№ | Этап урока | Название используемых ЭОР | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Универсальные учебные действия (УУД) |
1 | Самоопределение к учебной деятельности | | - Прежде чем начать урок, создадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настроение начинается с улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Улыбка всегда располагает нас к приятному общению. Тихонько сели. | Подготовка класса к работе. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; личностные: самоопределение; готовность и способность обучающихся к саморазвитию. |
2 | Целевая установка. Формирование темы и целей урока. | | - Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. Над какой же проблемой мы будем сегодня работать, попробуйте догадаться. Было сели – стало съели. Догадаться все сумели, Почему случилось так? Кто же в этом виноват? - Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке? - Чем отличается слово сели от съели?) - Какова роль твердого знака? - Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак? - Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак? - Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак. - Назовите тему нашего урока. А какие цели будем преследовать на уроке? | Ъ Значением Твёрдый знак не даёт звукам сливаться Между приставкой и корнем. Всегда Иногда Рассказывает ученик: Твёрдый знак сказал с обидою: - Это где ж такое видано? Мягкий знак есть в правилах, А я сижу, грущу. Так учить не правильно! Я не допущу! Сегодня на уроке русского языка мы должны узнать, когда пишется разделительный твердый знак. | Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью Познавательные: осознание и произвольное построение речевого высказывания; Регулятивные: Составлять план и последовательность своих действий; Личностные: самоопределении; смыслообразование. |
3 | Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. | | -Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа. 1.Минутка чистописания: - Девизом нашего урока будут такие слова: Друзья, ученье нас объединяет! - Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали и вчитались. - Что вы записали? - Из чего оно состоит? - На какие группы можно разделить слова этого предложения, учитывая тему урока: “Правописание слов с разделительным твердым знаком”? - Какой знак записали в словах 1 группы? Какую работу выполняет ь в этих словах? | Дети записывают. - Предложение - Предложение состоит из слов. - Друзья, ученье – Ь; объединяет – Ъ. ь, Он показывает, что следующая за ним буква обозначает два звука [й] и следующий гласный. | Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков; умение проводить сравнение и классификацию. Регулятивные: адекватное восприятие предложений и оценки учителя и товарищей. Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение, позицию; Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач. Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу. |
3 | Открытие нового знания | | - Почему в слове объединяет, мы не написали ь? – Итак, мы начинаем исследовать проблему «Когда нужно писать Ъ». Запишите слова в два столбика поезд выезд заезд | въезд объезд подъезд | – Что можно сказать об этих словах? – Разберите эти слова по составу. – В словах, какого столбика есть Ъ? – В какой части слова пишется разделительный Ъ? – Почему в первом столбике после приставки не пишется Ъ, а во втором пишется? – На какую букву оканчиваются приставки в первом столбике? – А во втором столбике? – А с какой буквы начинается корень? На доске появляется опора: -Какой вывод мы можем сделать? Физкультминутка: в воздухе написать букву Ъ вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами. – Чтобы уточнить, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, мы выполним следующее задание. Пред.юбилейный год, под.ём в гору, с.ехал с горы, об.яснить задачу. -Подчеркните гласную, которая стоит после ъ. – Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ? На доске заканчивается составление опоры: -Попробуйте сформулировать правило. - У нас получилась памятка для работы. 2.Физкультминутка. - Отдохнём и подумаем. -Я называю слова. Дети топают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если разделительный ь. Объявить, льёт, съедобный, вьюга, съешь, чьё, жаль. | Выдвигают гипотезы. Один ученик пишет у доски Они однокоренные. Разбирают по составу. В словах второго столбика. После приставки. На гласную. На согласную С гласной. Разделительный Ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву перед гласными буквами). Дети выполняют. Запись на тетрадях. е, ё, ю, я Один ученик вставляет буквы Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными е, ё, ю, я. Дети выполняют | Познавательные: общеучебные умения. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации. Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание; умение использовать знаково- символические средства, в том числе моделирование. |
5 | Первичное закрепление. | Игра «Разделительный ъ» Электронное приложение к учебнику | 1. Работа с правилом по учебнику с. 134. - Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134. - Расскажите правило в парах. 2.Распредели слова по корзинам: в первую с ъ, во вторую – без Ъ. | Дети работают в парах. Запись в тетрадях в два столбика. Проверка задания с доказательством. Ответы детей. | Регулятивные: готовность к преодолению трудностей; умение адекватно оценивать свою деятельность. Коммуникативные: согласование действий с партнёром. Личностные: самоопределение. Регулятивные: контроль, коррекция, Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения. |
6 | Самостоятельное применение знаний. | | Раз, два, три, четыре, Начинается игра. Мы теперь не просто дети, Мы теперь – учителя. Незнайка написал диктант и доверяет вам его проверить: Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля. | Ученики исправляют ошибки в тексте. Взаимопроверка. | Регулятивные: способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения. |
7 | Рефлексия деятельности (итог урока) | | -Какую проблему мы сегодня с вами решали? - Возвращаемся к девизу нашего урока. - Почему в слове объединяет написали разделительный ъ? Объясните, пользуясь памяткой. -Слово герою нашего исследования. - Используя памятки, предлагаю вам составить облако слов с разделительным ъ. -Придумайте слова с ъ, запишите его на листочке и поместите в наше облако. - Вы хорошо потрудились. У каждого из вас есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите? Выставление оценок по строкам стихотворения. Не устанем повторять, Любим мы отметку "пять" Кто ж сегодня отличился? Кто на славу потрудился? Ну, кому поставить "пять"? Попрошу вас предлагать. И "четверочку" поставим От души ребят поздравим. Что тут думать и гадать... За "четверкой" идет "пять"! Поблагодарите друг друга, похлопайте себе и всем, кто присутствовал на нашем уроке. | Когда нужно писать Ъ. Приставка об, заканчивается на согласную букву, корень начинается с гласной буквы е. Сам стихи я написал. Сам себе их прочитал. Ищи меня после приставки, Ищи после согласной. Меня туда поставили Перед особой гласной. Особенных четыре – Я, Е, Ё, и Ю. Таких нет в целом мире Я, Е, Ё и Ю А чтобы вы не забыли, где пишется разделительный ъ, я вручаю вам памятку, которую вы сегодня составили. Детям раздаются на память об уроке памятки «Правописание Ъ и Ь знаков». Дети придумывают нужные слова, записывают ъ и помещают слово в облако. Оценивание Предлагают. | Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Регулятивные: самооценка. |
8 | Домашнее задание | | Подумайте, взвесьте свои силы и выберите для себя задание по силам. Разноуровневое задание. карточки Объедение, ателье, братья, съёжился, ружьё, барьер, объявление, предъюбилейный. 1.Списать слова и выделить орфограммы. 2.Распределить слова на группы и выделить орфограммы. 3.Распределить слова на группы, придумать свои и выделить орфограммы.
| Запись домашнего задания | Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи. Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |