Всероссийский конкурс «Словарный урок»
Конспект урока по русскому языку на тему: «Словарный урок. Мир словарей»
автор: Верзилина Елена Ивановна
Филиал муниципального бюджетного
образовательного учреждения Староюрьевской
средней общеобразовательной школы в с. Поповка
учитель начальных классов
с. Поповка, 2023 год
Пояснительная записка
Тема урока: ««Словарный урок. Мир словарей»
Актуальность темы
В современном мире информационных технологий успешность работы в той или иной сфере производства, науки, культуры зависит от умения специалиста ориентироваться в потоке информации, умения самостоятельно добывать знания. Такое положение обязывает школу дать ученикам начальной школы не только определенную совокупность знаний, но и совокупность умений и навыков самостоятельной работы, постоянного пополнения знаний, непрерывного самообразования.
Для навыков развития устной и письменной речи обучающихся начальных классов необходима работа со словарями. При работе со словарём обучающиеся пополняют свой словарный запас, могут уточнить и активизировать его, познакомиться с лексическим значением незнакомых слов, усвоить грамматические формы, нормы языка, а так же научиться правильному орфоэпическому произношению и соблюдению в словах нормативного ударения.
Словарная работа является важной составной частью деятельности учеников и учителя в работе по развитию устной и письменной речи.
Целевая аудитория урока: 2 класс, возраст обучающихся - 8 лет.
Роль и место урока в системе работы педагога: урок объяснения нового материала. УМК «Перспектива»
Цель урока: - познакомить обучающихся со словарями нового вида;
Задачи урока: - формирование навыка работы с различными словарями;
- развитие внимания, мышления, воображения;
- учить различать виды словарей;
- научить пользоваться словарями;
- воспитывать интерес к изучению родного языка.
Планируемые результаты
Познавательные: 1) быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;
2) умение осуществлять поиск необходимой информации из словаря.
Регулятивные: 1) умение соотносить выполненное задание с образцом;
2) умение осуществлять контроль в процессе своей деятельности.
Коммуникативные: 1) умение слушать и понимать других;
2) умение принимать другую точку зрения.
Личностные: 1) мотивация к обучению и познанию;
2) способность к общению и сотрудничеству со сверстниками в процессе обучения.
Форма проведения: урок освоения новых знаний; урок-путешествие.
Используемые педагогические технологии методы, приёмы
Технология проблемного обучения, информационно – коммуникационная технология, игровая технология, здоровьесберегающие технологии, технология развития самостоятельности учащихся.
Слово учителя, беседа, метод наблюдения над языковым и речевым материалом, использование наглядности, работа с книгой.
Ресурсы, используемые при подготовке и проведении урока
1. Толковый словарь В. Даля ON-LINE http://vidahl.agava.ru/
2. https://slovarick.ru/
3. https://wordsonline.ru/dicts/orthography.html
4. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» учебник 2 ч.- Москва: Просвещение, 2020.
5. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» методическое пособие – Москва: Просвещение, 2020.
6. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009.
Ход урока
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
1. Организационный момент. Вводная часть урока | - Прозвенел звонок. Настроение у нас отличное, А улыбки – дело привычное. Пожелаем друг другу добра, Ведь урок нам начинать пора. - Посмотрите друг на друга, улыбнитесь! Внимание! Внимание! Сегодня у нас необычный урок. На доске вы видите карту. Как вы думаете, что это за карта? Вы правы, мы отправляемся на поиски клада. Нас ждет много испытаний, но у нас будут помощники. Вы готовы к испытаниям и приключениям? | Настрой на урок. Ответы детей Ответы детей |
2. Актуализация знаний. | Сейчас мы познакомимся с помощниками. Запишите число, классная работа - Внимание! На доске записано буквосочетание ъсьлъоьвъаьръиь - Зачеркните все буквы, которые не обозначают звуков. Какие буквы зачеркнули? Прочитайте слово, которое получилось. | Один ребёнок работает у доски Буквы ъ,ь Словари |
3. Сообщение темы урока. Целеполагание. | -Наши помощники на уроке — сегодня - это словари. -Чем мы будем заниматься на уроке? Тема урока – «Словарный урок. Мир словарей». Запишем в тетради тему урока. Много сведений можно получить из словарей, но часто это зависит от того, умеете ли вы ими пользоваться. В течение урока мы постараемся ответить на вопросы: «Зачем нам нужны словари? Пригодятся ли они нам в жизни?» | Работать со словарями Записывают в тетради тему урока. |
4. Работа по теме урока. Работа со словарями в учебнике. | - Ребята, обратите внимание на карту. У нас испытание под номером 1. Ответьте на вопросы «С кем легче преодолеть трудности? Кто к вам может прийти на помощь, когда вы в ней нуждаетесь?» Кто такой товарищ? Обратимся за помощью к толковому словарю. Откройте толковый словарь по закладке Запишите слово товарищ в тетради, придумайте и запишите в столбик родственные слова к этому слову и выделите корень в словах. Составьте предложения со словом товарищ. Подберите к слову товарищ слова синонимы, антонимы. Запишите их в тетрадь. | -Товарищ. товарищ - это человек, близкий кому-нибудь по взглядам, деятельности, по условиям жизни, а также человек, дружески расположенный к кому-нибудь. Дети записывают слова в тетради. (товарищество, товарищеский) Ответы детей. Дети записывают слова в тетради |
