СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация и конспект к уроку: "Отечественная война 1812"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока: « Отечественная война 1812 года»

 

Возрастная группа: 8 класс

Продолжительность занятия: 40 минут

Применяется технология развития критического мышления, элементы сингапурской системы

Цель урока: формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер

Задачи:

Личностные: 

 - способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма  на примере подвига российского народа;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:

- развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- формировать умение извлекать информацию из различных источников;

- формировать умение анализа, синтеза и сравнения;

- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

- развивать навыки работы в группе.

Предметные:

- развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- воспитывать уважение к историческому наследию.

Необходимое оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, документы, раздаточный материал

 

Ход урока.

Здравствуйте ребята. Садитесь, наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания- МИКС-ФРИЗ-ГРУП по теме: Внешняя политика России 1801-1812гг.

На столе карточки учащиеся берут по одной составляют правильное предложение и формируют группы:

I – 1806-1807 гг/война с францией\АлександрI/Тильзитский мир

II – 1808-1809/Война со Щвецией/Барклай де Толли/Присоединение Финляндии

III – 1806-1812/ Русско-турецкая война/Кутузов/Присоединение Бессарабии

IV – 1804-1813/Война с Ираном/Котляревский/ признание за Россией Грузии, Дагестана, Мингрелии

На столах таблички МЭНЭДЖ МЭТ   ОЗВУЧИВАЕТ №1

Молодцы, я вижу, что вы справились с домашним заданием

 

Сейчас ребята мы прослушаем отрывок из произведения великого русского поэта, которое позволит нам сформулировать тему нашего урока

Звучит аудиозапись:

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.

 

Учитель: Из какого произведения данный отрывок? (ответы детей- стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».)

Учитель: Верно а известно ли вам, частью какой войны является Бородинское сражение?  (ответы обучающихся- Отечественная война 1812года)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? Дети- «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы.

На столах таблички МЭНЭДЖ МЭТ

СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС  РАУНД  ТЭЙБЛ(Simultaneous Round Table)

1. Учитель задает вопрос и дает время подумать

2. Каждый ученик пишет ответ на своем листочке

3. По команде все ученики одновременно передают свои листочки по кругу

4. ученики продолжают записывать свои ответы и передавать листочки по кругу

Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать  на сегодняшнем уроке? (дети ставят цели урока)

  • Почему началась война? (Причины войны)
  • Кто участвовал? (воюющие стороны, руководители, соотношение сил)
  • Как происходило? (основные события)
  • Чем всё завершилось? (итоги и значение войны)

ОЗВУЧИВАЕТ №2

Учитель:  Теперь приступаем к изучению нашей темы и начнём с выделения причин войны

Структура РЕЛЛИ РОБИН

Работа с текстом причины войны. Задание выделите причины войны. Ответы учащихся.

ОЗВУЧИВАЕТ №3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Использование   структуры  Тэйк оф – Тач даун  (согласны-похлопайте, не согласны-встаньте) 

Работа с атласом и таблицей

Учитель: Откройте атласы (карта «Отечественная война 1812 года»).

Утверждения:

- Русская армия была разделена на 3 части, так как было не ясно куда французы нанесут главный удар-да

- Русскими армиями командовали 1-Барклай, 2-Багратион, 3-Кутузов-нет

На слайде:

 

Франция

Россия

численность

600 тыс. человек

220 тыс. человек

Способ комплектации армии

всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии.

 

выводы по данным  из таблицы. 

Ответы учащихся:

  1. Русская армия была в три раза больше-нет
  2. Французская армия могла быстро пополняться людьми, обученным азам военного дела-да
  3. Большинство мужчин России не были обучены военному делу, следовательно, русская армия не могла пополняться-да

 

- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне? отступить и соединится, чем дальше отступает русская армия тем становится сильнее, французы наступает становятся слабее

Какую тактику ведения войны мог выбрать Наполеон?   Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.

 

- Русская армия отступала и соединилась в Калуге  (продолжение работы с картой) -нет

 

Учитель: Давайте посмотрим дальнейшее развитие событий. Каждая группа получает определённое задание и  пакет документов.(Работа по группам - 5 мин)

Группа 1. Почему Александр 1 назначил главнокомандующим именно М.И. Кутузова?

