-Здравствуйте ребята! -Чему вы учитесь на уроках русского языка? (Учимся строить предложения, пересказывать, решаем орфографические задачи, развиваем речь письменную и устную и т. д) -Внимательно посмотрите на данную запись: большой - маленький сухой - ? (мокрый) твердый - ? (мягкий) глубокий - ? (мелкий) война - ? (мир) -Если вы правильно сформулируете и выполните задание к записи, то узнаете, какую букву будем писать на минутке чистописания. (К словам левого столбика надо подобрать слова, противоположные по смыслу, начинающиеся на букву м. Значит, мы будем писать букву м.) -Определите порядок следования букв в этом ряду: мло омл лом……. (Последняя буква в каждой ячейке ставится первой) -Давайте вспомним, какие качества письма мы отрабатываем на минутке чистописания? (Наклон. Ширину элементов букв. Высоту. Ширину соединений между буквами. Расстояние между словами.) -Откройте тетради, запишите число, классная работа. -Напишите данный ряд букв до конца строки в указанной последовательности. -Тот, кто будет внимательно слушать загадку и отгадает ее, тот назовет тему урока, спрятанную в ней. Что без меня предметы? Лишь, названия, А я приду, - все в действие придет. Летит ракета, люди строят здания, Цветут сады, и хлеб в полях растет. (Глагол). - О какой части речи идет речь? (о глаголе). -Что называется глаголом? Для чего нужны глаголы? (глагол-это часть речи, обозначающая действие предмета, и отвечающая на вопросы: Что делать? Что сделать?) (Без глаголов наша речь непонятна и бедна, а глаголы делают ее ясной и понятной) -Сегодня мы с вами обобщим, что узнали о глаголе. -Откройте учебник на странице 54, упражнение 95. Прочитайте задание. -Что нам нужно сделать? (найти в предложениях глаголы и доказать являются ли они многозначными и в каком значении употребляются глаголы в каждом предложении) -А на какие вопросы отвечает глагол? (Что делать? Что сделать?) -Что значит многозначные слова? (слова, имеющее несколько лексических значений (два и более)) -Прочитайте первое предложение. -Какое слово в предложении является глаголом? (завели) -Докажите, что этот глагол является многозначным. -А как вы определили? (оно отвечает на вопрос что сделали? И обозначает действие предмета) -Что значит «завели собаку»? (приобрели, купили) -Следующее предложение. Какое слово является глаголом? (завели) -Что значит «завели песню»? (запели) -Следующее предложение. Какое слово является глаголом? (завели) -Что значит «завели мотор»? (включили) -Следующее предложение. Какое слово является глаголом? (ставит) -Что значит «ставит опыты»? (проводит) -Следующее предложение. Какое слово является глаголом? -Что значит «ставит тесто»? (замешивает) -Ребята, а что такое синонимы? (слова, различные по звучанию и написанию, но сходные по лексическому значению). -У вас на столах лежать карточки с определением, что такое синонимы и примеры синонимов. Посмотрите внимательно и скажите правильно ли мы выполнили упражнение? -Значит, что мы сейчас делали? (подбирали к глаголам в предложениях слова-синонимы) -Запишите предложения, заменяя глаголы синонимами из слов для выбора. Они написаны под текстом. -Проверьте выполненную работу с упражнением представленном на слайде. Физминутка. -Следующее упражнение 96. Цель: научиться подбирать глаголы-антонимы. Прочитайте задание. -Что нам нужно сделать? (записать пословицы, подобрав глаголы-антонимы) -Что такое антонимы? (это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой») -У вас на столах лежать карточки с определением, что такое антонимы и примеры антонимов. -Теперь вы знаете, что такое антонимы и без затруднений выполните следующее упражнение. -Прочитайте первую пословицу. -Как вы её понимаете? -Какое слово мы напишем? (здоровеет) -Следующая пословица. -Как вы её понимаете? - Какое слово мы напишем? (уносит) -Как вы её понимаете? -Следующая пословица. -Как вы её понимаете? -Какое слово мы напишем? (мёрзнет) -Следующая пословица. -Как вы её понимаете? -Какое слово мы напишем? (разрушает) -Запишите эти пословицы. -Подчеркните главные члены в каждом предложении. Человек от лени болеет, а от труда здоровеет. Лето приносит, а зима – уносит. Лентяй ест – греется, а работает – мёрзнет. Мир стоит, а война разрушает. -Какие главные члены предложения вы знаете? (подлежащее. Сказуемое) -А как они подчёркиваются? (подлежащее-одной чертой, а сказуемое- двумя) -Каким членом предложения является глагол? (сказуемое) - Упражнение 98. Цель: научиться заменять фразеологические обороты глаголами. Прочитайте задание. -Что нам нужно сделать? (заменить фразеологические обороты глаголами из слов для выбора и записать по образцу). Образец: Зарубить на носу-запомнить. На слайде представлены фразеологизмы с обозначением и происхождением. Зарубить на носу-запомнить. -Как вы её понимаете? (запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда) Бить баклуши-лентяйничать. -Как вы её понимаете? (Бить баклуши — бездельничать.) Надуть губы-обидеться. -Как вы её понимаете? (Демонстрировать свое недовольство мимикой лица.) Унести ноги-убежать. -Как вы её понимаете? Ломать голову-думать. -Как вы её понимаете? (Напряженно думать, стараясь решить какую-то сложную проблему) Обвести вокруг пальца-обмануть. -Как вы её понимаете? (Обмануть, надувать кого-то.) Сидеть как на иголках-нервничать. -Как вы её понимаете? Клевать носом-засыпать. -Как вы её понимаете? ( Дремать, низко опустив голову.) Молоть языком-болтать. -Как вы её понимаете? -Можно ли считать глаголы и выписанные вами фразеологические обороты синонимами? (да) -Почему? (они разные по написанию, но одинаковые по смыслу) -Чему вы сегодня научились на уроке? (находить глаголы в предложении, подбирать глаголы-антонимы, заменять фразеологические обороты глаголами) - Что такое многозначные слова? (слова, имеющие несколько лексических значений) -Что такое антонимы? (слова, различные по написанию и имеющие противоположные значения) -Что такое синонимы? (слова различные по написанию. Но одинаковые по смыслу) -На какие вопросы отвечает глагол? (что делать? Что сделать?) -Каким членом предложения является глагол? (сказуемым) -Ребята, оцените свою работу: если вам на уроке было интересно- покажите 5 пальцев; если вы в чем–то затруднялись на уроке- покажите 4 пальца; если вам было трудно на уроке и неинтересно- покажите 3 пальца. |