Конспект урока по теме: «Мировой океан и его части»
6 класс (в соответствии с требованиями ООО ФГОС)
Разработала учитель географии МБОУ СОШ №41 г.Брянска
Кожухова А.А.
Тема урока: «Мировой океан и его части»
Цель: сформировать общее представление о Мировом океане и его основных частях.
Задачи.
Образовательные: содействовать формированию понятий: «Мировой океан», «море», «залив», «пролив», «остров», «полуостров», «архипелаг», «материк».
Развивающие: продолжить формирование обобщённого приёма определения географического положения объекта и обозначения его на контурной карте, продолжить обучение работе с различными источниками географической информации (карты атласа, учебник), формировать умение выделять главное из текста.
Воспитательные: воспитывать интерес к познанию окружающего мира, формировать географическую культуру, эстетическое восприятие географических объектов, используя художественные произведения.
Учебно-методическое
обеспечение урока: физическая карта мира, карта океанов, карты атласа, контурные карты, презентация по теме урока, технологические карточки.
Методы обучения: словесный, наглядный, практический, информационный, проблемно-поисковый, контроль и самоконтроль.
Предполагаемые результаты обучения.
Личностные: формирование мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные: умение соотносить свои действия с планируемым результатом, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований.
Предметные: формирование представлений и основополагающих теоретических знаний о целостности и неоднородности Земли в пространстве и во времени, о природных закономерностях, влияющих на жизнедеятельность людей.
Конспект урока
Методы, при-ёмы, средства обучения | Ход урока |
Вводная беседа | I. Подготовка к восприятию Стихи А.С.Пушкина: «Прощай, свободная стихия! В последний раз передо мной Ты катишь волны голубые И блещешь гордою красой. Как друга ропот заунывный, Как зов его в прощальный час, Твой грустный шум, твой шум призывный Услышал я в последний раз…» О какой стихии идёт речь в приведённом стихотворении? Какую часть поверхности Земли занимает гидросфера? Какая часть гидросферы самая большая? |
Повествовательный рассказ с элементами беседы Демонстрация на физической карте мира Демонстрация на физической карте мира | II. Изучение нового материала. Мировой океан (МО) – самая большая часть гидросферы. – Как вы думаете, почему четыре океана объединили в один? + Из любой точки МО можно попасть в любую другую его точку не пересекая сушу. В МО находятся огромные участки суши – материки и относительно небольшие – острова. Остров – небольшой участок суши, со всех сторон окружённый водой. Задание 1 из учебной карты. – А чем же являются географические объекты: Камчатка, Индостан, Новая Зеландия? + Камчатка, Индостан – выступающие в море или океан части материка, такие объекты называются – полуостровами. Новая Зеландия – два острова, расположенных близко др. к др., такие острова называют – архипелагом. (Из учебника стр. 74 выпиши определения полуострова и архипелага). |
Повествовательный рассказ переходящий в описательный с демонстрацией слайдов | Описательная характеристика океанов (см. приложение 1). |
Демонстрация на физической карте мира или океанов Демонстрация на физической карте мира или океанов | В пределах каждого океана выделяются моря и заливы. Море – часть океана, отделённая от него островами или полуостровами, и отличающаяся свойствами воды, обитателями. В зависимости от положения по отношению к материку моря различают внутренние и окраинные. Внутреннее море – окружёно со всех сторон сушей и соединяется с МО через пролив или другое море. Окраинное – море, находящееся на окраине континента. Задание 2 из учебной карты. – Какими морями являются Карское, Охотское, Японское моря? + Данные моря – окраинные, т. к. имеют свободную связь с океаном, и находятся на окраине материка. Залив – часть моря или океана, вдающаяся в сушу. Пролив – узкое водное пространство, ограниченное с двух сторон берегами суши. Самый широкий на Земле – пролив Дрейка – соединяет Тихий и Атлантический океаны (≈ 1000 км). Гибралтарский пролив, соединяющий Средиземное море с Атлантическим океаном, в самом узком месте ≤ 14 км. – Найдите на карте Бискайский и Бенгальский заливы, Берингов и Магелланов поливы. |
Описательный рассказ с демонстрацией слайдов | Саргассово море – море без берегов, его границы образованы океаническими течениями. – Откуда появилось название этого моря? |
Демонстрация на физической карте мира или океанов с использованием игрового момента | – Как описывать географическое положение моря? Работа по картам атласа. Образец даёт учитель, для закрепления умения описания географического положения моря, применить игру «Повтори предложение по теме и добавь своё». |
Д/з: § 20 стр. 74 – 76 (учебник Т.П. Герасимовой, Н.П. Неклюковой «География. Начальный курс»-6) , задание 4 стр. 78 выполнить на к/карте.
