СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

3 класс. Русский язык.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка для 3 класса. Тема урока "Правописание слов с разделительным твердым знаком". Цель урока: усвоение  новых  знаний  и  умений,  создание условий для   осознания   и  осмысления  блока  новой  учебной информации

Просмотр содержимого документа
«3 класс. Русский язык.»

План-конспект урока на тему

«Правописание слов с разделительным Ъ и Ь знаком»


  1. Романенко Марина Николаевна

  2. Место работы: г. Тихвин, МОУ «СОШ № 1 им. Героя Советского Союза Н.П. Фёдорова»

  3. Должность: учитель начальных классов

  4. Предмет: русский язык.

  5. Класс: 3

  6. Тема и номер урока в теме: урок 75, «Правописание слов с разделительным Ъ знаком» из раздела «Правописание частей слова».

  7. Базовый учебник: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. «Русский язык» 3 класс, часть 1.

  8. Цель урока: усвоение новых знаний и умений, создание условий для осознания и осмысления блока новой учебной информации.

  9. Задачи:

Образовательные:

  • составить памятку для написания слов с разделительным ъ;

  • формировать умения писать слова с разделительным ъ и ь знаками, обозначать орфограмму.

Воспитательные:

  • формировать умение работать в парах;

  • воспитывать самостоятельность, организованность.

Развивающие:

  • развивать речь, мышление, познавательные интересы;

  • развивать умение работать с ЭОР.

  1. Тип урока: урок развития умений.

  2. Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная, парная.

12. Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, карточки с заданиями, компьютер, проектор, электронное приложение к учебнику.







13. Структура и ход урока русского языка.

Этап урока

Название

ис­пользуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные

дейст­вия (УУД)

1

Самоопределение к учебной дея­тельности


- Прежде чем начать урок, соз­дадим себе и друг другу хорошее настроение. А хорошее настрое­ние начинается с улыбки. Улыбни­тесь друг другу, подарите свои улыбки мне и нашим гостям. Улыбка всегда располагает нас к приятному обще­нию.

Тихонько сели.

Подготовка класса к работе.







Коммуникатив­ные: планирова­ние учебного со­трудничества с учителем и свер­стниками;

личностные: самоопределение;

готовность и спо­собность обу­чающихся к са­моразвитию.

2

Целевая установка.

Формирование темы и целей урока.






































- Сегодня вы не просто ученики, а исследователи института Грамматики. Над какой же проблемой мы будем сегодня работать, попробуйте догадаться.

Было сели – стало съели.

Догадаться все сумели,

Почему случилось так?

Кто же в этом виноват?

- Как вы догадались, что речь идет о разделительном твердом знаке?

- Чем отличается слово сели от съели?)

- Какова роль твердого знака?


- Между какими частями основы слова пишется разделительный твердый знак?

- Всегда ли между приставкой и корнем пишется разделительный твёрдый знак?

- Послушайте, что расскажет вам о себе Твердый знак.











- Назовите тему нашего урока.

А какие цели будем преследовать на уроке?










Ъ




Значением

Твёрдый знак не даёт звукам сливаться

Между приставкой и корнем.


Всегда

Иногда



Рассказывает ученик:

Твёрдый знак сказал с обидою:

- Это где ж такое видано?

Мягкий знак есть в правилах,

А я сижу, грущу.

Так учить не правильно!

Я не допущу!




Сегодня на уроке русского языка мы должны узнать, когда пишется разделительный твердый знак.

Коммуникатив­ные:

планирование учебного сотруд­ничества с учите­лем и сверстни­ками;

выражение своих мыслей с доста­точной полнотой и точностью

Познаватель­ные:

осознание и про­извольное по­строение рече­вого высказыва­ния;

Регулятивные:

Составлять план и последователь­ность своих дей­ствий;

Личностные:

самоопределении; смыслообразо­вание.

3

Актуализация знаний и фикса­ция затруднения в деятельности.


-Откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.

1.Минутка чистописания:

- Девизом нашего урока будут такие слова:

Друзья, ученье нас объединяет!

- Запишите девиз в тетрадь. Обратите внимание: после слова друзья стоит запятая. Это обращение, к вам обращаются, делают паузу, чтобы вы задумались, внимательно послушали и вчитались.

- Что вы записали?

- Из чего оно состоит?


- На какие группы можно разделить слова этого предложения, учитывая тему урока: “Правописание слов с разделительным твердым знаком”?

- Какой знак записали в словах 1 группы? Какую работу выполняет ь в этих словах?









Дети записывают.







- Предложение

- Предложение состоит из слов.

- Друзья, ученье – Ь;

объединяет – Ъ.



ь,

Он показывает, что следующая за ним буква обозначает два звука [й] и следующий гласный.

Познавательные: анализировать объекты с целью выделения признаков;

умение проводить сравнение и классификацию.


Регулятивные: адекватное восприятие предложений и оценки учителя и товарищей.


Коммуникативные Умение формулировать собственное мнение, позицию;

Адекватное использование речевых средств для решения коммуникативных задач.


Личностные: развитие учебно-познавательного интереса к новому учебному материалу.

3

Открытие но­вого знания












- Почему в слове объединяет, мы не написали ь?

– Итак, мы начинаем исследовать проблему «Когда нужно писать Ъ».

Запишите слова в два столбика

поезд
выезд
заезд

въезд
объезд
подъезд

– Что можно сказать об этих словах?

– Разберите эти слова по составу.


– В словах, какого столбика есть Ъ?

– В какой части слова пишется разделительный Ъ?