Пакет документов:

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Александр I: «В Петербурге я увидел, что решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова. Вначале я противился его назначению. Но когда Ростопчин (военный губернатор Москвы) сообщил мне, что вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал армией, мне оставалось только уступить единодушному желанию». Впоследствии я согласился и внутренне с гласом своего народа.

Солдаты говорили с любовью: «Пришёл Кутузов бить французов». Армия воспряла духом. Непобедимый доселе Наполеон насторожился…

Группа 2:  Кто победил в генеральном сражении?

Пакет документов:

И. Радожицкий: «На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селиванский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле­нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере­живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален­ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа­ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез­ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по­следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива­лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец. Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...

 

Группа 3: Какую роль сыграло партизанское движение?

Пакет документов:

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

Денис Давыдов: «Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа, но и приноравливаться к нему и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду.»

А. Данилов: «С первых же дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. Народный         характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они решительно отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Ещё до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан – крестьян.

По инициативе Д. Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создаваться армейские партизанские отряды. Отлично владея французским языком, А. Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве.»

 

Группа 4: Почему французская армия потерпела поражение?

Пакет документов:

П. Чичагов: «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы 17 ноября пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замёрзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку.»

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

   Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Е.Тарле: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из неполного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это Наполеон узнал слишком поздно.»

Группы презентуют результаты своей работы. (регламент – 2-3 минуты)

ОЗВУЧИВАЕТ №4

Рефлексия. Использование структуры ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin)

 Найдите в тексте все ошибки.

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».

Ошибки:

1. р. Днепр - р. Неман

2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов

3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение

4. Соединиться под Калугой – под Смоленском

5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа

Рефлексия

 «Закончи фразу»:

- Сегодняшний урок позволил мне…..

-  На уроке я работал …..

-Мне захотелось…..

- С урока я ухожу с ………..настроением

Заполнение листа самооценки групп

Домашнее задание:

Напишите рассуждение по  высказыванию Пушкина.

«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай,

Зима иль русский Бог?» (А.С. Пушкин)

Спасибо за урок

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока»

Конспект урока: « Отечественная война 1812 года»


Возрастная группа: 8 класс

Продолжительность занятия: 40 минут

Применяется технология развития критического мышления, элементы сингапурской системы

Цель урока: формирование представлений  о ходе Отечественной войны, героической обороне российского населения, выяснить, в чем заключается ее народный характер

Задачи:

Личностные:

- способствовать формированию чувства высокого, истинного патриотизма  на примере подвига российского народа;

- формировать коммуникативную компетентность в общении и  сотрудничестве со сверстниками;

Метапредметные:

- развивать умение самостоятельно формулировать тему и цели урока;

- формировать умение извлекать информацию из различных источников;

- формировать умение анализа, синтеза и сравнения;

- развивать умение связно и логично излагать свои мысли;

- развивать навыки работы в группе.

Предметные:

- развивать умения искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- воспитывать уважение к историческому наследию.

Необходимое оборудование: компьютер, экран, медиапроектор, документы, раздаточный материал


Ход урока.

Здравствуйте ребята. Садитесь, наш урок мы начнем с проверки домашнего задания.

Проверка домашнего задания- МИКС-ФРИЗ-ГРУП по теме: Внешняя политика России 1801-1812гг.

На столе карточки учащиеся берут по одной составляют правильное предложение и формируют группы:

I – 1806-1807 гг/война с францией\АлександрI/Тильзитский мир

II – 1808-1809/Война со Щвецией/Барклай де Толли/Присоединение Финляндии

III – 1806-1812/ Русско-турецкая война/Кутузов/Присоединение Бессарабии

IV – 1804-1813/Война с Ираном/Котляревский/ признание за Россией Грузии, Дагестана, Мингрелии

На столах таблички МЭНЭДЖ МЭТ ОЗВУЧИВАЕТ №1

Молодцы, я вижу, что вы справились с домашним заданием


Сейчас ребята мы прослушаем отрывок из произведения великого русского поэта, которое позволит нам сформулировать тему нашего урока

Звучит аудиозапись:

Вам не видать таких сражений! ...

Носились знамена, как тени,

В дыму огонь блестел,

Звучал булат, картечь визжала,

Рука бойцов колоть устала,

И ядрам пролетать мешала

Гора кровавых тел.

