СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи" (4 класс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи" (4 класс)

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка на тему "Глагол как часть речи" (4 класс)»

Тема урока: Глагол как часть речи

Тип урока: актуализация знаний открытие новых знаний и способов действий

Педагогические задачи: обобщить знания учащихся о глаголе как части речи; учить наблюдать и анализировать языковой материал; познакомить с грамматическим признаком глагола: вид; обсудить алгоритм определённого вида глагола.

Планируемые результаты:

Предметные:

- Уметь пользоваться алгоритмом определения глагола как части речи

- Уметь определять вид глагола, выполняя пошаговые действия алгоритма.


Метапредметные:

Регулятивные УУД:

– определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;

– высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

– уметь работать по коллективно составленному алгоритму действия;

- оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД.

- уметь оформлять свои мысли в устной форме;

- слушать и понимать речь других;

- договариваться о правилах поведения и общения и следовать им;

– учиться работать в паре, группе; выполнять роли контролера, исполнителя.

Познавательные УУД.

- уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник и информацию, полученную на уроке;

– преобразовывать информацию из текстовой формы в схематическую;

Личностные:

- Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.;


Образовательные ресурсы: учебник «Русский язык» 4 класс (1 часть) под редакцией А.О. Евдоимовой и др.



Организационная структура урока

Этап урока


Содержание деятельности учителя


Содержание деятельности обучающихся

Формируемые способы деятельности

I. Мотивирование к учебной деятельности

Проверь, дружок, 
Готов ли ты начать урок? 
Все ль на месте, все ль в порядке 
Книжка, ручка и тетрадка? 
Проверили? Садитесь! 
С усердием трудитесь!

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя.

Самостоятельно организовывают своё рабочее место.






II. Чистописание

- На минутке чистописания мы напишем букву, которая стоит в слове порядок. Эта буква обозначает согласный звук, звонкий, непарный, по звонкости-глухости, мягкий, парный по твёрдости- мягкости.


По характеристике определяют букву для чистописания. Вырабатывают каллиграфический почерк







III. Актуализация знаний

На доске представлены карточки с фразами, из которых ученики должны составить четверостишие:


Кто в дружбу верит горячо,

Кто рядом чувствует плечо,

Тот никогда не пропадёт,

Тот никого не подведёт!


-Ребята, а как вы думаете, какие слова в четверостишии самые главные?


- На какие вопросы они отвечают? Что они обозначают?


Правильно, запишите их в тетрадь.











- Верит, чувствует, не пропадёт, не подведёт



- Что делает? Что сделает? Они обозначают действие предмета.












Используют ранее полученные знания для ответов на вопросы, анализируют предложенный материал.







IV. Постановка учебной задачи

- Приведите ещё примеры слов, которые бы отвечали на вопросы «Что делать?» «Что сделать?»


- Как вы думаете, может ли у этих слов быть название?


Интересная часть речи
В русском языке живет.
Кто что делает расскажет,
Чертит, пишет иль поет.
Вышивает или пашет,
Или забивает гол.
Варит, жарит, моет, чистит –
Все расскажет нам глагол.


- Сформулируйте тему нашего урока.


- Верно, тема сегодняшнего урока «Глагол как часть речи».


Подумайте, как лучше спланировать работу? (повторить алгоритм, он есть в справочниках у учащихся)

- По какому плану мы изучаем части речи?

1.Что я знаю об этой части речи?

2.Что обозначает?

3. На какие вопросы отвечает?

4. Какие признаки имеет?

5. Чем является в предложении?

6. На какие из поставленных вопросов можете ответить?


- Дети называют примеры слов




Высказывают мнение












Называют тему, предлагают учебную задачу урока.





Принимают учебную задачу, сформированную под руководством учителя. Определяют тему и задачи урока.

V. Усвоение новых знаний и способов действий


1. Понятие «глагол».

Работа по учебнику с. 62




Работа по определённому алгоритму:


1. Что я знаю об этой части речи? Известный русский писатель А.Толстой писал:«Глагол является основой языка. Найти верный глагол для фразы — это значит дать движение фразе».

Слово глагол в Древней Руси обозначало речь вообще. Так, в словаре В. Даля мы читаем:«Глагол — это речь человека, разумный говор, язык».

- По частоте употребления глагол занимает второе место после существительного. Самыми употребляемыми глаголами являются: мочь, сказать, говорить, знать, видеть.

- Говорят, что глагол самая “деловая” часть речи, так как всегда расскажет, что делает существительное.


2.Что обозначает?(обозначает действие предмета)


3. На какие вопросы отвечает?(Что делал? Что делает? Что будет делать? - тот или иной предмет)


4. Какие признаки имеет?(время: прошедшее, настоящее, будущее; число: единственное и множественное)


5. Чем является в предложении?(сказуемым)


Отвечают на поставленные вопросы



Фронтальный опрос. Вопросы по теме, фиксация затруднений.

Повторение алгоритма учебной деятельности(работа со справочниками)


VI. Физминутка

- Теперь проведём разминку

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Выполняют движения, проговаривая стихотворение


Профилактика утомляемости

2. Глагол в предложении

С. 63 упр. 1






- Один ученик сказал, что в предложении «Река отдыхает зимой, спит подо льдом» нет глаголов, так как река ничего не делает. Согласны ли вы с ним? Назовите глаголы употребляемые в предложении, докажите, что это глаголы. Какие признаки имеют выбранные глаголы?






Высказывают мнение




Отвечают на вопрос

Исследование выразительных и конструктивных свойств глагола в предложении.

VII. Закрепление знаний и способов действий

1. Работа в парах (по карточкам)

















2. Самостоятельная работа по учебнику с. 62


Прочитайте слова. Запишите предложения из данных слов, ставя вопрос от подлежащего к сказуемому.


Ласточки светит

Месяц щебечут

Солнце смотрит

Лёд треснул

Тучки набежали


- Какой частью речи выражено сказуемое?


- Подчеркните глаголы.


Проводится взаимопроверка в парах.


Запиши глаголы в два столбика.

Что делать? Что сделать?

писать убрать

верить написать

петь вылететь

лететь поверить

убирать запеть


Проверка.







Составляют предложения, задают вопросы к словам





Дают ответ на основе знаний, полученных на уроке







Самостоятельно выполняют упражнение.

Двое учащихся работают на индивидуальной доске.



Самостоятельное выполнение задания со взаимопроверкой.

VIII. Рефлексия учебной деятельности

Чему научились сегодня на уроке? Что получалось хорошо? Что вызывало затруднение?


Отвечают на вопросы

Я узнал: 
Я научился

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность

IX. Домашнее задание

С.63 упр. 4

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания. Проверяет соответствующие записи.

Слушают объяснение учителя, делают соответствующие записи.

Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!