СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: «Словарный урок. Мир словарей»

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя в работе по развитию устной и письменной речи.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: «Словарный урок. Мир словарей»»



Всероссийский конкурс «Словарный урок»







Конспект урока по русскому языку на тему: «Словарный урок. Мир словарей»











автор: Верзилина Елена Ивановна

Филиал муниципального бюджетного

образовательного учреждения Староюрьевской

средней общеобразовательной школы в с. Поповка

учитель начальных классов






с. Поповка, 2023 год


Пояснительная записка

Тема урока: ««Словарный урок. Мир словарей»

Актуальность темы

В современном мире информационных технологий успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу дать ученикам начальной школы не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования.

Для навыков развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов необходима работа со словарями. При работе со словарём обучающиеся пополняют свой словарный запас, могут уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.

Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя в работе по развитию устной и письменной речи.

Целевая аудитория урока: 2 класс, возраст обучающихся -  8 лет.

Роль и место урока в системе работы педагога: урок объяснения нового материала. УМК «Перспектива»

Цель урока: - познакомить обучающихся со словарями нового вида;

Задачи урока: - формирование навыка работы с различными словарями;

- развитие внимания, мышления, воображения;

- учить различать виды словарей;

- научить пользоваться словарями;

- воспитывать интерес к изучению родного языка.

Планируемые результаты

Познавательные: 1) быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

2) умение осуществлять поиск необходимой информации из словаря.

 Регулятивные: 1) умение соотносить выполненное задание с образцом;

2) умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности. 

Коммуникативные: 1) умение слушать и понимать других;

2) умение принимать другую точку зрения.

Личностные: 1) мотивация к обучению и познанию;

2) способность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе обучения.

Форма проведения: урок освоения новых знаний; урок-путешествие.

Используемые педагогические технологии методы, приёмы

 Технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология развития самостоятельности учащихся.                                             

   Слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.

Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока 

1. Толковый словарь В. Даля ON-LINE http://vidahl.agava.ru/

2.  https://slovarick.ru/

3. https://wordsonline.ru/dicts/orthography.html

4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» учебник 2 ч.- Москва: Просвещение, 2020.

5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» методическое пособие – Москва: Просвещение, 2020.

6. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009.

Ход урока

Этап урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент.

Вводная часть урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 - Прозвенел звонок.

Настроение у нас отличное,

А улыбки – дело привычное.

Пожелаем друг другу добра,

Ведь урок нам начинать пора.

- Посмотрите друг на друга, улыбнитесь!

Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычный урок. На доске вы видите карту. Как вы думаете, что это за карта?

Вы правы, мы отправляемся на поиски клада.

Нас ждет много испытаний, но у нас будут помощники.

Вы готовы к испытаниям и приключениям?

Настрой на урок.

 

 

 

 

 

 

 

 

 Ответы детей

 

 

 

 

 Ответы детей

2. Актуализация знаний.

 

Сейчас мы познакомимся с помощниками.

Запишите число, классная работа

- Внимание! На доске записано буквосочетание

ъсьлъоьвъаьръиь

 - Зачеркните все буквы, которые не обозначают звуков. Какие буквы зачеркнули?

Прочитайте слово, которое получилось.

 

 

 

 

  Один ребёнок работает у доски

 

Буквы ъ,ь

 

Словари

3. Сообщение темы урока. Целеполагание. 

 

 

 

-Наши помощники на уроке — сегодня - это словари.

-Чем мы будем заниматься на уроке?

Тема урока – «Словарный урок. Мир словарей».

Запишем в тетради тему урока.

Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться.

В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: «Зачем нам нужны словари? Пригодятся ли они нам в жизни?»

   

 

  Работать со словарями

 

 

 Записывают в тетради тему урока.

 

 

 

 

  

 

4. Работа по теме урока. Работа со словарями в учебнике.

 - Ребята, обратите внимание на карту. У нас испытание под номером 1.

Ответьте на вопросы «С кем легче преодолеть трудности? Кто к вам может прийти на помощь, когда вы в ней нуждаетесь?»

Кто такой товарищ? Обратимся за помощью к толковому словарю.

Откройте толковый словарь по закладке

 

 Запишите слово товарищ в тетради, придумайте и запишите в столбик родственные слова к этому слову и выделите корень в словах.

Составьте предложения со словом товарищ.

Подберите к слову товарищ слова синонимы, антонимы.

Запишите их в тетрадь.

 

 

-Товарищ.

 

 

 

  1. товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь.


 

Дети записывают слова в тетради.

(товарищество, товарищеский)

 Ответы детей.



Дети записывают слова в тетради

5. Работа по учебнику. Словарная работа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   6. Физминутка

- Задание номер 2

Откройте словарь «Пиши правильно» на букву З (с.141-142)

Запишите все слова на эту букву из словаря в тетради.

 Какое из этих слов имеет орфограмму парный согласный в корне слова, подберите к нему проверочное слово. Какое из этих слов имеет орфограмму непроизносимая согласная в корне слова?