Изведал враг в тот день не мало,

Что значит русский бой удалый,

Наш рукопашный бой! ...

Земля тряслась - как наши груди;

Смешались в кучу кони, люди,

И залпы тысячи орудий,

Слились в протяжный вой.


Учитель: Из какого произведения данный отрывок? (ответы детей- стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино».)

Учитель: Верно а известно ли вам, частью какой войны является Бородинское сражение? (ответы обучающихся- Отечественная война 1812года)

Итак, тема нашего сегодняшнего урока? Дети- «Отечественная война 1812года». Это один из подвигов русского народа, когда на защиту своей Родины, встал весь российский народ перед лицом не только Франции, но и всей Европы.

На столах таблички МЭНЭДЖ МЭТ

СТРУКТУРА СИМАЛТИНИУС  РАУНД  ТЭЙБЛ(Simultaneous Round Table)

1. Учитель задает вопрос и дает время подумать

2. Каждый ученик пишет ответ на своем листочке

3. По команде все ученики одновременно передают свои листочки по кругу

4. ученики продолжают записывать свои ответы и передавать листочки по кругу

Как вы считаете, какие вопросы мы будем рассматривать на сегодняшнем уроке? (дети ставят цели урока)

  • Почему началась война? (Причины войны)

  • Кто участвовал? (воюющие стороны, руководители, соотношение сил)

  • Как происходило? (основные события)

  • Чем всё завершилось? (итоги и значение войны)

ОЗВУЧИВАЕТ №2

Учитель: Теперь приступаем к изучению нашей темы и начнём с выделения причин войны

Структура РЕЛЛИ РОБИН

Работа с текстом причины войны. Задание выделите причины войны. Ответы учащихся.

ОЗВУЧИВАЕТ №3















Использование   структуры  Тэйк оф – Тач даун (согласны-похлопайте, не согласны-встаньте)

Работа с атласом и таблицей

Учитель: Откройте атласы (карта «Отечественная война 1812 года»).

Утверждения:

- Русская армия была разделена на 3 части, так как было не ясно куда французы нанесут главный удар-да

- Русскими армиями командовали 1-Барклай, 2-Багратион, 3-Кутузов-нет

На слайде:


Франция

Россия

численность

600 тыс. человек

220 тыс. человек

Способ комплектации армии

всеобщая воинская повинность, т.е. все мужчины призывного возраста служили в армии.

Русская армия комплектовалась путем рекрутской повинности, т.е. из определенного числа мужчин лишь один служил в армии.


выводы по данным из таблицы.

Ответы учащихся:

  1. Русская армия была в три раза больше-нет

  2. Французская армия могла быстро пополняться людьми, обученным азам военного дела-да

  3. Большинство мужчин России не были обучены военному делу, следовательно, русская армия не могла пополняться-да


- Какую тактику ведения войны могли предпринять россияне? отступить и соединится, чем дальше отступает русская армия тем становится сильнее, французы наступает становятся слабее

- Какую тактику ведения войны мог выбрать Наполеон? Наполеон рассчитывал разбить армии поодиночке, захватить Москву и добиться от Александра I подписания мирного договора.


- Русская армия отступала и соединилась в Калуге (продолжение работы с картой) -нет


Учитель: Давайте посмотрим дальнейшее развитие событий. Каждая группа получает определённое задание и пакет документов.(Работа по группам - 5 мин)

Группа 1. Почему Александр 1 назначил главнокомандующим именно М.И. Кутузова?

Пакет документов:

А. Ермолов: «… солдат роптал на непрерывное отступление и в сражении хотел найти конец оному; главнокомандующим был недоволен и в главную вину ставил ему то, что он был не русский».

И. Жиркевич: «Но какая злость и негодование у каждого на него (М. Барклая де Толли) в эту минуту за наши постоянные отступления, за смоленский пожар, за разорение наших родных, за то, что он не русский!»

С. Глинка: «Назначение Кутузова главнокомандующим произвело общий восторг и в войске и в народе».

Сегюр: «… В нем было что- то чисто национальное, делавшее его столь дорогим для русских. В Москве радость по случаю его назначения доходила до опьянения: посреди улиц бросались друг другу в объятия, считая себя спасенными».

