11 класс. Информатика и ИКТ
Урок № 4 23.09.2016
Тема. Базы данных.
Цель:
Образовательные: Дать понятие базы данных, понятие СУБД, ее назначения и функций. Сформировать умения и навыки в определении понятий, относящимся к базам данных.
Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, памяти; творческой активности учащихся, интереса к предмету.
Воспитательные: Способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, самостоятельности.
Структура
Организационный этап(2 мин).
Актуализация знаний. (5 мин)
Пояснение нового материала (15-20)
Подведение итогов урока (5 мин)
Домашнее задание (3 мин)
Ход урока
І. Организационный этап.
Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих. Сообщение темы, плана и целей урока.
ІІ. Актуализация опорных знаний.
Как информационная система взаимодействует с информационными источниками и потребителями информации?
Что такое клиент – серверная сеть?
Каковы основные функции табличного процессора?
Какие задания по обработке наборов однотипных объектов дает возможность обрабатывать табличный процессор?
ІІІ.Пояснение нового материала.
Мотивация учебной деятельности
Вы уже умеете работать с такими прикладными программами, как системы обработки текстов, графические редакторы, табличные процессоры и т. п. Каждая из этих программ предназначена для решения определенного круга задач, которые трудно (хотя иногда и возможно) реализовать с помощью других средств. Одна из задач, которые очень удобно выполнять в табличном процессоре – это оперирование наборами однотипных объектов, представленных в виде таблиц, например списком учеников класса или расписанием движения транспорта. Вы можете сортировать такие наборы, фильтровать их, вычислять итоговые характеристики, применять функции для автоматизированного отбора данных и т. п. Однако в табличном процессоре данные удобно обрабатывать только в тех таблицах, которые не связаны между собой. А это бывает так далеко не всегда: если, скажем, в одной таблице хранится журнал успеваемости учащихся, а в другой – журнал с результатами медицинского осмотра учащихся того же класса, то эти таблица связаны и выполнить такое задание, как вычисление среднего роста отличников, в табличном процессоре будет проблематично.
Для хранения и обработки нескольких взаимосвязанных наборов однотипных объектов используют другой инструмент – системы управления базами данных, которые являются основным предметом исследования темы «Базы данных»
Объяснение нового материала с последовательным коллективным разбором заданий из электронного пособия, урок№1
Понятие базы данных
База данных (БД) - это структурированная совокупность данных, которые отображают состояние объектов определенной предметной области и связи между ними
Схема определяет какие параметры должны иметь объекты, которые хранятся в базе
Здесь, например, хранятся сведения об имени, фамилии, отчестве и год рождения учителей, а
также о названиях предметов, которые они преподают
Наполнение – это значения параметров конкретных объектов, записанных в базе на текущий момент.
Например: учитель Пилипчук Александр Павлович 1964 г.р. читает математику и информатику,
учитель Шестопалов Евгений Анатольевич 1937 г.р. читает физику
Упражнения электронного урока №1, №2, №3 – коллективное решение
Упражнения электронного урока №4 – коллективное решение
Упражнения электронного урока №5, 6 – коллективное решение
Упражнения электронного урока №7 – коллективное решение
Упражнения электронного урока №8, 9 – коллективное решение
Ребусы: - коллективное решение
Ответы: База, схема
Итоги урока
Вопросы для размышления
1. Могут ли существовать базы данных с одинаковой схемой, но разным наполнением? А с различными схемами, но одинаковым наполнением?
2 *. Есть ли преимуществом использования СУБД для ускорения доступа приложений к данным? Ответ аргументируйте.
Задания для исследований
1. Предположим, что имеются сведения о многоэтажных домах, а именно - об адресах, по которым они расположены, количестве и номерах квартир на каждом этаже, количестве комнат в квартирах, а также об обитателях этих квартир (фамилия, имя, отчество, дата рождения ). Выделите в этой предметной области несколько наборов однотипных объектов и укажите параметры объектов в каждом наборе.
2. Какие еще функции имеет СУБД, кроме тех, которые указаны на рис. 1.2? Найдите нужную информацию в Интернете.
3. Схема БД выглядит, как показано ниже. Для какой предметной области может быть построена такая база данных и как могут называться таблицы в ней? Между любыми объектами в этой базе могут существовать связи, и каков смысл этих связей? Заполните каждую таблицу данными о двух-трех объектах.
V. Домашнее задание. Выполнить задание для исследования в тетрадях. (описание в презентации)
4