квалификации учителя, его прогрессивной методики обучения биологии. Недаром эти технологии относят к технологиям XXI века, предусматривающим, прежде всего, умение адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям жизни человека постиндустриального общества.

Тест: «Плоские черви»

Выберите правильный ответ.

1. Для планарии не характерен признак:

а) слепо замкнутая пищеварительная система;
б) наличие ресничного покрова;
в) гермафродитизм;
г) прямое развитие;
д) наружное оплодотворение.

2. Определите правильное расположение мышц у планарии в на­правлении снаружи внутрь:

а) продольные — кольцевые — косые;
б) косые — кольцевые — продольные;
в) кольцевые — продольные — косые;
г) кольцевые — косые — продольные.

3. Личинки сосальщиков размножаются:

а) в воде;
б) в основном хозяине;
в) в промежуточном хозяине;
г) в кишечнике основного и промежуточного хозяина.

4. Половое размножение бычьего цепня происходит в:

а) организме человека;
б) воде;
в) моллюске;
г) кишечнике коровы.

5. У личинок печеночного сосальщика или бычьего цепня не встречается:

а) наличие крючков;
б) наличие ресничек;
в) раздельнополость;
г) подвижность;
д) гетеротрофное питание;
е) кислородное дыхание.

6. Кишечник у планарии:

а) имеет три ветви — две вперед, одна назад;
б) имеет три ветви — одна вперед, две назад;
в) не имеет разветвлений;
г) заканчивается анальным отверстием;
д) все ответы неверны.

7. Личинки печеночного сосальщика не могут передвигаться при помощи:

а) ресничек;
б) хвостика;
в) ложноножек;
г) а, в.

8. Выберите правильную последовательность стадий размножения и развития у бычьего цепня, включая основного и проме­жуточного хозяев:

1) финка;
2) половое размножение;
3) шестикрючная личинка;
4) взрослый червь;
5) яйцо;
6) травоядный организм;
7) плотоядный организм.

а) 6, 2, 3, 1, 7, 4, 5;
б) 7, 4, 2, 5, 6, 3, 1;
в) 4, 5, 7, 1, 3, 2, 6;
г) 1, 3, 7, 4, 2, 5, 6.

9. Выберите правильное соотношение «черви — тип развития»:

а) пресноводные планарии — непрямое, сосальщики — непря­мое, ленточные — прямое;
б) пресноводные планарии — прямое, сосальщики — непрямое, ленточные — прямое;
в) пресноводные планарии — непрямое, сосальщики — непря­мое, ленточные — непрямое;
г) пресноводные планарии — прямое, сосальщики — непрямое, ленточные — непрямое.

10. С паренхимой у планарии не связан процесс:

а) выделения;
б) регенерации;
в) полового размножения;
г) накопления питательных веществ;
д) транспорта питательных веществ.

Закончите предложение.

11. Группа яиц, покрытая общей оболочкой, у планарии называ­ется … .

12. Поверхность покровов тела у цепней для всасывания питатель­ных веществ увеличивается за счет … .

13. Местом образования новых члеников у бычьего цепня явля­ется … .

14. Кроме уплотненных покровов тела от переваривания пищева­рительными соками хозяина сосальщиков и ленточных червей защищает … .

15. Самой подвижной частью пищеварительной системы планарии является … .

Отметьте верные утверждения знаком «+», а неверные — знаком «−».

16. Ленточные черви всасывают питательные вещества из кишечника хозяина за счет мускулистой глотки.

17. За счет сокращения кольцевых мышц тело планарии укорачивается.

18. Финка в теле коровы развивается непосредственно из яйца.

19. Покров тела планарии содержит многочисленные вор­синки.

20. У ленточных червей наружное оплодотворение.

Ответы на тест по биологии «Плоские черви»

1-д

2-г
3-в
4-а
5-в
6-б
7-в
8-б
9-г
10-в
11. кокон
12. ворсинок
13. шейка
14. слизь
15. глотка
16. −
17. −
18. −
19. −
20. −











Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!