СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

План - конспект урока по теме: "Понятие базы данных"

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по теме "Понятие базы данных" является первым при изучении темы "Информационные системы и базы данных"

Цели урока:  Дать понятие базы данных, понятие СУБД, ее назначения и функций. Сформировать умения и навыки в определении понятий, относящимся к базам данных. Способствовать развитию логического мышления, памяти; творческой активности учащихся, интереса к предмету.

Просмотр содержимого документа
«План - конспект урока по теме: "Понятие базы данных"»

11 класс. Информатика и ИКТ

Урок № 4 23.09.2016

Тема.  Базы данных.

Цель:

Образовательные: Дать понятие базы данных, понятие СУБД, ее назначения и функций. Сформировать умения и навыки в определении понятий, относящимся к базам данных.

Развивающие: Способствовать развитию логического мышления, памяти; творческой активности учащихся, интереса к предмету.

Воспитательные: Способствовать воспитанию сознательного отношения к учебе, самостоятельности.

Структура

  1. Организационный этап(2 мин).

  2. Актуализация знаний. (5 мин)

  3. Пояснение нового материала (15-20)

  4. Подведение итогов урока (5 мин)

  5. Домашнее задание (3 мин)

Ход урока

І. Организационный этап.

Приветствие, проверка готовности к уроку, проверка присутствующих. Сообщение темы, плана и целей урока.

ІІ. Актуализация опорных знаний.

  • Как информационная система взаимодействует с информационными источниками и потребителями информации?

  • Что такое клиент – серверная сеть?

  • Каковы основные функции табличного процессора?

  • Какие задания по обработке наборов однотипных объектов дает возможность обрабатывать табличный процессор?

ІІІ.Пояснение нового материала.

Мотивация учебной деятельности

Вы уже умеете работать с такими прикладными программами, как системы обработки текстов, графические редакторы, табличные процессоры и т. п. Каждая из этих программ предназначена для решения определенного круга задач, которые трудно (хотя иногда и возможно) реализовать с помощью других средств. Одна из задач, которые очень удобно выполнять в табличном процессоре – это оперирование наборами однотипных объектов, представленных в виде таблиц, например списком учеников класса или расписанием движения транспорта. Вы можете сортировать такие наборы, фильтровать их, вычислять итоговые характеристики, применять функции для автоматизированного отбора данных и т. п. Однако в табличном процессоре данные удобно обрабатывать только в тех таблицах, которые не связаны между собой. А это бывает так далеко не всегда: если, скажем, в одной таблице хранится журнал успеваемости учащихся, а в другой – журнал с результатами медицинского осмотра учащихся того же класса, то эти таблица связаны и выполнить такое задание, как вычисление среднего роста отличников, в табличном процессоре будет проблематично.

Для хранения и обработки нескольких взаимосвязанных наборов однотипных объектов используют другой инструмент – системы управления базами данных, которые являются основным предметом исследования темы «Базы данных»


Объяснение нового материала с последовательным коллективным разбором заданий из электронного пособия, урок№1

Понятие базы данных


База данных (БД) - это структурированная совокупность данных, которые отображают состояние объектов определенной предметной области и связи между ними

Схема определяет какие параметры должны иметь объекты, которые хранятся в базе
Здесь, например, хранятся сведения об имени, фамилии, отчестве и год рождения учителей, а
также о названиях предметов, которые они преподают
Наполнение – это значения параметров конкретных объектов, записанных в базе на текущий момент.
Например: учитель Пилипчук Александр Павлович 1964 г.р. читает математику и информатику,
учитель Шестопалов Евгений Анатольевич 1937 г.р. читает физику

Упражнения электронного урока №1, №2, №3 – коллективное решение

Упражнения электронного урока №4 – коллективное решение

Упражнения электронного урока №5, 6 – коллективное решение

Упражнения электронного урока №7 – коллективное решение

Упражнения электронного урока №8, 9 – коллективное решение

Ребусы: - коллективное решение

Ответы: База, схема

  1. Итоги урока

Вопросы для размышления
1. Могут ли существовать базы данных с одинаковой схемой, но разным наполнением? А с различными схемами, но одинаковым наполнением?
2 *. Есть ли преимуществом использования СУБД для ускорения доступа приложений к данным? Ответ аргументируйте.
Задания для исследований
1. Предположим, что имеются сведения о многоэтажных домах, а именно - об адресах, по которым они расположены, количестве и номерах квартир на каждом этаже, количестве комнат в квартирах, а также об обитателях этих квартир (фамилия, имя, отчество, дата рождения ). Выделите в этой предметной области несколько наборов однотипных объектов и укажите параметры объектов в каждом наборе.
2. Какие еще ​​функции имеет СУБД, кроме тех, которые указаны на рис. 1.2? Найдите нужную информацию в Интернете.
3. Схема БД выглядит, как показано ниже. Для какой предметной области может быть построена такая база данных и как могут называться таблицы в ней? Между любыми объектами в этой базе могут существовать связи, и каков смысл этих связей? Заполните каждую таблицу данными о двух-трех объектах.


V. Домашнее задание. Выполнить задание для исследования в тетрадях. (описание в презентации)


4




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!