СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе «Орфоэпические нормы русского языка»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе «Орфоэпические нормы русского языка»»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Чинар»













Конспект урока родного (русского) языка в 10 классе

«Орфоэпические нормы русского языка»


















Подготовил: учитель русского языка и литературы, родного (русского) языка

Первой квалификационной категории

Исмаилова Зарема Ибрагимова







2021 г.


Тема: Повторение орфоэпии. Орфоэпические нормы.

Цели урока: 

  • формировать у учащихся представление об орфоэпии и орфоэпической норме;

  • познакомить с отдельными правилами орфоэпии;

  • отработать навыки использования орфоэпического словаря;

воспитывать культуру речи


Ход урока.


1.Организационно-мотивационный этап.

1.Приветствие обучающихся.


2. Постановка учебной задачи. Мотивация учебной деятельности.


- В "Сказке о мёртвой царевне и семи богатырях" А.С. Пушкина есть эпизод, который рассказывает о первой встрече богатырей с царевной, помните:

"Старший молвил: "Что за диво!

Всё так чисто и красиво. Кто-то терем прибирал

Да хозяев поджидал. Кто же?

Выдь и покажися, С нами честно подружися"".

"И царевна к ним сошла,

Честь хозяям отдала,

В пояс низко поклонилась;

Закрасневшись, извинилась,

Что-де в гости к ним зашла,

Хоть звана и не была".

А как же богатыри догадались, что перед ними царская дочь?

"Вмиг по речи те спознали, Что царевну принимали:"

Вывод: Оказывается, ребята, иногда достаточно услышать, как человек говорит, чтобы понять, кто он, каков он. Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие.

Сегодня мы с вами повторим особенности русского ударения, орфоэпические нормы. В ходе лекции делайте краткие записи, чтобы создать для себя опорные материалы, которыми можно будет пользоваться на следующих занятиях при выполнении тестовых заданий.


3. Основная часть урока. Актуализация знаний.


1) Работа в парах.

Прочитайте слова: вести, готов, жаркое, кружка, уже.

Запишите с ними словосочетания, поставьте в них ударения:

Грустные вЕсти, вестИ за собой;

Собрание гОтов, готОв к бою;

Жаркое лето, жаркОе на ужин;

крУжка из фарфора, нет кружкА;

Становится Уже, ужЕ выполнили.

Проверка.


2) Лекция

Как называются слова разных частей речи или их форм, совпадающие в написании, но различающиеся произношением? (омографы)

Приведите примеры омографов.


Как мы видим, в этом ключевую роль играет ударение.


Какая наука изучает ударение? ОРФОЭПИЯ.


Ещё в 4 веке известный филолог Диомед назвал ударение «душою речи». Однако наука о языке долго не обращала внимания на ударение как на объект изучения. В 1927 году Д.Н.Ушаков говорил о том, что «установленных правил ударения нет». Только в 60-ые годы 20 века появились серьёзные теоретические исследования в области исторической и современной акцентологии (работы Р.И.Аванесова, В.В.Колесова, В.Л.Воронцовой, В.А.Редькина и др.), издано немало словарей и справочников, регламентирующих современное русское ударение.

Все слова в русском языке можно разделить на слова, которые можно произносить и так, и так (творог), от этого не изменится значение; на слова, которые с изменением ударения, меняют свое значение (омографы). Такие слова можно понять только в контексте (в словосочетании). Но есть слова, которые произносятся только так и больше никак.


Чтобы не допустить ошибку, нужно знать ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ:

- правильная постановка ударения;

- верное произношение.

 

4. Применение знаний и умений в новой ситуации.


Исследовательская работа в парах.

Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от гла­голов, ударение падает на -от-, образованных от прилага­тельных - на окончание. Ср.:ломота

(После проверки каждого задания из этого блока правило за­писывается в тетрадях.

4) Обобщение и систематизация знаний


1. Работа с презентацией.