 

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,

Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал

(Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал, Р-р-р!
(Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь, Ш-ш-ш.

Дети записывают слова завод, заяц, завтрак, земляника, здравствуй

 

 

 

Завод - заводы

 

 

 Дети отвечают.

 

 

Дети выполняют упражнения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7.  7. Самостоятельная работа.

Работа в парах. Взаимопроверка

    Задание номер 3.

Работа на карточках (в парах).

Карточка №1. Работа с орфографическим словарём.

Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь: …гурец, к…ртофель, м…рковь, с…пог, …сина, р…кета.


Карточка №2. Работа со словарём антонимов.

Подберите слова к антонимам и запишите их в тетрадь:

Радость –…

Глупость –…

Злой –…

Сладкий –…

 

  

Взаимопроверка в паре.

Дети проверяют и оценивают работу соседа по парте.

 

 

 

 

8.Работа у доски

Задание номер 4.

Составьте пословицы:

Без соли, а дома лучше.

Большому кораблю – своё время.

В гостях хорошо, без хлеба худая беседа.

Всякому овощу большое плавание.





-Какой словарь нам может помочь?

Без соли, без хлеба худая беседа.

Большому кораблю – большое плавание.

В гостях хорошо, а дома лучше.

Всякому овощу своё время.

Словарь пословиц и поговорок

8. Работа с книжной выставкой.

Работа с фразеологическим словарём.

 















- Кроме тех словарей, которые есть в нашем учебнике русского языка, есть и другие словари. Посмотрите внимательно на книжную выставку.

 -Некоторые ребята на уроках работают спустя рукава или считают ворон.

- Какой словарь нам поможет узнать значения этих выражений?

-Я думаю, что эти выражения нельзя применить ни к кому из вас.

 Все работали очень хорошо.

Осталось последнее испытание и мы получим ключ к нашему сундучку, в котором находится клад.

Отгадайте загадки

Льётся речка - мы лежим,

Лёд на речке - мы бежим.

(Коньки)

В птичник повадится - жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

(Лисица)

Игрушку покрути рукой,

Вдруг станет шустрою такой.

Завертится, закружится,

Может быть и вскачь помчится.

(Юла)

До выходных, рукой подать,

Этот день как благодать.

Пол недели он поверг,

Этот средний день …. (Четверг)

- Ребята, какое здесь слово лишнее?

- Почему?

-Молодцы! Вы правильно ответили. Из первых букв отгадок составим слово.

Ответы детей (Словарь синонимов.

Фразеологический словарь.

Словарь иностранных слов.

Толковый словарь) 

 

Фразеологический.

 

 

 

 

 






Дети отвечают.

На доску крепятся карточки с ответами на загадки.











Ответы детей (юла)

Ответ детей (это слово не относится к словарным словам)

Ответы детей (ключ)

9.Подведение итогов урока.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

Рефлексия.

 

 

 

 

 

 

 

 




10.Домашнее задание.

Задания вы все выполнили. Ключ от сундучка у нас. Давайте откроем сундучок. А там находится высказывание французского писателя конца 19 – начала 20 века Анатоля Франса: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке»

Как вы понимаете эти слова?

Давайте вспомним, ребята, на какие вопросы мы должны были ответить в конце урока?

- Умение работать со словарями – важный навык образованного человека.

-- Что нового узнали на уроке?

- Какую задачу решали на уроке?

- Какие трудности были?


 

- Предлагаю вам составить один из несуществующих словарей (12-15 слов):

Словарь самых важных слов

Словарь самых нежных слов

Словарь игрушек

Словарь любимых слов.

-Всем спасибо за урок!

 

 






Дети высказывают свои мнения

 

 Зачем нам нужны словари? Пригодятся ли они нам в жизни?

  

Ответы детей.

 

  

 

Дети показывают смайлики друг другу.

 



Заключение

     На уроке были использованы различные виды деятельности, создавались условия для проявления самостоятельности, интеллектуального развития. Обучающимися были отработаны навыки работы с орфографическим, фразеологическим словарем.

    Система работы со словарями, разработанная в УМК «Перспектива», воспитывает живой интерес к слову, повышает культуру речи, расширяет активный словарный запас, способствует повышению грамотности.

    Обучение русскому языку в современной школе младших школьников не представляется возможным без использования словарей.  Выработка навыков работы со словарями является важнейшим условием развития интеллекта ребёнка и успешного обучения родному языку. Педагог обязан знать методику работы со словарями разных типов, уметь прививать обучающимся начальной школы навыки работы со словарями, чтобы полученные в ходе обучения знания в должной мере соответствовали требованиям обновлённых ФГОС.

Список источников

1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» учебник 2 ч.- Москва: Просвещение, 2020.

2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» методическое пособие – Москва: Просвещение, 2020.

3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009.

4. АкадемкнигаУчебник   АкадемкнигаУчебникОнлайн (shop-akbooks.ru)

 























Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!