Александр I: «В Петербурге я увидел, что решительно все были за назначение главнокомандующим старика Кутузова. Вначале я противился его назначению. Но когда Ростопчин (военный губернатор Москвы) сообщил мне, что вся Москва желает, чтобы Кутузов командовал армией, мне оставалось только уступить единодушному желанию». Впоследствии я согласился и внутренне с гласом своего народа.

Солдаты говорили с любовью: «Пришёл Кутузов бить французов». Армия воспряла духом. Непобедимый доселе Наполеон насторожился…

Группа 2: Кто победил в генеральном сражении?

Пакет документов:

И. Радожицкий«На левом фланге происходила жесточайшая битва; русские мужественно держались в окопах. Французы за каждый шаг вперед платили несмет­ною потерей людей. Нельзя не удивляться отчаянию, с каким они лезли на смерть; нельзя не удивляться присутствию духа русских, с каким они защищались, удержи­вая стремление превосходящих сил неприятеля. Русские гибли, но не сдавались; на пространстве одного квадратного лье не было местечка, которое не было бы покрыто мертвыми или ранеными».

С. Селиванский: «В продолжении одиннадцати с половиною часов огонь и меч, действуя попеременно, истребили 75 000 человек и более 35 000 лошадей. Ядра, картечи, пули, ружья, копья, сабли, штыки - все в сей день стремилось к истребле­нию и сокрушению человечества. Чугун и железо, сии металлы, самое время пере­живающие, оказывались недостаточными дальнейшему мщению людей. Раскален­ные пушки не могли уже выдерживать действия пороха и, с ужасным треском лопа­ясь, предавали смерти заряжавших их артиллеристов. Смерть летала по всем рядам.

Целые батареи переходили по несколько раз из одних рук в другие. Земля исчез­ла: она вся была покрыта окровавленными трупами. Чрезмерный жар отнимал по­следние силы. Казалось, что сия полоса России превращена волшебным каким-то действием в адскую обитель. Пальба, звуки, радостные восклицания победителей, часто повторяемые «ура», вопли умирающих, ржание коней, крики командования и отчаяния, на девяти разных европейских языках произносимые, - все сие смешива­лось, придавало ужасной сей картине действие, которое никакое перо изобразить не в силах. Дым огнестрельных орудий, смешиваясь с парами крови человеческой, со­ставил вместе облако, помрачившее самое солнце, и благодатная токмо ночь, уско­рив в сей день свою темноту, положила ужасной сей сече конец. Таким образом кончилось главное бородинское побоище, в ко­тором русские приобрели безсмертную славу. Подобной битвы, может быть, нет другого примера в летописях всего света. Одних пушечных выстрелов было выпу­щено французами 70 000... Во всей России отслужили благодарственные молебст­вия...


Группа 3: Какую роль сыграло партизанское движение?

Пакет документов:

Геройство старостихи Василисы.

Староста одной деревни Сычевского уезда повел в город партию пленных, забранных крестьянами. В отступление его поселяне поймали еще несколько французов, и тот час привели к старостихе Василисе для отправления куда следует. Сия последняя, не желая отвлекать взрослых от главнейшего их занятия бить и ловить злодеев, собрала небольшой конвой ребят и, севши на лошадь, пустилась в виде неприятеля препровождать французов сама. В сем намерении, разъезжая вокруг пленных, кричала им повелительным голосом: «Ну, злодеи французы! Во фрунт! Стройся! Ступай марш! Один из пленных офицеров, раздражен, будучи тем, что простая баба вздумала им повелевать, не послушался ее. Василиса, видя сие, подскочила к нему мгновенно, и, ударив своим жезлом- косой, повергла его мертвым к ногам своим, вскричавши: « Вам всем, ворам, собакам, будет тоже, кто только чуть осмелиться зашевелиться. Я уже двадцати семи таким озорникам сорвала головы! Марш в город!» И после этого кто усомниться, что пленные не признали над собою власть старостихи Василисы?

Денис Давыдов: «Я на опыте узнал, что в народной войне должно не только говорить языком простого народа, но и приноравливаться к нему и в обычаях, и в одежде. Я надел мужичий кафтан, стал отпускать бороду.»