- Теперь давайте разберем слова, в которых часто допускаются ошибки:

Слайд:

1)КаталОг

2)крЕмы

3)бАнты

4)тОрты

5)шАрфы

6) завИдно (завИдую)

- Давайте прочитаем хором каждое слово по три раза.


2.Подводящий диалог.

- Ребята, очень хорошо помогает запомнить слова правильное использование сложных слов в стихотворных произведениях

- Например, знание строчек из «Евгения Онегина» А.С. Пушкина не позволит допустить ошибку сразу в 2-х словах:


…Вот порох струйкой сероватой

На полку сыплется;

Зубчатый; надёжно ввинченный кремень

Взведён ещё…


- Итак, ритм будет подсказывать правильное ударение в каких словах?

(зубчАтый, кремЕнь )


- Послушайте следующее стихотворение:


Увезли забор и доски

Дом стоит на перекрёстке

Дом на солнце заблистал.

Украшает весь квартАл (А. Барто)


- Не правда ли, с помощью этих стихотворных примеров легче запомнить литературные нормы произношения?




3.  Работа в парах: составить текст, включив в него максимальное количество слов из предложенного списка.

ПлЕсневеть, Искра, облегчИть, принУдить, щавЕль, лАтте, кУхонный, включИшь, кулинАрия, тЕфтели, мастерскИ, обеспЕчение, откУпорить, слИвовый, бАрмен, мозаИчный, повторЁнный, поделЁнный, мизЕрный, асимметрИя.


4.Ролевая игра «Диктор».


А теперь я приглашаю вас принять участие в ролевой игре «Диктор».

Вам нужно прочитать предложение и, самое главное, правильно поставить ударение.

(Учащиеся читают предложения, остальные оценивают и обсуждают ошибки при наличии)

1.Мы позвоним вам завтра.

2. В Москве открылся новый завод по производству жалюзи.

3.Продукты перед новым годом мы рекомендуем приобретать на оптовой базе.

4. В Ульяновске был произведён косметический ремонт остановки «Путепровод»

5.Фирма пустила в тираж каталог своей новой продукции.


5) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.


1. Самостоятельная работа (Работа по карточкам) с последующей взаимопроверкой.

Поставьте ударения в словах.

Акрополь, баловать, брала, клала, включишь, дразним, досочка, загнутый, иксы, издревле, коклюш, ломота, местностей, почестей, неправы, опошлят,  принудить, прозорливый, включенный.

 


6) Домашнее задание.


Написать сочинение-миниатюру на одну из тем «По сути для интеллигентного человека дурно говорить должно считаться также неприлично, как не уметь читать и писать» (А.П.Чехов), «Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» (А.Н.Толстой), «Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен» (А.И.Куприн), используя слова из орфоэпического словаря; выполнить задание А 1 ЕГЭ (10 вариантов)

7) Рефлексия.


1.Подбор фразеологизмов.

Ребята, предлагаю вам составить предложение, используя фразеологизм, подходящий к сегодняшнему уроку, начинающийся со слов:


Сегодня на уроке я…

(- спустя рукава

- краем уха

- как рыба о лед

- шевелить мозгами

- ловить ворон

- комар носа не подточит

- в два счета

- войти во вкус

- зарубить на носу

- держать ухо востро)


8) Подведение итогов.


1.Выводы по этапу «Рефлексия». Оценивание устных и письменных ответов.

В заключение нашего урока мне хочется вспомнить высказывание, которое попалось мне на глаза в одной из социальных сетей: «Есть три вещи, которые можно ненавидеть вечно: длинные очереди, час пик и неправильное ударение в слове « звонит»».

И, конечно, необходимо помнить, что речь человека всегда служит яркой и безошибочной характеристикой культурного и интеллектуального уровня каждого из нас.


Спасибо за урок.



ПРИЛОЖЕНИЕ

Исследовательская работа.

Задание: Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.

1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, во­допровод.

2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог.

3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота.



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!