5. Работа по учебнику. Словарная работа. 6. Физминутка | - Задание номер 2 Откройте словарь «Пиши правильно» на букву З (с.141-142) Запишите все слова на эту букву из словаря в тетради. Какое из этих слов имеет орфограмму парный согласный в корне слова, подберите к нему проверочное слово. Какое из этих слов имеет орфограмму непроизносимая согласная в корне слова? Вышли уточки на луг Вышли уточки на луг, Кря-кря-кря! (Шагаем.) Пролетел веселый жук, Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.) Гуси шеи выгибают, Га-га-га! (Круговые вращения шеей.) Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.) Ветер ветки раскачал (Качаем поднятыми вверх руками.) Шарик тоже зарычал, Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.) Зашептал в воде камыш, Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.) И опять настала тишь, Ш-ш-ш. | Дети записывают слова завод, заяц, завтрак, земляника, здравствуй Завод - заводы Дети отвечают. Дети выполняют упражнения. |
7. 7. Самостоятельная работа. Работа в парах. Взаимопроверка | Задание номер 3. Работа на карточках (в парах). Карточка №1. Работа с орфографическим словарём. Вставьте пропущенные буквы и запишите слова в тетрадь: …гурец, к…ртофель, м…рковь, с…пог, …сина, р…кета. Карточка №2. Работа со словарём антонимов. Подберите слова к антонимам и запишите их в тетрадь: Радость –… Глупость –… Злой –… Сладкий –… | Взаимопроверка в паре. Дети проверяют и оценивают работу соседа по парте. |
8.Работа у доски | Задание номер 4. Составьте пословицы: Без соли, а дома лучше. Большому кораблю – своё время. В гостях хорошо, без хлеба худая беседа. Всякому овощу большое плавание. -Какой словарь нам может помочь? | Без соли, без хлеба худая беседа. Большому кораблю – большое плавание. В гостях хорошо, а дома лучше. Всякому овощу своё время. Словарь пословиц и поговорок |
8. Работа с книжной выставкой. Работа с фразеологическим словарём. | - Кроме тех словарей, которые есть в нашем учебнике русского языка, есть и другие словари. Посмотрите внимательно на книжную выставку. -Некоторые ребята на уроках работают спустя рукава или считают ворон. - Какой словарь нам поможет узнать значения этих выражений? -Я думаю, что эти выражения нельзя применить ни к кому из вас. Все работали очень хорошо. Осталось последнее испытание и мы получим ключ к нашему сундучку, в котором находится клад. Отгадайте загадки Льётся речка - мы лежим, Лёд на речке - мы бежим. (Коньки) В птичник повадится - жди беды. Рыжим хвостом заметает следы. (Лисица) Игрушку покрути рукой, Вдруг станет шустрою такой. Завертится, закружится, Может быть и вскачь помчится. (Юла) До выходных, рукой подать, Этот день как благодать. Пол недели он поверг, Этот средний день …. (Четверг) - Ребята, какое здесь слово лишнее? - Почему? -Молодцы! Вы правильно ответили. Из первых букв отгадок составим слово. | Ответы детей (Словарь синонимов. Фразеологический словарь. Словарь иностранных слов. Толковый словарь) Фразеологический. Дети отвечают. На доску крепятся карточки с ответами на загадки. Ответы детей (юла) Ответ детей (это слово не относится к словарным словам) Ответы детей (ключ) |
9.Подведение итогов урока. Рефлексия. 10.Домашнее задание. | Задания вы все выполнили. Ключ от сундучка у нас. Давайте откроем сундучок. А там находится высказывание французского писателя конца 19 – начала 20 века Анатоля Франса: «Словарь - это вся вселенная в алфавитном порядке» Как вы понимаете эти слова? Давайте вспомним, ребята, на какие вопросы мы должны были ответить в конце урока? - Умение работать со словарями – важный навык образованного человека. -- Что нового узнали на уроке? - Какую задачу решали на уроке? - Какие трудности были? - Предлагаю вам составить один из несуществующих словарей (12-15 слов): Словарь самых важных слов Словарь самых нежных слов Словарь игрушек Словарь любимых слов. -Всем спасибо за урок! | Дети высказывают свои мнения Зачем нам нужны словари? Пригодятся ли они нам в жизни? Ответы детей. Дети показывают смайлики друг другу. |
Заключение
На уроке были использованы различные виды деятельности, создавались условия для проявления самостоятельности, интеллектуального развития. Обучающимися были отработаны навыки работы с орфографическим, фразеологическим словарем.
Система работы со словарями, разработанная в УМК «Перспектива», воспитывает живой интерес к слову, повышает культуру речи, расширяет активный словарный запас, способствует повышению грамотности.
Обучение русскому языку в современной школе младших школьников не представляется возможным без использования словарей. Выработка навыков работы со словарями является важнейшим условием развития интеллекта ребёнка и успешного обучения родному языку. Педагог обязан знать методику работы со словарями разных типов, уметь прививать обучающимся начальной школы навыки работы со словарями, чтобы полученные в ходе обучения знания в должной мере соответствовали требованиям обновлённых ФГОС.
Список источников
1. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» учебник 2 ч.- Москва: Просвещение, 2020.
2. Климанова Л.Ф., Бабушкина Т.В. «Русский язык 2 класс» методическое пособие – Москва: Просвещение, 2020.
3. Даль В.И. «Толковый словарь живого великорусского языка». – Санкт- Петербург – Москва: «Астрель», 2009.
4. АкадемкнигаУчебник АкадемкнигаУчебникОнлайн (shop-akbooks.ru)