Приложение 1
Материки и о-ва делят МО на четыре части – четыре океана.
Самый большой из них – Тихий. Его площадь составляет почти половину площади МО, это более трети поверхности Земли, больше площади всей суши. Поэтому Тихий океан называют ещё – Великий.
В ТО множество о-вов, большая часть которых находятся в центральной его части и по окраинам, особенно на востоке и западе океана. О-ва центральной и ю-з частей объединяют в своеобразную часть Света – Океанию. Их там очень много – около 10 тыс., общей площадью 1 млн. кВ. км. Большинство из них сгруппированы в архипелаги. Около 80% площади Океании занимают Новая Гвинея (второй по величине о-в Земли) и Новая Зеландия.
Большинство о-вов Океании – гористые, преимущественно вулканического происхождения, низменные, преимущественно коралловые (атоллы).
Высочайшая вершина Океании находится на о-ве Новая Гвинея, где на склоне г.Джая расположен ледник, спускающийся в субтропический лес.
Атлантический океан занимает второе место по площади. Протяжённость его с севера на юг почти такая же, как у Тихого, а с запада на восток гораздо меньше.
Индийский океан меньше Атлантического, однако на занимаемой им площади могу свободно разместиться обе Америки и Африка. Этот океан, в основном, находится в южном полушарии.
Северный Ледовитый океан – самый маленький, в 14 раз меньше Тихого. Располагается на самом севере планеты, поэтому получается, что все берега у него южные, и он пересекается всеми меридианами Земли.
Некоторые учёные предлагают выделять ещё Южный океан, омывающий Антарктиду. Северную его границу они проводят по линии, соединяющей южные точки Африки, Южной Америки и о-ва Тасмания.
Границы океанов совпадают с берегами материков и островов. Однако там, где океаны свободно сообщаются, между ними нет чётких границ. Границы между тремя океанами в южном полушарии условно проводят по меридианам от крайних точек Африки, Южной Америки и о-ва Тасмания – к Антарктиде.
Приложение 2
Учебная карта
Задания | Ориентировочные признаки | Алгоритм | Формы записи |
1. Из нижеприведён-ных географических объектов выбери острова: Гренландия Камчатка Индостан Мадагаскар Новая Зеландия | Остров: 1. Небольшой учас-ток суши. 2. Окружён со всех сторон водой. | 1. Найди на физической карте мира указанный объект. 2. Укажи для каждого признака знаком «+» - наличие признака, знаком «-» - отсутствие признака, знаком «?» - невозможность определить ответ. | Гренландия 1 2 | Камчатка 1 2 | Индостан 1 2 | Мадагаскар 1 2 | Новая Зеландия 1 2 |
2. Из нижеприведён-ных морей выбери внутреннее: Красное Карское Охотское Балтийское Японское | Внутреннее море: 1. Со всех сторон окружено сушей. 2. Связано с океа-ном через про-лив или другое море. | 1. Найди на физической карте мира указанные моря. 2. Укажи для каждого признака знаком «+» - наличие признака, знаком «-» - отсутствие признака, знаком «?» - невозможность определить ответ. | Красное море 1 2 | Карское море 1 2 | Охотское море 1 2 | Балтийское море 1 2 | Японское море 1 2 |