СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Мировой океан и его части"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Разработка урока по теме мировой океан и его части.Применялся на открытом уроке.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Мировой океан и его части"»

Конспект урока по географии в 6 классе

Тема урока «Мировой океан и его части»

Цель: формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Задачи урока:

Образовательные: формировать у учащихся представление о водной оболочке Земли, распределении на Земле её составных частей. Создать общее представление о своеобразии, неповторимости планеты Земля.

Развивающие: продолжить работу по формированию навыков у учащихся работать с учебником, печатным материалом, ПК. Развивать умения логически мыслить и лаконично излагать свои суждения, развить навыки самостоятельного поиска необходимой информации.

Воспитательные: воспитывать чувство интереса к открытиям на уроке, самооценки, самоконтроля и дисциплины. Привлечь учащихся к активной познавательной деятельности.

Тип урока: комбинированный

Основные методы обучения: частично-поисковый, практический.

Формы организации учебно-познавательной деятельности: фронтальная, групповая.

Оборудование: карта полушарий, атласы, рабочие тетради, презентация по теме урока, проектор, компьютер, учебник Т.П. Герасимовой: Начальный курс географии (6 класс)

Структура урока.

  1. Организационный этап.

  2. Актуализация знаний

  3. Проверка д/з

  4. Изучение нового материала.

  5. Закрепление.

  6. Оценивание знаний учащихся.

  7. Рефлексия.

  8. Домашнее задание.

Ход урока



п/п

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап

Слайд №1.(Приложение №1)

Иллюстрация океана

1.Приветствие, психологический настрой.

-Здравствуйте, ребята.

Я рада приветствовать вас.

- Я желаю вам плодотворной работы. Думаю, что сегодня урок позволит вам подняться на ступеньку выше. Успехов вам и удач!

2.Проверка готовности учащихся к уроку.

-Проверьте все ли лежит у вас на столе: учебник, тетрадь, атлас, рабочая тетрадь.






Приветствуют учителя.









Проверяют готовность к уроку.

2

Актуализация знаний


- Для того чтобы перейти к изучению новой темы, мы должны проверить, на сколько хорошо вы знакомы с уже изученным материалом по гидросфере. Откройте домашний параграф, повторите.


Восстанавливают-ся знания, необходимые для повторения темы прошлого урока.


Повторяют домашний параграф.

3

Проверка д/з


- Ребята, что мы изучали на прошлом уроке?

Слайд №2.

Вашему вниманию предлагается несколько вопросов, на которые следует дать ответы.

1. Водная оболочка Земли:

  • Атмосфера.

  • Литосфера.

  • Гидросфера.

  • Биосфера.

2. Пресными водами гидросферы являются:

  • Воды Мирового океана.

  • Внутренние воды суши.

3. Запасы пресных вод на суше постоянно возобновляются благодаря:

  • Круговороту воды в природе.

  • Выветриванию.

  • Океаническим течениям.

  • Приливным явлениям.

  • Землетрясениям.

4. Вода на суше может находиться в следующем состоянии:

  • Только в жидком.

  • В жидком и твёрдом.

5. Вода гидросферы может находиться:

  • Только в жидком состоянии.

  • В жидком, твёрдом состоянии.

  • В жидком, твёрдом, газообразном состоянии.

6. Поставщиком пресной воды на суше является:

  • Ветер.

  • Мировой океан.

  • Осадки.

По завершении работы производится самоконтроль (ключ и критерии оценок проецируются на экран). Слайд №3.

Ключ: 1.Гидросфера; 2.Внутренние воды суши; 3.Круговороту воды в природе; 4. В жидком и твёрдом; 5. В жидком, твёрдом, газообразном состоянии; 6. Мировой океан

Критерии оценок:

6 правильных ответов – «5»;

4 - 5 – «4»;

3 - «3»;

менее 3 – «2»

Отвечают на вопрос (Гидросферу).






























Отвечают на вопросы теста письменно в тетради.












Дети самостоятельно проверяют выполненную работу и ставят себе оценку.

4

Изучение нового материала


-Ребята посмотрите картины замечательного русского художника - мариниста.

Слайды №4 -8. Фоном звучит шум моря.

-Ребята скажите, что общего изображено на картинах?

Кто может назвать автора этих картин?









-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?



-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока?

Запишите дату и тему урока в тетрадь.

Слайд №9

- Вы правы.

Слайд №10

Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях.

Слайд №11

Звучит шум моря. (Приложение№2)

Учитель читает эпиграф к уроку:

«Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному.

Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны».

Жюль Верн

- Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана.

Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан?

-Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. Слайд №12

(Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось)

-Найдите в учебнике на стр.71 определение Мирового океана .

- Какова площадь земного шара?

- На Мировой океан

приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) Слайд №13

-Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана.

Океаны и их границы.

- Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан).

- Океаны – самые крупные части Мирового океана.

- Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек.


Показываю по карте границы океанов.

-Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира.

- Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут 2 ученика вашего класса: Попкович Яна и Соколов Паша. Они подготовили информацию об океанах. Давайте их послушаем.

(Приложение №3)

Моря.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №14

Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь о берег бьется,
Из него вода не пьется,

Потому что не вкусна –
И горька, и солона.

-Найдите в учебнике на стр.72 определение моря.

-Запишите в тетрадь определение моря.













- Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря.

- По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей).

Слайд №15

Выполните задание, представленное на слайде

Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь.

Слайд №16

Он у моря – как язык,
Он берега лизать привык,
И пляж в часы разлива
Он вылизал на диво.

- Правильно, в Мировом океане есть еще заливы.

- Найдите в учебнике на стр.72 определение залива

-Запишите в тетрадь определения залива.



- Сейчас найдите на карте атласа с.18-19 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.)

- Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического).

-Найдите еще 2 залива. Частью, какого океана они являются?

Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №17

Он ведет из моря в море
Не широк – всего верста
И в нем, как в школьном коридоре,
И шум, и звон, и теснота.

- Найдите в учебнике на стр.73 определение пролива

-Запишите в тетрадь определения пролива.







Слайд 27)

- Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов.

-Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются.

- Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким.

- Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар.

-Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют?)

Затеняю компьютерный экран.

Физкультминутка:

Встаньте рядом со своим стулом.

Закройте глаза, посчитайте до 5.

Откройте глаза, найдите перед собой самую дальнюю точку, посмотрите на неё и сосчитайте до 5.

А над морем чайки кружат,
Полетим за ними дружно.
Брызги пены, шум прибоя, 
А над морем - мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее загребай
И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно 
Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Сядьте, дети на песок, 
Продолжаем наш урок

(садятся за парты)

- Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана?

Слайд №18 -19

- Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км.

Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей. Давайте с ними познакомимся. Это материки, полуострова, острова, архипелаги. Материки – огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окружённые водой. – Какие материки вы знаете? Покажите их на карте.

– А знаете ли вы материки? Продолжите предложения: « Самый большой материк – это……» «Самый маленький материк – это…….» «Самый жаркий материк – это…..» «Самый холодный материк – это….»

– Кроме материков, участками суши являются полуострова. Чем они отличаются от материков?

( Полуостров – это часть суши, окружённая с трёх сторон водой. Например: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида).

-Найдите на карте перечисленные полуострова. – Также участками суши являются острова. Чем они отличаются от материков? От островов? (Остров – это часть суши, окружённая со всех сторон водой. Например: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания).

-Найдите на карте перечисленные острова. Выделяют части океана и островные архипелаги. Архипелаг – это группа остров, находящихся близко друг от друга. Н-р: Канадский Арктический архипелаг.

Анализируют слайды





-На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море.

Автор этих картин -

И.К.Айвазовский.

Сегодня на уроке мы будем изучать моря.


«Мировой океан и его части»


Открывают тетради и записывают дату и тему урока.























Его нет.


















дети читают определение


510 млн.кв.км.






Записывают сведения о Мировом океане полученные от учителя.

















































Открывают карту океанов в атласе и находят океаны.













Ребята дают характеристику каждому из океанов, показывают их на карте полушарий, делают выводы.













Отгадывают загадку (Море)





дети читают определение.

(Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.)

Записывают определение в тетрадь.























Выполняют задание.











Отгадывают загадку

(Залив)







дети читают определение.

(Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана).

Записывают определение в тетрадь.







Работают с картой атласа, находят заливы.









Отгадывают загадку

(Пролив)

дети читают определение.

(Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана)





























Работают с картой атласа, находят проливы






















Выполняют упражнения















Отвечают на вопрос (Сушу)







































Называют материки, находят их на карте.





Отвечают на вопросы, заканчивают предложения.

































Находят на карте полуострова. Отвечают на вопрос.























Находят перечисленные острова.







Находят архипелаг на карте атласа.




5

Закрепление изученного материала

Слайд №20

По заданию необходимо совершить воображаемое морское путешествие из Токио в Лондон и перечислить все части Мирового океана, которые вы при этом пересечёте.

Даю 1-2 минуты на выполнение работы.

Проверяю задание (спрашиваю с места одного ученика)

Выполняют задание.

6

Оценивание знаний учащихся


Молодцы! Вы очень активно вели себя на уроке! Надеюсь, урок вам понравился и информация, полученная на уроке запомнилась. На следующем уроке я соберу тетради и проверю выполнение и правильность самопроверки ваших сегодняшних тестовых работ по теме гидросфера. Наши экскурсоводы получают 5 за подготовленную к уроку и информацию. Также ставлю оценки за ответы на уроке.


7

Рефлексия


Итак, наш урок подходит к концу. Нам необходимо подвести итог. Справились ли мы с теми задачами, которые поставили в начале урока?


Подводят итог урока вместе с учителем.

8

Дом.задание

Слайд №21

Откройте дневники, спишите с доски домашнее задание

Открывают дневники, записывают домашнее задание, подают дневники, те, кто получил за урок отметки.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!