– Почему в первом столбике после приставки не пишется Ъ, а во втором пишется?

– На какую букву оканчиваются приставки в первом столбике?

– А во втором столбике?

– А с какой буквы начинается корень?

На доске появляется опора:

-Какой вывод мы можем сделать?






Физкультминутка: в воздухе написать букву Ъ вытянутой одной рукой, двумя руками, головой, сидя ногами.

– Чтобы уточнить, перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ, мы выполним следующее задание.

Пред.юбилейный год, под.ём в гору, с.ехал с горы, об.яснить задачу.

-Подчеркните гласную, которая стоит после ъ.

– Перед какими гласными буквами пишется разделительный Ъ?

На доске заканчивается составление опоры:

-Попробуйте сформулировать правило.


- У нас получилась памятка для работы.


2.Физкультми­нутка.

- Отдохнём и подумаем.

-Я называю слова. Дети топают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если разделительный ь.

Объявить, льёт, съедобный, вьюга, съешь, чьё, жаль.

Выдвигают гипо­тезы.




Один ученик пишет у доски





Они однокоренные.


Разбирают по составу.

В словах второго столбика.

После приставки.






На гласную.


На согласную

С гласной.





Разделительный Ъ пишется после приставки, которая оканчивается на согласную букву перед гласными буквами).


Дети выполняют.










Запись на тетрадях.







е, ё, ю, я

Один ученик вставляет буквы










Разделительный Ъ пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную букву перед гласными е, ё, ю, я.



Дети выполняют






Познавательные: общеучебные умения.


Регулятивные: целеполагание.

Коммуникатив­ные: инициатив­ное сотрудниче­ство в поиске и выборе информа­ции.



Познавательные: общеучебные- умение структурировать знания, умение осознанно и про­извольно строить речевое высказы­вание;

умение использовать знаково- символические средства, в том числе моделирование.





5

Первичное закрепление.








Игра «Разделительный ъ»

Электронное приложение к учебнику

1. Работа с пра­вилом по учеб­нику с. 134.

- Прочитайте про себя (затем вслух) правило на с. 134.

- Расскажите правило в парах.


2.Распредели слова по корзинам: в первую с ъ, во вторую – без Ъ.




Дети работают в парах.




Запись в тетрадях в два столбика.

Проверка задания с доказательством.

Ответы детей.


Регулятивные:

готовность к пре­одолению труд­ностей;

умение адекватно оценивать свою деятельность.


Коммуникатив­ные: согласова­ние действий с партнёром.


Личностные: самоопределение.


Регулятивные: контроль, кор­рекция,

Выделение и осознание того, что уже усвоено, осознание каче­ства и уровня ус­воения.

6

Самостоятель­ное применение знаний.








Раз, два, три, четыре,

Начинается игра.

Мы теперь не просто дети,

Мы теперь – учителя.

Незнайка написал диктант и доверяет вам его проверить: Сел кашу. Пю воду. Веду сёмку. Забил коля.







Ученики исправляют ошибки в тек­сте.

Взаимопроверка.

Регулятивные: способность учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения.

7

Рефлексия деятельности (итог урока)



-Какую проблему мы сегодня с вами решали?

- Возвращаемся к девизу нашего урока.

- Почему в слове объединяет написали разделительный ъ? Объясните, пользуясь памяткой.


-Слово герою нашего исследования.



















- Используя памятки, предлагаю вам составить облако слов с разделительным ъ.

-Придумайте слова с ъ, запишите его на листочке и поместите в наше облако.

- Вы хорошо потрудились. У каждого из вас есть листочки с лесенкой из пяти ступенек. С ее помощью оцените свою работу на уроке. На какую ступеньку вы себя поставите?

Выставление оценок по строкам стихотворения.
Не устанем повторять,
Любим мы отметку "пять"
Кто ж сегодня отличился?
Кто на славу потрудился?
Ну, кому поставить "пять"?
Попрошу вас предлагать.
И "четверочку" поставим
От души ребят поздравим.
Что тут думать и гадать...
За "четверкой" идет "пять"!

Поблагодарите друг друга, похлопайте себе и всем, кто присутствовал на нашем уроке.

Когда нужно писать Ъ.




Приставка об, заканчивается на согласную букву, корень начинается с гласной буквы е.

Сам стихи я написал.

Сам себе их прочитал.

Ищи меня после приставки,

Ищи после согласной.

Меня туда поставили

Перед особой гласной.

Особенных четыре –

Я, Е, Ё, и Ю.

Таких нет в целом мире

Я, Е, Ё и Ю

А чтобы вы не забыли, где пишется разделительный ъ, я вручаю вам памятку, которую вы сегодня составили.

Детям раздаются на память об уроке памятки «Правописание Ъ и Ь знаков».

Дети придумывают нужные слова, записывают ъ и помещают слово в облако.









Оценивание








Предлагают.

Коммуникатив­ные: умение с достаточной пол­нотой и точно­стью выражать свои мысли.

Познавательные: рефлексия.


Регулятивные: самооценка.


8

Домашнее за­дание


Подумайте, взвесьте свои силы и выберите для себя задание по силам.

Разноуровневое задание.

карточки

Объедение, ателье, братья, съёжился, ружьё, барьер, объявление, предъюбилейный.

 1.Списать слова и выделить орфограммы.

2.Распределить слова на группы и выделить орфограммы.

3.Распределить слова на группы, придумать свои и выделить орфограммы.



Запись домашнего задания





Коммуникативные: регулировать собственную деятельность посредством письменной речи.

Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!