4 | Изучение нового материала | -Ребята посмотрите картины замечательного русского художника - мариниста. Слайды №4 -8. Фоном звучит шум моря. -Ребята скажите, что общего изображено на картинах? Кто может назвать автора этих картин?
-Как вы думаете, что мы будем изучать на уроке?
-Моря – это часть Мирового океана, а следовательно, как будет звучать тема нашего урока? Запишите дату и тему урока в тетрадь. Слайд №9 - Вы правы. Слайд №10 Сегодня цель нашего урока является формирование представления о Мировом океане, его составных частях. Слайд №11 Звучит шум моря. (Приложение№2) Учитель читает эпиграф к уроку: «Встречаясь с морем, Вы совершите удивительное путешествие в страну чудес: смена впечатлений взволнует Ваше воображение. Вы не устанете изумляться увиденному. Доверьтесь океану и он раскроет перед вами свои тайны». Жюль Верн - Сегодня мы приступим к изучению самой большой части гидросферы - Мирового океана. Откройте в атласе карту океанов стр. 18-19), найдите, где находится Мировой океан? -Да, Мировой океан - это совокупность всех океанов. Слайд №12 (Название «океан» происходит от имени мифической реки Океан, которая по представлениям вавилонян и египтян омывала плоский диск суши. По мере накопления географических знаний стало ясно, что материки омывает не река, но название «Океан» сохранилось) -Найдите в учебнике на стр.71 определение Мирового океана . - Какова площадь земного шара? - На Мировой океан приходится 362 млн.кв.км. (3/4 поверхности Земли) Слайд №13 -Запишите в тетрадь определение и площадь Мирового океана. Океаны и их границы. - Из-за того, что на Земле находится почти вся вода солнечной системы, ее называют водной планетой. Эта вода заполняет 4 огромные впадины, образуя 4 океана: Тихий, Атлантический, Индийский и Северный Ледовитый. Благодаря им, Мировой океан в настоящее время, принято делить на 4 части (но некоторые ученые выделяют 5-ый - Южный океан). - Океаны – самые крупные части Мирового океана. - Границы океанов проводят по материкам и островам, а в водных просторах условно по меридианам от крайних южных точек. Показываю по карте границы океанов. -Найдите океаны на карте океанов в атласе и покажите их на карте мира. - Ребята, сегодня на нашем уроке учителями-экскурсоводами будут 2 ученика вашего класса: Попкович Яна и Соколов Паша. Они подготовили информацию об океанах. Давайте их послушаем. (Приложение №3) Моря.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №14 Шириною широко, Глубиною глубоко, День и ночь о берег бьется, Из него вода не пьется, Потому что не вкусна – И горька, и солона. -Найдите в учебнике на стр.72 определение моря. -Запишите в тетрадь определение моря. - Во всех океанах есть моря. На Земле 54 моря. - По местоположению выделяют группы морей: Окраинные (Береговая линия менее извилистая, оно открыто к океану своими водами) и Внутренние (Береговая линия моря очень извилистая, оно окружено сушей). Слайд №15 Выполните задание, представленное на слайде Заливы.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №16 Он у моря – как язык, Он берега лизать привык, И пляж в часы разлива Он вылизал на диво. - Правильно, в Мировом океане есть еще заливы. - Найдите в учебнике на стр.72 определение залива -Запишите в тетрадь определения залива. - Сейчас найдите на карте атласа с.18-19 самые крупные заливы на земной поверхности (это – Гудзонов, Бенгальский, Мексиканский заливы.) - Скажите, частью какого океана они являются. (Северного Ледовитого, Индийского, Атлантического). -Найдите еще 2 залива. Частью, какого океана они являются? Проливы.