Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме "Информационные системы"»
Конспект урока на тему: Информационные системы.
Класс 11
УМК Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ: учебник для 11 класса / Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008-2010
Уровень обучения базовый
Тема урока «Информационные системы»
Общее количество часов, отведённое на изучение темы 1
Место урока в системе уроков по теме 1 урок по разделу Информационные системы
Цели урока: Сформировать осознанные и прочные знания об информационных системах и их классификации.
Задачи урока:
ввести понятие информационной системы;
выделение основных классификаций информационных систем;
формирование целостного представления об использовании информационных систем;
определение замкнутой и разомкнутой информационных систем;
формирование умения сравнивать информационные системы;
использование обучающие системы на базе компьютера;
развитие ассоциативной памяти и логического мышления;
обучение приёмам обобщения полученной в наблюдениях информации;
формирование умения обрабатывать и обобщать полученную информацию в результате анализа источников;
развитие умения видеть и формулировать проблему;
формирование компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности;
воспитание информационной культуры через работу с большим объёмом информации;
воспитание интереса к предмету, доброжелательности, умения работать в коллективе.
Планируемые результаты: усвоение изучаемых понятий, умение выделять основные признаки современной информационной системы, овладение навыками систематизации типов информационных систем, умение отбирать учебный материал и планировать его выполнение в ходе самостоятельной работы.
Техническое обеспечение урока: Автоматизированное рабочее место учителя (ПК + мультимедиа проектор), Автоматизированные места учеников (10 ПК ).
Содержание урока
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
№ | Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | Время (в мин.) |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 |
1 | Актуализация знаний по теме информационные модели | 1 | Предлагает выполнить интерактивное практическое задание | Учащиеся выполняя задание повторяют основные понятия связанные с информационным моделированием | 5 |
2 | Сообщение темы, целей и задач урока | | Формулирует тему, цели и задачи урока | Выполняют необходимые записи в тетрадях | 1 |
3 | Введение новой информации | 2 | Вводное слово: Еще в 1960 г. Д.А. Керимов высказал мнение о том, что «автомат, человек и общество имеют совершенно различную природу, но каждый из них представляет сложно организованную систему, некоторые процессы информационного функционирования которой имеют количественную тождественность между собой». Каждая наука определяет информационную систему в узком смысле как объект своего исследования. Только информатика это делает в широком смысле, абстрагируясь от конкретных сфер приложения данных систем. Одной из важнейших прикладных областей информатики является изучение информационных систем. В широком смысле информационной системой можно назвать любую организационную структуру, задача которой состоит в работе с информацией. Учащимся предлагается выполнить работу в группах используя ресурсы сети Интернет (работа в группах): Группа1. Дайте определение информационной системы из ресурса: Информационная система. // http://ru.wikipedia.org/wiki/Информационная_система Группа 2. Найдите определение информационной системы, которое дано в статье 13 Федерального закона РФ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Ресурс: Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». // http://www.rg.ru/2006/07/29/informacia-dok.html Группа 3.. Найдите определение информационной системы из ресурса: Представление об информационной системе // http://km-wiki.ru/index.php?title=Представление_об_информационной_системе На основе выполненной работы делается вывод и формируется понятие информационной системы. Далее ввод новой информации выполняется с использованием презентации Учащимся предлагается выполнить задание в группах Группа 1.). Дать классификацию ИС по техническим средствам. Группа 2. Дать классификацию ИС по назначению. Группа 3. Дать классификацию ИС по сфере применения. (работа с информационным источником 3) Итогом работы является заполненная таблица: Таблица 1 Классификация ИС. | Учащиеся выполняют задание по работе с информацией Делают выводы. Выполняют записи в тетрадях. Заполняют Таблица 1 Классификация ИС. | 5 20 |
4 | Физ. минутка | | | | 2 |
5 | Первичное закрепление нового материала | | Учащимся предлагается выполнить тест «Информационные системы». Тестирование проводится с использованием ресурса www.klyaksa.net | Выполняют тест | 8 |
6 | Подведение итогов урока, рефлексия | | Предлагает учащимся заполнить таблицы. В таблицу включены основные термины и понятия по теме урока. | Заполнение таблицы. В таблицу включены основные термины и понятия по теме урока. Учащиеся ставят в ячейках таблицы знак «+», если материал усвоен, знак «+ −», если материал усвоен не полностью или частично и знак «−», если материал не усвоен. | 2 |
7 | Домашние задание | | Учитель сообщает домашнее задание: Используя Интернет-ресурсы, подготовьте мини доклады. Задание 1. Страховые ИС. Задание 2. ИС в налоговой сфере. Задание 3. . ИС в таможенной деятельности. Задание 4. . Банковские ИС (БИС). | | 2 |
Таблица 1. Классификация ИС.
Классификация ИС | Виды | Краткая характеристика |
по техническим средствам | | |
по назначению | | |
по сфере применения | | |
Таблица рефлексии:
Таблица. Термины и понятия
Термин (понятие) | Степень усвоения | Термин (понятие) | Степень усвоения |
Информационная система | | ИС на базе локальной сети | |
средства поддержки | | ИС на базе глобальных компьютерных сетей | |
классификация ИС | | информационно-поисковые системы (ИПС) | |
разомкнутая ИС | | системы автоматического управления (САУ) | |
замкнутая ИС | | автоматизированные системы управления (АСУ) | |
ИС на одном компьютере | | обучающие системы | |