Тема : Прием вычислений 26+4
Цели урока:
образовательная: познакомить с новым приёмом устных вычислений в случаях вида 26+4; продолжать работу над осознанием вопросов нумерации двузначных чисел; развивать умение решать задачи;
развивающая: способствовать развитию организационных умений самостоятельно оценивать результат своих действий, контролировать самого себя, находить и исправлять собственные ошибки; создать условия для развития интеллектуальных и коммуникативных общеучебных умений;
воспитательная: воспитание самостоятельности и инициативности, гордости за свою работу.
Формирование универсальных учебных действий:
Познавательные:
Создание условий для проявления способностей обучающихся,
формирование у обучающихся ответственности за свою деятельность;
личностные:
эмоционально-положительное восприятие учения;
видеть ошибку и исправлять ее;
регулятивные:
контролировать свою деятельность по результату;
коммуникативные:
формирование умений слушать собеседника, договариваться, убеждать его;
культура поведения в учебном диалоге.
Оборудование: компьютер, проектор, экран,конструктор ТИКО.
Ход урока
1.Организационный момент. Слайд №2
1) Создаётся общий настрой на работу.
2) Ребятам даём понять, что они значимы для учителя, вселяется вера в их силы).
2. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
- Я, наверняка угадаю, если скажу, что ваш любимый школьный предмет - это математика? Это верно? (Да) Значит, вы хотите заниматься вместе со мной математикой? (Да)
- Вспомните какие критерии урока математики, которые мы сформулировали на предыдущих урока ( правильность, аккуратность и сдержанность)?
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.
- Вы готовы проверить свои знания? Тогда начнём работу.
1) Фронтальная работа
- Логическая разминка. Слайд №3-6
В комнате 4 угла. В каждом углу сидит кошка. Против каждой кошки сидит по три кошки. Сколько всего кошек в комнате?
Пассажир такси ехал в село. По дороге он встретил 5 грузовых и 3 легковых машины. Сколько всего машин шло в село?
- Рассмотрите ряд чисел. Слайд №3
32 42 52 …
12 14 16 …
- Придумайте задание. (Найди закономерность, продолжи ряд, представь в виде суммы разрядных слагаемых)
- Какое знание мы повторили? (Знание о десятичном составе чисел)
2) Работа в парах.
- Составьте все возможные двузначные числа. (У детей на партах конверты с 3 карточками, на которых написаны цифры 2, 4, 6 по 6 штук)
- Что вам помогло быстро выполнить задание (Мы работали вместе) Расскажите, как вы работали? Что делали? Какого результата достигли?
3) Запишите числа: 19; 28; 3;7 46; 55. Какова особенность этих чисел? (В сумме получается 10). Назовите другие двузначные числа с таким же признаком.
- Какие действия можно производить с двузначными числами? (Складывать, вычитать) Слайд 4
4) - Что удивляет в записи? Что общего? (Цвет, размер; суммы)
54+20; 60+18; 83+5; 6+71; 26+4; 46+30. Слайд 5
Данный этап предполагает подготовку мышления детей к проектированной деятельности, организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия:
1) актуализацию знаний, умений и навыков, достаточных для построения нового способа действий;
2) тренировку соответствующих мыслительных операций. В завершении этапа создается затруднение в индивидуальной деятельности учащимися, которое фиксируется ими самими.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Разделите сумму на две группы. Проверим? Слайд 6
- После выполнения. В какую группу поместили выражение 26+4?
Я ошиблась, обращая ваше внимание на это выражение? (Наверно, нет)
На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения:
1) организовывается восстановление выполненных операций и фиксация места, шага, где возникло затруднение;
2) выявление причины затруднения - каких конкретно знаний, умений не хватает для решения исходной задачи такого вида.
4. Построение проекта выхода из затруднения (“открытие детьми нового знания).
- Я говорю, что это выражение отличается от остальных в этой группе. Как решить возникшую проблему? (Выполнить действия, посчитать)
- Как будем выполнять работу вместе или самостоятельно? Какие правила надо помнить, чтобы выполнить сложение двузначных чисел? (Единицы складываем с единицами, десятки складываем с десятками). Слайд 7
- При выполнении самостоятельной работы, какую цель вы себе ставите?
- Когда вы посчитаете, что надо будет сделать? (Сравнить результаты)
- Кому нужна помощь, сигнализируйте мне при помощи поднятой руки.
На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий:
1) ставят цель;
2) строят план достижения цели;
3) предполагается выбор учащимися метода разрешения проблемной ситуации и на основе выбранного метода средств;
4) построение плана достижения цели.
Электронная двигательная физминутка “Две руки”. Слайды 8-18
5. Реализация построенного плана - проекта.
После выполнения действий.
- Чем отличается результат выделенного выражения? (Круглое число)
- Чему будем учиться на уроке? (Складывать двузначное и однозначное числа, чтобы в результате получилось “круглое” число)
- Есть желающие объяснить, как выполнить это действие? (Вариант на доске)
На данном этапе необходимо организовать:
1) решение исходной задачи (обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково;
2) зафиксировать преодоление затруднения;
3) уточнение характера нового знания.
Вывод: чтобы к двузначному числу прибавить однозначное, сначало надо сложить единицы, а затем к полученному числу прибавить десятки.
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
Фронтальная работа с комментированием.
- Мы с вами познакомились с новым приёмом сложения. Выберите задание из учебника на с.60 для закрепления этого способа. №1.
Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении типовых задач с их проговариванием во внешней речи.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Для самостоятельной работы я предлагаю вам выражения, которые подготовили для вас ученики 2 “а” класса школы №2.
67+3; 72+8; 66+4. Слайд 19
После выполнения сравнивают результат с образцом. Оценивают свою работу по шкале умения. Слайд 20
Организовать самостоятельное выполнение учащимися задания на новый способ действия, организовать самопроверку на основе сопоставления с эталоном. Эмоциональная направленность данного этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.
8. Включение в систему знаний и повторение.
- Для выполнения каких заданиях нам важно уметь выполнять эти действия? (При решении уравнений, при решении задач)
- Прочитайте условие и вопрос задачи №4 с.60. Каким действием мы будем решать эту задачу?
- Запишите решение. Ответ. Сравните запись с образцом. Слайд 21
15-8=7(мин)
Ответ: 7 минут
.Гимнастика для глаз.
В четырех углах класса висят вырезанные из бумаги разных цветов круг, квадрат,
прямоугольник и треугольник. Называются фигуры в разном порядке, дети стоя у своих парт находят глазами, поворачивая голову или весь корпус туловища.
«Ловят комаров» хлопая в ладоши, не сходя с места.
Самостоятельная работа №6
Работа с конструктором ТИКО в парах
Организовать выявление границ применения нового знания, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности.
9. Рефлексия учебной деятельности.
Продолжите любую из этих фраз:
- Я узнал…
- Я могу…
- Новые знания мне пригодятся…
- Больше всего мне понравилось…
- Домашнее задание №2 , №5 стр 60. Слайд №
- Оцените, пожалуйста, знаками. Расскажите, почему вы выбрали этот знак?
- Чем вам предстоит заняться на следующем уроке математики? (Решать задачи, закрепить приём)
- Спасибо за урок. Мне было очень интересно с вами работать. Слайд №
Организовать оценивание учащимися собственной деятельности, организовать фиксацию неразрешённых затруднений на уроке как направления будущей учебной деятельности, организовать обсуждение и запись домашнего задания.