-Определите, о какой части океана идет речь. Слайд №17 Он ведет из моря в море Не широк – всего верста И в нем, как в школьном коридоре, И шум, и звон, и теснота. - Найдите в учебнике на стр.73 определение пролива -Запишите в тетрадь определения пролива. Слайд 27) - Такая часть Мирового океана как пролив играет очень важную роль для мореплавателей. Например, в далёком 16 веке великий путешественник Фернан Магеллан открыл путь из Атлантического в Тихий океан, пролив был назван в его честь – Магелланов пролив. Найдите его на карте океанов. -Части Мирового океана соединяются между собой проливами, а части суши- разделяются. - Найдите на карте атласа пролив, который соединяет Тихий и Атлантический океан, его ширина 1120 км, он называется пролив Дрейка и является самым широким. - Найдите на карте атласа самый длинный пролив – Мозамбикский – 1760 км. , он разделяет Африку и о. Мадагаскар. -Найдите еще 2 пролива (какие части суши они разделяют, какие части Мирового океана соединяют?) Затеняю компьютерный экран. Физкультминутка: Встаньте рядом со своим стулом. Закройте глаза, посчитайте до 5. Откройте глаза, найдите перед собой самую дальнюю точку, посмотрите на неё и сосчитайте до 5. А над морем чайки кружат, Полетим за ними дружно. Брызги пены, шум прибоя, А над морем - мы с тобою! (машут руками) Мы теперь плывем по морю И резвимся на просторе. Веселее загребай И дельфинов догоняй. (плавательные движения руками) Поглядите: чайки важно Ходят по морскому пляжу. (ходьба на месте) Сядьте, дети на песок, Продолжаем наш урок (садятся за парты) - Ребята, а кроме водных объектов, что еще можно увидеть в водах Мирового океана? Слайд №18 -19 - Вы заметили, что кроме огромных водных пространств, на поверхности Земли есть ещё и суша, на которую приходится 149 млн.кв.км. Суша в Мировом океане тоже состоит из нескольких частей. Давайте с ними познакомимся. Это материки, полуострова, острова, архипелаги. Материки – огромные участки суши, со всех сторон или почти со всех сторон окружённые водой. – Какие материки вы знаете? Покажите их на карте. – А знаете ли вы материки? Продолжите предложения: « Самый большой материк – это……» «Самый маленький материк – это…….» «Самый жаркий материк – это…..» «Самый холодный материк – это….» – Кроме материков, участками суши являются полуострова. Чем они отличаются от материков? ( Полуостров – это часть суши, окружённая с трёх сторон водой. Например: Аравийский, Индокитай, Индостан, Калифорния, Камчатка, Лабрадор, Скандинавский, Сомали, Таймыр, Флорида). -Найдите на карте перечисленные полуострова. – Также участками суши являются острова. Чем они отличаются от материков? От островов? (Остров – это часть суши, окружённая со всех сторон водой. Например: Великобритания, Гренландия, Исландия, Калимантан, Мадагаскар, Новая Гвинея, Новая Зеландия, Огненная Земля, Сахалин, Тасмания). -Найдите на карте перечисленные острова. Выделяют части океана и островные архипелаги. Архипелаг – это группа остров, находящихся близко друг от друга. Н-р: Канадский Арктический архипелаг. | Анализируют слайды
-На всех картинах, которые мы посмотрели, изображено море. Автор этих картин - И.К.Айвазовский. Сегодня на уроке мы будем изучать моря. «Мировой океан и его части» Открывают тетради и записывают дату и тему урока. Его нет. дети читают определение 510 млн.кв.км. Записывают сведения о Мировом океане полученные от учителя.
Открывают карту океанов в атласе и находят океаны.
Ребята дают характеристику каждому из океанов, показывают их на карте полушарий, делают выводы.
Отгадывают загадку (Море)
дети читают определение. (Море – часть океана, отделенная от него островами или полуостровами или подводными поднятиями дна, отличающиеся от океана свойствами воды, обитателями.) Записывают определение в тетрадь.
Выполняют задание.
Отгадывают загадку (Залив)
дети читают определение. (Залив – часть океана, вдающаяся в сушу, но свободно сообщается с водами океана). Записывают определение в тетрадь.
Работают с картой атласа, находят заливы.
Отгадывают загадку (Пролив) дети читают определение. (Проливы – относительно узкая часть океана или моря, разделяющая два участка суши и соединяющая части Мирового океана) Работают с картой атласа, находят проливы Выполняют упражнения Отвечают на вопрос (Сушу)
Называют материки, находят их на карте.
Отвечают на вопросы, заканчивают предложения.
Находят на карте полуострова. Отвечают на вопрос.
Находят перечисленные острова.
Находят архипелаг на карте атласа.
|