Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему "Слушаем на уроке"»
Читаем учебник. Слушаем на уроке
Читаем учебник. Чтобы познакомиться с любой книгой, мы:
1. рассматриваем обложку;
2. читаем то, что написано на титульной странице;
3. узнаём, кто авторы книги;
4. стараемся представить содержание книги по её оглавлению; перелистываем книгу и т. д.
Это приёмы ознакомительного чтения ,
они помогают сориентироваться в содержании книги.
Упр. 9. Найдите в любом параграфе учебника:
- теоретические сведения;
- материал для самостоятельных наблюдений;
- определения и правила для заучивания, выделив в них две части: а) правило, определение; б) примеры;
- задания игрового и занимательного характера; задания по речевому этикету;
- задания на разборы: фонетический, морфемный, морфологический, синтаксический, пунктуационный.
Памятка Приёмы изучающего чтения
- Прочитайте весь текст медленно, вдумчиво.
- Определите его тему (то, о чём говорится в тексте).
- Посмотрите абзацные и шрифтовые выделения в тексте.
- Выделите непонятные слова, объясните их значение.
- Прочитайте ещё раз весь текст или только трудные для вас части.
- Уточните, что нового для себя вы узнали.
- Проверьте, как вы усвоили прочитанное: приведите свои примеры и объясните их; перескажите текст.
Упр. 10. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы, подсказанные памяткой: о чём говорится в тексте; сколько в нём абзацев; какие слова выделены; какие слова вам непонятны?
Каждый народ имеет свой дорогой и родной ему язык . У разных народов языки разные, но везде выступают как средство общения , без которого не может быть такого человеческого сообщества, как народ.
Русский язык — язык русского народа . Однако им пользуются как государственным языком нашей страны и другие народы, населяющие Россию. Более того, он является также средством межнационального общения .
В качестве иностранного языка русский язык изучают в школах и вузах многих стран мира.
Слушаем на уроке
Проанализируйте себя как слушателя на уроке.
- Какого учителя вы более внимательно слушаете? Почему?
- Внимательно ли слушаете ответы других учеников?
- Обращаете ли внимание на слова, которые учитель выделяет голосом?
- Задаёте ли вы вопросы, если вам что-то непонятно?
Если вам что-то непонятно, можно спросить так:
- - Скажите, пожалуйста, что означает слово ....
- - Извините, я не понял(а), как выполнять задание ....
- - Объясните, пожалуйста, как обозначать ....
Памятка Приёмы слушания
- Не отвлекайтесь, постарайтесь сосредоточиться.
- Не перебивайте говорящего.
- Постарайтесь определить по началу текста или по его заголовку, о чём в нём будет говориться.
- Обращайте внимание на то, что говорящий выделяет голосом, на выражение его лица, жесты.
- Если вы что-то не поняли, спросите об этом.
Упр.11
1) Какие из человеческих качеств (доброта, мужество, честность, трудолюбие и т. д.) вы больше всего цените в людях? Разделитесь на три команды, выберите какое-то одно качество, обоснуйте своё мнение.
(Выиграет команда, которая наиболее точно передаст содержание того, что услышала от другой команды, и убедительно выскажет свою точку зрения на поставленный вопрос).
- 2) Прочитайте начало сказки из книги А. Арсирия, в которой части речи спорят друг с другом.
Расхвастался как-то Глагол перед Существительным:
— Я у самого Юлия Цезаря в почёте был! «Пришёл, увидел, победил!» Заметьте: три глагола, три сказуемых и ни одного существительного!
(Разделитесь на три команды. Придумайте вместе продолжение сказки «Спор частей речи». Что могла бы сказать о себе, своём значении каждая часть речи?_
- Первая команда говорит от имени какой-либо части речи, вторая - повторяет (можно не дословно) сказанное первой командой и говорит о другой части речи и т. д. Выиграет та команда, которая сумеет наиболее точно воспроизвести услышанное и придумает самое интересное и содержательное продолжение сказки.
Выберите своё настроение на уроке
2.