СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: «Климат России»

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

план-конспект урока географии в 8 классе "Климат России" - технология критическог мышления.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: «Климат России»»

План-конспект урока географии в 8 классе (ИК-11) разработан

учителем высшей квалификационной категории

филиала «Новоалтайская вечерняя (сменная) общеобразовательная школа»

КГКОУ Вечерняя школа №2

Ненашевой Светланой Васильевной.

Дата проведения: 24.11.2018.


Конспект урока по теме: «Климат России»

с использованием информационно-коммуникационных технологий, элементов здоровьесберегающих технологий, технологии критического мышления.

Цели урока: Определить особенности климата, климатообразующие факторы. Рассмотреть влияние географического положения на климат России. Познакомиться с солнечной радиацией и ее видами. Раскрыть роль атмосферной циркуляции в формировании климата России. Сформировать понятия «воздушные массы», «атмосферный фронт», «циклон», «антициклон». Выяснить, как влияют на климат: рельеф, океаны и моря, океанические течения. Познакомить учащихся с основными климатическими поясами и областями России.  Формировать умение работать с климатической картой, анализировать климатические диаграммы. Воспитывать убеждённость в необходимости грамотного отношения к своему здоровью

Задачи урока:

учебные: Развивать у школьников умение пользоваться опорными знаниями, закрепить умение работать с таблицами, справочными материалами. Развивать мышление, умение делать логические выводы.

развивающие: развивать способность к догадке, творческие способности; развивать у школьников умения ставить цель и планировать свою деятельность,

воспитательные: содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности. Развивать интерес к предмету и процессу познания.

Основное содержание: климатические пояса и типы климата России. Климатические особенности России. Карта климатических поясов и областей России. Климатическая диаграмма. Климат своего региона. Солнечная радиация. Прямая и рассеянная радиация. Суммарная радиация. Поглощенная и отраженная радиация. Радиационный баланс. Поступление солнечной радиации на поверхность Земли. Изменение солнечной радиации по сезонам года.
Способы действия учащихся: проанализировать карту «Климатические пояса и области России» и климатические диаграммы, работать с контурной картой. Составить прогноз погоды.

 Ценностный компонент урока: разнообразие климатов России. Значимость солнечного излучения для жизни на Земле.

Тип урока: изучение нового материала.

Оборудование: Компьютер, проектор, презентация, карта «Климатические пояса и области России».


Ход урока.

I.Организационный этап. Следим за правильной осанкой!

2. Проверка изученного материала проводится в виде фронтального опроса и работы у карты. Что такое климат, каковы основные показатели климата, какие факторы влияют на формирование климата, как географическое положение территории определяет особенности климата.

3.Изучение нового материала проводится в виде самостоятельной работы по плану, который предложен учащимся, с последующим обсуждением результатов.

А) Особенности климата России.

Задания:

  1. Используя текст учебника, закончить предложения:

  • Климат России … и сложен. Причина: огромная …, большая … с … на … и с … на восток.

  • На территории России четко прослеживается …

  • Главные особенности климата …..

Самоконтроль по слайду 2.

Б). Климатообразующие факторы.

Задания:

  1. Начертить схему «Климатообразующие факторы»

  2. Перечислить показатели, характеризующие климатические условия.

Самоконтроль по слайду 3

В). Рассмотреть влияние географического положения на климат России. Познакомиться с солнечной радиацией и ее видами. Слайды 4- 6.

Задания:

  1. Что такое солнечная радиация (Р)?

  2. На рисунке обозначить виды Р.

  3. Какой вид Р. определяет t воздуха? .

  4. Какие причины влияют на количество солнечной радиации?

  5. Как влияет подстилающая поверхность на солнечную радиацию?

Учитель на доске, а учащиеся в тетради вычерчивают схему.

Г). Научиться читать карту «Суммарной солнечной радиации

Задания:

  1. В каких единицах измеряется Р.?

  2. Как показана Р. на карте? .

  3. Каким образом изменяется Р. на территории страны?

Самоконтроль слайд 7.

