Тема. Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.
Цели урока:
закреплять знания учащихся о разделительных Ъ и Ь знаках, их месте в слове;
развивать умение сравнивать и различать слова с Ъ и Ь разделительными знаками;
употреблять в устной и письменной речи слова с разделительными Ъ и Ь знаками, обогащать словарный запас учащихся, работать над развитием речи;
Ход урока.
Организационный момент
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнём урок.
- Давайте определим своё настроение, настрой на работу.
Актуализация знаний учащихся.
Верите ли вы, что:
Верите ли вы, что в русском алфавите 33 буквы?
Верите ли вы, что в русском алфавите 12 гласных букв?
Верите ли вы, что есть буквы, которые не обозначают звуков? Назовите.
Верите ли вы, что слово «сел» можно превратить в слово «съел»? Как?
Верите ли вы, что «Ученье нас объединяет!»
-Согласны ли вы взять эти слова девизом нашего урока?
Тогда за работу. Я предлагаю вам сегодня быть не просто учениками, а стать исследователями института грамматики.
В нашем институте две лаборатории. Но вот над какой проблемой они работают, попробуйте догадаться.
Названия каких букв состоят из двух слов, одно из которых звучит одинаково? (Ъ и Ь).
- Верно! Одна лаборатория занимается изучением слов с разделительным Ъ знаком, а другая – с разделительным Ь знаком. (Появляются карточки).
3. Минутка чистописания.
Используя буквы Ъ и Ь и элементы, прописанные на доске, составьте и запишите минутку чистописания, которая подскажет тему нашего урока.
_____________________________
__________________________________________
4. Сообщение темы и целей урока.
- Назовите тему урока? (Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками.)
- А какие цели поставим перед собой на уроке? (Повторить и сравнить правила написания разделительных Ъ и Ь знаков, уметь различать знаки при написании слов с ними).
(Записать девиз урока, найти слова с разделительными Ъ и Ь = к выводам)
- Что вы знаете про разделительный мягкий и твёрдый знаки?
- Что в них общего? Чем отличаются?
Н а доске появляется схема: На доске появляется схема:
- - - ь е ё ю и я - - - ъ е ё ю я
Упражнения в написании слов с разделительными Ъ и Ь.
(Упр. 169)
на доске вывешиваются вопросы: Что сделал? Что сделаю? и Что?
( 2 ученика у доски выписывают слова по вопросам, дети работают в тетрадях)
-Что обозначают слова каждого столбика? Кто знает, как называют слова 1-го столбика? 2-го столбика? (карточки: имя сущ., глагол)
Работа с карточками
(Въехал, вьюга, листья, съел, подъем, братья, объяснил, счастье, съемка, веселье, семья, объезд)
Физкультминутка
Внимательно прослушайте стихотворение, если услышите слово, в котором нужно писать Ъ – похлопайте, Ь – потопайте.
Все вокруг объяты страхом:
Разъярённый людоед
Объявил, что съест сегодня
Замечательный обед.
В сверхъестественной тревоге
Всё зверьё уносит ноги.
Даже несъедобный ёжик
Съёжился от страха тоже.
Разъярённый людоед
Мигом съел мешок конфет,
Закусил печеньем плотно.
Он отъявленный злодей,
Но совсем не ест животных
И не трогает людей.
Диктант с подготовкой.
Упражнение 170.
(Проверить с помощью карточек)
Синонимы: простор, приволье, раздолье
Упражнение в написании слов с Ъ и Ь знаками
Прочитайте словосочетания. Постарайтесь их запомнить (Учитель стирает первые слова словосочетаний). Ориентируясь на второе слово, напишите слова 1-го столбика. Подчеркните орфограммы.
съедобный
вьюжная
объяснил
подъем
съемка
съежилась
гриб
зима
задачу
флага
фильма
от холода
Итог урока:
- Мне кажется, что каждый из вас достоин звания “Знаток темы”. Напомните, какая у нас тема?
( Правописание слов с разделительными Ъ и Ь знаками)
- Какое слово в названии темы является ключевым? (Разделительные)
Что разделяют Ъ и Ь?
Когда в словах нужно писать Ъ? Ь?
Домашнее задание. Упр. 172, 173.