А. Данилов: «С первых же дней война носила всенародный, отечественный характер. В городах шло формирование ополчения и сбор средств для нужд действующей армии. Народный характер войны наиболее ярко проявился в действиях крестьян. Они решительно отказывались продавать продовольствие и фураж французам, а при приближении неприятеля жгли избы, амбары с убранным хлебом, угоняли скот, а сами уходили в леса. Ещё до Бородинского сражения Наполеон терял ежедневно по нескольку сотен солдат, которые гибли от рук партизан – крестьян.

По инициативе Д. Давыдова было решено придать партизанскому движению организованный характер. Стали создаваться армейские партизанские отряды. Отлично владея французским языком, А. Фигнер собирал ценные сведения в тылу врага, в том числе в захваченной Москве.»


Группа 4: Почему французская армия потерпела поражение?

Пакет документов:

П. Чичагов: «Ужасное зрелище представилось нам, когда мы 17 ноября пришли на то место, которое накануне занимал неприятель и которое он только что оставил: земля была покрыта трупами убитых и замёрзших людей; они лежали в разных положениях. Крестьянские избы везде были ими переполнены, река была запружена множеством утонувших пехотинцев, женщин и детей; около мостов валялись целые эскадроны, которые бросились в реку.»

Н. Муравьев «Зима 1812 года была жестокая. Термометр Реомюра иногда показывал 31 градус. Холода эти, может быть, предохраняли нашу армию от заразительных болезней, производимых тлением тел. Но так как много трупов оставалось еще под снегом, то весной, когда сделалась оттепель, они стали гнить и произвели эпидемию, которая опустошила те губернии, через которые неприятель отступал.

Пехотинцы страдали от голода и холода. Число трупов увеличивалось множеством французских офицеров и солдат, более похожих на тени, нежели на живых людей, которые брели в сильнейшие морозы, голые, босые, среди отошедших своих товарищей и к ним по пути валились. На редком из них были мундиры, большей частью они покрывались, чем попало. У многих были на головах ранцы, вместо шапок, у иных оставались кирасирские каски с длинными конскими хвостами; сами же кирасиры были голые и накрывались рогожей или обвивались соломой».

Е.Тарле: «Конечно, коренной из всех его (Наполеона) ошибок была ошибка, происшедшая из неполного незнания и непонимания русского народа. Не только он, но и буквально никто в Европе не предвидел, до каких высот героизма способен подняться русский народ, когда дело идёт о защите родины… Никто не предвидел, что русские крестьяне обратят весь центр своей страны в сплошную выжженную пустыню, но ни за что не покорятся завоевателю. Всё это Наполеон узнал слишком поздно.»

Группы презентуют результаты своей работы. (регламент – 2-3 минуты)

ОЗВУЧИВАЕТ №4

Рефлексия. Использование структуры ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН  (Think-Write-Round Robin)

Найдите в тексте все ошибки.

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через Днепр, втор­глась в пределы России. Русская армия насчиты­вала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — М. И. Кутузова. Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск. Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране всеобщей воинской обязанности. Русские армии смогли соединиться только под Калугой в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то вре­мя пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногла­сия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандую­щим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, 17 сен­тября. И сразу же началась подготовка к гене­ральному сражению».

Ошибки:

1. р. Днепр - р. Неман

2. М.И.Кутузов – А.П.Тормасов

3. О введении всеобщей воинской обязанности - с призывом собирать народное ополчение

4. Соединиться под Калугой – под Смоленском

5. М.И.Кутузов прибыл в ставку 17 сентября – 17 августа

Рефлексия

«Закончи фразу»:

- Сегодняшний урок позволил мне…..

- На уроке я работал …..

-Мне захотелось…..

- С урока я ухожу с ………..настроением

Заполнение листа самооценки групп

Домашнее задание:

Напишите рассуждение по высказыванию Пушкина.

«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай,

Зима иль русский Бог?» (А.С. Пушкин)

Спасибо за урок

Просмотр содержимого презентации
«Отечественная война 1812 года»

Проверка домашнего задания  по теме: Внешняя политика России 1801-1812гг.   I – II – III – IV – 1806-1807 гг/война с Францией/Александр I /Тильзитский мир 1808-1809/Война со Щвецией/Барклай де Толли/Присоединение Финляндии 1806-1812/ Русско-турецкая война/Кутузов/Присоединение Бессарабии 1804-1813/Война с Ираном/Котляревский/ признание за Россией Грузии, Дагестана, Мингрелии

Проверка домашнего задания по теме: Внешняя политика России 1801-1812гг.