Д). Рассмотреть влияние других климатообразующих факторов на климат России:

Задания:

  1. Кратко записать:

    • Какое влияние оказывает на климат рельеф?

    • Какое влияние оказывают моря и океаны?

    • Какие течения влияют на климат России?

Самоконтроль по ответам. Слайд 8-10

Физкультпауза (повороты туловища, упражнения для глаз и т.д.).

Е). Климатические пояса России.
      Вначале на основе фрагмента текста «Проанализируем карту климатических поясов России» (с. 101—102 учебника) и карты (рис. 45 на с. 102 учебника) учащиеся устанавливают, какие климатические пояса и области характерны для нашей страны. Названия климатических поясов и характеристику их климата учащиеся записывают в тетради.
      Климатические особенности страны выявляются на основе изучения фрагмента текста «Дадим оценку климатических особенностей России» (с. 102—103 учебника) и анализа таблицы «Климатические пояса и типы климата в России» (с. 104 учебника).
      Далее учитель задает вопросы: «Как определить тип климата по климатограмме? Какие особенности характерны для климата Мурманска, о. Котельный, Москвы, Тобольска, Якутска, Владивостока, Сочи? Можете ли вы провести аналогию и определить, какая из климатограмм наиболее точно отражает климатические особенности вашего населенного пункта? Почему вы сделали такой вывод?»
    Ж).Что такое циркуляция атмосферы? Что называется воздушными массами? Какими свойствами они обладают?
      Учитель рассказывает о воздушных массах, господствующих над территорией России, и об их свойствах. Он обращает внимание учащихся на то, что воздушные массы находятся в постоянном движении, а их свойства зависят от той поверхности, где они формируются. Особое внимание он уделяет западному переносу воздушных масс. Учитель на доске, а учащиеся в тетради вычерчивают схему.

      Учитель предлагает школьникам дополнить схему информацией о свойствах этих воздушных масс и районах их формирования.      Далее обсуждается вопрос: как воздушные массы сменяют друг друга? Учащиеся читают фрагмент текста на с. 91 учебника и анализируют рисунок 36, после чего делают вывод о влиянии соседних территорий на климат России.
      Затем учитель переходит к объяснению понятия атмосферный фронт — переходная зона между двумя разнородными воздушными массами. Учащиеся изучают рисунки 37 и 38 на с. 92 учебника и объясняют, как изменяется погода при вторжении холодного и теплого фронтов. Результат изучения текста «Что происходит на границах воздушных масс?» и рисунков оформляется в виде схемы.

      Учитель объясняет, что с атмосферными фронтами связано развитие циклонов и антициклонов.

4. Этап проверки усвоения материала - учащиеся отвечают на вопросы (слайд) и выполняют тест слайд 12.

1. Объясните, как отразится на климате господство над территорией устойчивого антициклона.
 2. Расскажите об атмосферных фронтах.
 3. При каких условиях образуется:
      а) холодный фронт;
      б) теплый фронт?
 4. Установите соответствие.

      1. Холодный фронт.

А. Грозы, сильные ветры.

      2. Теплый фронт.

Б. Холодный воздух движется в сторону теплого.

 

В. Устанавливается теплая погода, идут затяжные дожди.

 

Г. Быстро понижается температура воздуха.

  1. Почему циклоны приносят пасмурную погоду, а антициклоны — ясную.

  2. Домашнее задание:1) изучить § 18-21; 2) ответить на вопросы и выполнить задания 1—6, 8( устно) на с. 100 учебника;

Учебно- методическое обеспечение

1.Учебник: «География. Россия». 8 класс./под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2010

2.Атлас. География России. Природа. 8 класс. – М.: Дрофа, 2011.

3. Рабочая тетрадь «География. Россия». 8 класс./под ред. А.И. Алексеева – М.: Просвещение, 2013

5.В.А. Кошевой, А.А. Лоджанидзе. Тесты. География 8-9. – М.: Дрофа 2002.

Оборудование

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный проектор


Электронные пособия:

Электронные диски «Кирилл и Мифодий»

    1. http://festival.1september.ru






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!