План-конспект урока географии в 8 классе (ИК-11) разработан
учителем высшей квалификационной категории
филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»
КГКОУ Вечерняя школа №2
Ненашевой Светланой Васильевной.
Дата проведения: 24.11.2018.
Конспект урока по теме: «Климат России»
с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий, технологии критического мышления.
Цели урока: Определить особенности климата, климатообразующие факторы. Рассмотреть влияние географического положения на климат России. Познакомиться с солнечной радиацией и ее видами. Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России. Сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Выяснить, как влияют на климат: рельеф, океаны и моря, океанические течения. Познакомить учащихся с основными климатическими поясами и областями России. Формировать умение работать с климатической картой, анализировать климатические диаграммы. Воспитывать убеждённость в необходимости грамотного отношения к своему здоровью
Задачи урока:
учебные: Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умение работать с таблицами, справочными материалами. Развивать мышление, умение делать логические выводы.
развивающие: развивать способность к догадке, творческие способности; развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,
воспитательные: содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Развивать интерес к предмету и процессу познания.
Основное содержание: климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Карта климатических поясов и областей России. Климатическая диаграмма. Климат своего региона. Солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Способы действия учащихся: проанализировать карту «Климатические пояса и области России» и климатические диаграммы, работать с контурной картой. Составить прогноз погоды.
Ценностный компонент урока: разнообразие климатов России. Значимость солнечного излучения для жизни на Земле.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карта «Климатические пояса и области России».
Ход урока.
I.Организационный этап. Следим за правильной осанкой!
2. Проверка изученного материала проводится в виде фронтального опроса и работы у карты. Что такое климат, каковы основные показатели климата, какие факторы влияют на формирование климата, как географическое положение территории определяет особенности климата.
3.Изучение нового материала проводится в виде самостоятельной работы по плану, который предложен учащимся, с последующим обсуждением результатов.
А) Особенности климата России.
Задания:
Используя текст учебника, закончить предложения:
Климат России … и сложен. Причина: огромная …, большая … с … на … и с … на восток.
На территории России четко прослеживается …
Главные особенности климата …..
Самоконтроль по слайду 2.
Б). Климатообразующие факторы.
Задания:
Начертить схему «Климатообразующие факторы»
Перечислить показатели, характеризующие климатические условия.
Самоконтроль по слайду 3
В). Рассмотреть влияние географического положения на климат России. Познакомиться с солнечной радиацией и ее видами. Слайды 4- 6.
Задания:
Что такое солнечная радиация (Р)?
На рисунке обозначить виды Р.
Какой вид Р. определяет t воздуха? .
Какие причины влияют на количество солнечной радиации?
Как влияет подстилающая поверхность на солнечную радиацию?
Учитель на доске, а учащиеся в тетради вычерчивают схему.
Г). Научиться читать карту «Суммарной солнечной радиации
Задания:
В каких единицах измеряется Р.?
Как показана Р. на карте? .
Каким образом изменяется Р. на территории страны?
Самоконтроль слайд 7.
Д). Рассмотреть влияние других климатообразующих факторов на климат России:
Задания:
Кратко записать:
Какое влияние оказывает на климат рельеф?
Какое влияние оказывают моря и океаны?
Какие течения влияют на климат России?
Самоконтроль по ответам. Слайд 8-10
Физкультпауза (повороты туловища, упражнения для глаз и т.д.).
Е). Климатические пояса России.
Вначале на основе фрагмента текста «Проанализируем карту климатических поясов России» (с. 101—102 учебника) и карты (рис. 45 на с. 102 учебника) учащиеся устанавливают, какие климатические пояса и области характерны для нашей страны. Названия климатических поясов и характеристику их климата учащиеся записывают в тетради.
Климатические особенности страны выявляются на основе изучения фрагмента текста «Дадим оценку климатических особенностей России» (с. 102—103 учебника) и анализа таблицы «Климатические пояса и типы климата в России» (с. 104 учебника).
Далее учитель задает вопросы: «Как определить тип климата по климатограмме? Какие особенности характерны для климата Мурманска, о. Котельный, Москвы, Тобольска, Якутска, Владивостока, Сочи? Можете ли вы провести аналогию и определить, какая из климатограмм наиболее точно отражает климатические особенности вашего населенного пункта? Почему вы сделали такой вывод?»
Ж).Что такое циркуляция атмосферы? Что называется воздушными массами? Какими свойствами они обладают?
Учитель рассказывает о воздушных массах, господствующих над территорией России, и об их свойствах. Он обращает внимание учащихся на то, что воздушные массы находятся в постоянном движении, а их свойства зависят от той поверхности, где они формируются. Особое внимание он уделяет западному переносу воздушных масс. Учитель на доске, а учащиеся в тетради вычерчивают схему.
Учитель предлагает школьникам дополнить схему информацией о свойствах этих воздушных масс и районах их формирования. Далее обсуждается вопрос: как воздушные массы сменяют друг друга? Учащиеся читают фрагмент текста на с. 91 учебника и анализируют рисунок 36, после чего делают вывод о влиянии соседних территорий на климат России.
Затем учитель переходит к объяснению понятия атмосферный фронт — переходная зона между двумя разнородными воздушными массами. Учащиеся изучают рисунки 37 и 38 на с. 92 учебника и объясняют, как изменяется погода при вторжении холодного и теплого фронтов. Результат изучения текста «Что происходит на границах воздушных масс?» и рисунков оформляется в виде схемы.
Учитель объясняет, что с атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.
4. Этап проверки усвоения материала - учащиеся отвечают на вопросы (слайд) и выполняют тест слайд 12.
1. Объясните, как отразится на климате господство над территорией устойчивого антициклона.
2. Расскажите об атмосферных фронтах.
3. При каких условиях образуется:
а) холодный фронт;
б) теплый фронт?
4. Установите соответствие.
1. Холодный фронт. | А. Грозы, сильные ветры. |
2. Теплый фронт. | Б. Холодный воздух движется в сторону теплого. |
| В. Устанавливается теплая погода, идут затяжные дожди. |
| Г. Быстро понижается температура воздуха. |
Почему циклоны приносят пасмурную погоду, а антициклоны — ясную.
Домашнее задание:1) изучить § 18-21; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 8( устно) на с. 100 учебника;
Учебно- методическое обеспечение
1.Учебник: «География. Россия». 8 класс./под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2010
2.Атлас. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.
3. Рабочая тетрадь «География. Россия». 8 класс./под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2013
5.В.А. Кошевой, А.А. Лоджанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа 2002.
Оборудование
Компьютер
Мультимедийный проектор
Электронные пособия:
Электронные диски «Кирилл и Мифодий»
http://festival.1september.ru