Проверка парных согласных в корне слова
Цель:
познакомить со способом проверки парных согласных и корне путем изменения формы слова и путем подбора однокоренных слов.
Планируемые результаты:
учащиеся научатся проверять парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
сопоставлять произношение и написание слов;
подбирать примеры слов с парными согласными в словах.
Оборудование: карточки с изображением букв.
Ход урока
I. Организационный момент
I I. Актуализация знаний
1. Словарная работа
(На откидной доске записаны слова.)
Земляника, капуста, лопата, морковь, малина, урожай, яблоко, ягода.
Доска закрывается, учитель вывешивает подобранные к словам картинки или фотографии.
Учащиеся записывают слова.
Затем меняются тетрадями, учитель открывает слова на доске, про-водится самопроверка.
В какую тематическую группу можно объединить все слова? {Огород, урожай.)
2. Орфографическая минутка
(Письмо по памяти.)
...Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
Хлынет на берег пустой.
А. Пушкин
I I I. Самоопределение к деятельности
Найдите в отрывке из произведения А.С. Пушкина слово с парным согласным в корне. {Берег.)
Назовите звук в конце слова. {[К].)
Какой буквой он обозначается на письме? {Буквой Г.)
Составьте пару по звонкости-глухости. (Г — К.)
Измените слово так, чтобы оно обозначало много предметов. {Берега.)
Какой звук теперь произносится в конце корня? {Произносится звук [Г].)
Чему мы будем учиться сегодня на уроке? {Сегодня на уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова.)
— Работа по теме урока
Откройте учебник на с. 18 и прочитайте тему урока.
Упр. 29 (с. 18).
Прочитайте первую пару слов.
Какой звук произносится на месте выделенных букв? {Звук [П].)
Одинаково ли он обозначается буквой? (Нет, в первом слове пишется буква П, а во втором — Б.)
Можно ли на слух определить, какой звук писать в слове?
Какую пару по звонкости-глухости вы здесь видите? (Б ~ П. )
(Письменное задание выполняется самостоятельно.)
Какие парные по глухости-звонкости согласные вы подчеркнули?
Упр. 30 (с. 19).
Прочитайте слова в первой строке. В каких словах вы слышите [Б] четко и ясно?
В каких словах звук и буква не совпадают?
Почему в проверочном слове согласный звук слышится четко? {После него стоит гласный.)
Сделайте вывод. (Парный согласный звук на конце слова или перед другим парным согласным надо проверять.)
— Напишите остальные группы слов и запишите звуки, которые в них произносятся, в скобках.
Прочитайте правило. О каких согласных в нем идет речь? (О парных по звонкости-глухости.)
— Как проверить парную согласную букву? (Надо подобрать проверочное слово.)
Какой звук должен стоять после этой согласной буквы в проверочном слове? (Гласный звук.)
IV. Физкультминутка
А сейчас мы с вами, дети, Улетаем на ракете. На носки поднимись, А потом руки вниз. Раз, два, три, четыре — Вот летит ракета ввысь.
VI. Закрепление изученного материала
Игра «Доскажи словечко»
— Поднимите карточку с буквой, которую вы бы написали на конце слова-отгадки.
Грибникам он очень нужен,
Без него не сваришь ужин,
На охоту не пойдешь.
Что же это? Это ... (нож).
Ездить нужно осторожно,
За рога держаться можно.
Жаль вот только — гривы нет...
Что за конь? (Велосипед.)
Шубка — иголки,
Свернется он — колкий,
Рукой не возьмешь. Кто это? (Еж.)
Этот зверь живет лишь дома
С этим зверем все знакомы.
У него усы как спицы.
Он, мурлыча, песнь поет.
Только мышь его боится.
Угадали? Это... (кот).
Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук).
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А, проснувшись, стал реветь.
Это зверь лесной... (медведь).
Кто один имеет рог? Угадали? (Носорог.)
VII. Рефлексия
— Прочитайте слова. Найдите и запишите слово, в котором парный согласный произносится четко.
Город, городской, городки, города. Мороз, Морозко, морозит. Прорубь, рубка, рубить.
(Ученики меняются тетрадями, проверяют работы, ошибки исправляют карандашом. Самооценка с помощью «светофора».)
VIII. Подведение итогов урока
— С какой орфограммой познакомились на уроке?
— Послушайте стихотворение и сделайте вывод: что мы должны помнить о написании слов с парной согласной в корне?
Глухие звуки — это непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
— Все ли вам было понятно на уроке?
— Где допустили ошибки?
Домашнее задание
Выполнить упр. 31 (с. 20).