1. | Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность) | - Добрый день! Прозвенел звонок весёлый, Он позвал нас на урок, Все задания сегодня Выполнить должны мы в срок. | Размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку. Включаются в учебную деятельность. |
2. | Повторим орфограмму «Буквы з - с на конце приставок».
| 1.- Распределите слова по группам, впишите их в таблицу, вставляя пропущенные буквы. Вывод: Перед согласными, обозначающими звонкий звук, пишется буква З, а перед согласными, обозначающими глухой звук, пишется буква С. | E Работа с сигнальными карточками: ра..жевать, ра..бушеваться, бе..донный, бе..заветный, бе..заботный, бе..граничный, ра..целовать, бе..грамотный; бе..молвный, и..тратить, во..вратить, ра..хвалить, ра…писание, бе…численный, во…делать, ра…жимать, ра…цвет, и…гонять Имя сущ-ное | Имя прил-ное | глагол | | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
3. | Сообщение темы урока | 1.Учитель читает стихотворение. Интересная часть речи В русском языке живет. Кто что делает расскажет, Чертит, пишет иль поет. Вышивает или пашет, Или забивает гол. Варит, жарит, моет, чистит – Все расскажет нам глагол. - Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего сегодняшнего урока. - Как она будет звучать? - Прочитайте тему урока. – Сформулируйте перед собой учебные цели при изучении темы урока «Глагол как часть речи». | Отвечают на вопросы учителя. Самостоятельно формулируют тему урока. E Составляют цели, проговаривают их классу: рассмотрим глагол как часть речи; научимся находить глагол в тексте; узнаем, каким членом предложения бывает, узнаем, какие признаки есть у глагола. |
5. | Введение нового материала. Работа над темой: «Глагол как часть речи». | 1.На доске записаны только имена существительные. Образуйте от них глаголы. 2.-На какой вопрос отвечают глаголы? -Добавьте к глаголам приставки, поставьте к ним вопросы. Сделайте выводы: | E Творческая работа (по карточкам) Боль - … (болеть) Дар - … (дарить) Стыд - … (стыдиться) Смех - … (смеяться) Радость - … (радоваться) Что делать? Что сделать? - Переболеть, подарить, постыдиться, рассмеяться, нарадоваться Дети формулируют вывод. Вывод: 1.Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? |
6. | Физкультминутка | Вновь у нас физкультминутка, Наклонились, ну-ка, ну-ка! Распрямились, потянулись, А теперь назад прогнулись. Голова устала тоже. Так давайте ей поможем! Вправо-влево, раз и два. Думай, думай, голова. Хоть зарядка коротка, Отдохнули мы слегка. | |
5. | Работа над темой: «Глагол как часть речи». | 1. Запишите предложения. Найдите и обозначьте глаголы как члены предложения. В чём согласуются сказуемое с подлежащим? -Какие признаки есть у глагола? - Каким членом предложения бывает глагол? 2. Задание «Кто быстрей?!» - Замените понятия глаголом с НЕ (устно) 3. Творческое задание. Выполнение упр.608. -Составьте с глаголами предложения. 4. Поставьте глаголы в неопределённую форму и образуйте 3 –е лицо единств. и множ. числа (устно). 4.Самостоятельная работа. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Над глаголами укажите спряжение. Обозначьте окончания. | Добрые вести не лежат на месте. Дело мастера боится. Не сразу Москва строилась. Скоро зазеленеет травка, прилетят птицы.
Вести не лежат – наст. вр., мн.ч., 3-е л.; Дело боится – наст.вр, ед.ч,3-е л.; Москва строилась – прош.вр., ж.р., ед.ч.; Травка зазеленеет – буд.вр., ед.ч., 3-е л.; Птицы прилетят – буд.вр., мн.ч., 3-е л.
Выводы: Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим).
& Работа с Толковым словарём: Сомневаться, удивляться, не понимать -… (недоумевать) Возмущаться, выражать крайнее неудовольствие-… (негодовать) Принуждать, заставлять делать что-то против воли-… (неволить) Читаю, мою, иду, брожу, оставляю, строю, жарю, солю, сею, смотрю, зарабатываю. Образец: Читать – читает, читают. Все зам…рло. Подн…мается солнце. Кругом заж…гаются огни. Сердце зам…рает от страха. Мать выт…рла мальчику руку. По вечерам мы приб…рали мастерскую, раст…рали краски Палый лист сохн..т на солнце. По утрам зайцы выход..т из сырых зар..слей на сухие тр…пинки. Хорошо проснут…ся на зорьке и наблюдать пр…буждение дня. |
9. | Рефлексия. | - О какой части речи мы сегодня с вами говорили? (О глаголе) Расскажите всё, что вы знаете о глаголе. - Что было легко? -Что было сложно? -Что было непонятно? - Что понравилось? - Поставьте смайлики напротив утверждений: | E Отвечают на вопросы. Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: что делать? Что сделать? Глаголы изменяются по временам: бывают в форме настоящего, прошедшего или будущего времени. В настоящем и будущем изменяются по лицам и числам, а в прошедшем времени – по родам (в ед. ч.) и числам. В предложении глагол обычно бывает сказуемым и согласуется с подлежащим. - хорошо усвоил - отлично усвоил и могу применить на практике - усвоил хорошо, но есть вопросы - многое непонятно. |