I –

II –

III –

IV –

1806-1807 гг/война с Францией/Александр I /Тильзитский мир

1808-1809/Война со Щвецией/Барклай де Толли/Присоединение Финляндии

1806-1812/ Русско-турецкая война/Кутузов/Присоединение Бессарабии

1804-1813/Война с Ираном/Котляревский/ признание за Россией Грузии, Дагестана, Мингрелии

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Бородино»

ПЛАН: 1.Причины войны 2. Соотношение сил 3.Основные события 4. Итоги и значение войны

ПЛАН:

1.Причины войны

2. Соотношение сил

3.Основные события

4. Итоги и значение войны

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ: 1. Фактический отказ России от участия в континентальной блокаде из-за понесённого ущерба внешней торговли. 2. Неудачная попытка Наполеона свататься к сестре российского императора. 3. Поддержка Наполеоном стремления поляков к возрождению своего государства, что не устраивало Россию. 4. Стремление Наполеона к мировому господству. Единственным препятствием для осуществления этого плана оставалась Россия.

ПРИЧИНЫ ВОЙНЫ:

1. Фактический отказ России от участия в континентальной блокаде из-за понесённого ущерба внешней торговли.

2. Неудачная попытка Наполеона свататься к сестре российского императора.

3. Поддержка Наполеоном стремления поляков к возрождению своего государства, что не устраивало Россию.

4. Стремление Наполеона к мировому господству. Единственным препятствием для осуществления этого плана оставалась Россия.

Работа с документами: Прибытие М.И.Кутузова в ставку русской армии Царёве Займище 17 августа 1812 года Бородинское сражение 26 августа 1812 года Бегство французской армии из России

Работа с документами:

Прибытие М.И.Кутузова в ставку русской армии Царёве Займище

17 августа 1812 года

Бородинское сражение 26 августа 1812 года

Бегство французской армии из России

Найдите в тексте все ошибки:

«12 июня 1812 г. «Великая армия» Наполеона (640 тысяч человек), переправившись через , вторглась в пределы России. Русская армия насчитывала 590 тысяч человек, но выставить оказалось возможным только немногим более 200 тысяч. Русские войска были разделены на три отдельные армии: одна под командованием М. Б. Барклая-де-Толли, другая — П. И. Багратиона, третья — . Французская армия продвигалась очень быстро, а российская армия вынуждена была отступать для того, чтобы соединить разрознен­ные силы. Численное превосходство противника ставило вопрос о срочном пополнении войск.

Однако принцип рекрутской комплектации армии давал медленные результаты. И Александр І решился на необычный шаг. 6 июля он издал манифест о введении в стране . Русские армии смогли соединиться только под в конце июля. Общее руководство взял на себя Барклай-де-Толли, занимавший в то время пост военного министра. Хороший стратег и мужественный воин, он был молчалив» замкнут. В армии его не любили. Начались его разногласия с генералами, прежде всего с Багратионом. Эти споры считают главной причиной того, что Калугу не сумели удержать. В этой ситуации Александр I решил назначить главнокомандующим М. И. Кутузова, который прибыл в ставку армии, расположенную в Цареве Займище, . И сразу же началась подготовка к генеральному сражению».

Днепр

М. И. Кутузова

всеобщей воинской обязанности

Калугой

17 сентября

«Закончи фразу»:

«Закончи фразу»:

  • Сегодняшний урок позволил мне…..
  • На уроке я работал …..
  • Мне захотелось…..
  • С урока я ухожу с ………..настроением
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: §4.Письменно в тетради Напишите рассуждение по высказыванию: «Гроза двенадцатого года настала- Кто тут нам помог? Остервенение народа, Барклай, Зима иль русский Бог?» (А.С. Пушкин)

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ:

§4.Письменно в тетради

Напишите рассуждение по высказыванию:

«Гроза двенадцатого года настала-

Кто тут нам помог?

Остервенение народа, Барклай,

Зима иль русский Бог?» (А.С. Пушкин)


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!