Этап урока | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1.Мотивирование к учебной деятельности. | - Добрый день! Улыбнулись все друг другу для поднятия настроения к хорошей работоспособности. Предлагаю вам девиз урока - «Я – идеальный ученик». | Создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность | Осознанное вхождение учащегося в учебную деятельность |
2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. | - Перед вами экономические понятия . «Семья», «Потребность», «Доходы». Дайте их определения? Семья – это социальная ячейка общества, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Потребность – это осознанная необходимость иметь что-либо материальное или духовное . Любые желания человека. Доходы - ? | Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений и обоснование его затруднения | Самостоятельное выполнение пробного учебного действия и фиксация индивидуального затруднения |
3. Выявление места и причины затруднения. | - Почему вы не можете назвать определение «доходы»? (Еще не учили , не знаем данного определения) . - А как мы можем выйти из ситуации, данного затруднения? ( изучить тему) | Выявление учителем причины затруднения | Выявляют причину затруднения – недостаточно знаний |
4. Построение проекта выхода из затруднения ( цель, тема, задачи, способ, средство) | Попробуем определить тему урока мы с вами. Тема: - «Основные источники доходов семьи». Какую же цель поставим на урок? Цель – ознакомление с понятием «доходы семьи» и определение их источников. Для достижения цели поставим задачи. Задачи: 1. Дать определение понятия «доходы семьи»; 2. Определить их основные виды; 3. Определить классификацию доходов по источникам получения; 4. Составить кластер доходов семьи. | Учитель направляет учащихся к определению темы и цели, задач урока | Предлагают варианты темы урока, цели урока, задачи урока |
5. Реализация построенного проекта | - Работаем над выполнением задач. Работа над реализацией задачи №1 – дать определение понятия «доходы семьи». - Попробуйте дать определение экономическому термину понятия «доходы семьи». Перед вами есть источники информации – - ЛашовБ.В., Соколов О.В. Краткий экономический словарь школьника. М.: Просвещение , - 1993. – 80 с. - Симоненко В.Д., Шелепина О.И.«Семейная экономика» Учебник для 7-8 классов . М.: - Вита-Пресс, 2000. – 184 с. - Липсиц И.В. Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности. Учебник для 7-8 классов.М.: - ВИТА-ПРЕСС,-2014.-224 с. | Работа в парах. Координирует действия обучающихся | Обсуждают различные варианты. Фиксируют преодоление возникшего ранее затруднения |
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи | Доходы - это деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или какого-либо рода деятельности. - Справились с заданием?Выполни-ли задачу. | Создание ситуации успеха | Учащиеся делают вывод и проговаривают |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону | Работа над реализацией задачи №2 – определить их основные виды. - Попробуйте определить какие у семьи бывают доходы. Упражнение «Веер». Каждый записывает вид дохода, который знает, и складывает лист, чтобы не было видно записи другому. (Возможные записи - заработная плата , пенсия, стипендия, компенсация детям, от наследства, льготы на приобретение лекарств) - А теперь посмотрим ваши веера по группам. -- Молодцы, справились с заданием, веер готов к использованию. - Теперь по вашим данным в веере попробуйте сгруппировать доходы семьи по видам. (приложение 1) -Молодцы, справились с заданием. Мы выполнили работу над задачей №2. Работа над реализацией задачи №3 - Определить классификацию доходов по источникам получения. А теперь зная основные виды доходов семьи, мы попытайтесь составить классификацию доходов по источникам получения. ( приложение 2) - Молодцы! Справились с заданием, выполнили данную задачу. | Организации метода «Веер»- индивидуальная форма работы. Организация самостоятельной индивидуальной работы. Создание ситуации успеха. Работа в парах | Учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и проверяют с эталоном со слайда Учащиеся в парах выполняют задания нового типа и проверяют с эталоном со слайда |
8.Включение в систему знаний и повторение | Работа над реализацией задачи №4 - . Составить кластер доходов семьи. Кластер – это схематическое изображение изученного материала. Перед вами материалы – ватман, фломастеры, ножницы, скотч, напечатанные термины. С помощью этих материалов составьте кластер доходов семьи. Полученный результат сравним у групп, у кого получится лучше. Предполагаемый кластер доходов семьи. ( приложение 3) Продемонстрируйте ваши творческие работы. Задачу 4 мы выполнили. | Изученный материал обобщается в виде кластера, | Происходит автоматизация умственных действий по изученной теме |
9. Рефлексия учебной деятельности на уроке ( итог). | -Для достижения цели и раскрытия темы урока : Какие задачи вы выполнили? -Назовите основные виды доходов семьи и источники их получения? -Что нового вы узнали? -Какое задание показалось вам самым трудным? -Какое задание показалось вам самым интересным? Домашнее задание - базовый уровень: изучить раздел 3.1. учебника «Семейная экономика»; - повышенный уровень: определите какие виды доходов получает ваша семья и рассчитайте доходы за месяц. Самооценивание. Перед вами карточки , поднимите ту карточку как вы себя оцениваете. (Приложение 4) А теперь кто себя считает - «Я – идеальный ученик». Поднимите руки. Молодцы! Урок закончен. До свидания. | Учителем фиксируется изученное на уроке, создается ситуация успеха | Обучающиеся оценивают сами себя, проговаривают, что получилось, что не получилось. |
Приложение 1.
Приложение 4.
Зеленый цвет – я все понял, запомнил, могу применять на практике.
Желтый цвет – я все понял , но не запомнил.
Красный цвет - я не все понял, и не все запомнил.
Кто поднимает желтый цвет – придется еще поработать, чтобы запомнить.
Кто поднимает красный цвет - им придется повторить изученный материал, чтобы усвоить и запомнить.