СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку на тему: "Склонение имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель данного урока: обобщить и систематизировать знания обучающихся о типах склонения имён существительных, вывести алгоритм определения склонения имён существительных в косвенных падежах. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку на тему: "Склонение имён существительных"»

Конспект открытого урока по русскому языку в 4 классе.

Тема урока: «Склонение имён существительных».

Тип урока: Урок систематизации и обобщения знаний и умений.

Цель урока: закрепить знания о типах склонения имён существительных, повторить алгоритм определения склонения имён существительных.

Цель как деятельность учеников:

1.Развитие умений анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, преобразовывать информацию из одной формы в другую, выделять главное, свёртывать информацию до ключевых слов.

2. Овладение умениями устной монологической и диалогической речи.

3. Развитие умений работать в группе, договариваться о совместной работе, слушать других, проверять и оценивать друг друга.

4. Развитие умения находить в тексте имена существительные, определять у них морфологические признаки и роли существительных в предложении.

5. Развитие умений писать слова с орфограммой-буквой безударного гласного в окончании существительного, графически её обозначать и объяснять написание с опорой на алгоритм.

6. Формирование уважения, интереса к языку как части национальной культуры.

Оборудование: электронная доска, флипчарт к уроку, учебник «Русский язык», 4 класс (1 часть), авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий, рабочая тетрадь по русскому языку для 4 класса, карточки с заданиями, таблица: алгоритм определения склонения имени существительного.

Ход урока.

1. Оргмомент.

Для того, чтобы с хорошим настроением начать урок русского языка, пожелаем друг другу успехов в учении. Мы начинаем работу. Посмотрите, всё ли готово к уроку?

2. Актуализация знаний и мотивация.

- Запись под диктовку.

Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет.

- Объясните постановку знаков препинания, составьте схему предложения, произведите его синтаксический разбор, обозначьте орфограммы в словах и между словами в данном предложении.

- Много слов в русском языке. «Для всего, что существует в мире…в русском языке есть великое множество хороших слов и названий». Чтобы вспомнить, что мы изучали на протяжении последних уроков, я загадаю вам загадку.


«Давно живу я в мире этом

Даю название предметам» (Это имена существительные).

3. Формулирование темы урока.

Задание: дополните ключевые слова и на их основе сформулируйте тему нашего урока (Слайд №1).

Имя существительное – это ------------------------, которая обозначает --------------- и отвечает на вопросы ------------ ? ------------?

Постоянные признаки имени существительного – это -----------------, --------- .

Непостоянные признаки имени существительного – это -----------, ------------.

Начальная форма имени существительного – это ---------------------.

Изменение существительных по падежам называется - ---------------------------.

Какие цели поставим? (будем продолжать учиться определять склонение имени существительного. Повторим алгоритм определения склонения имени существительного).



4. Словарная работа.

Задание: заполните кроссворд (Слайд №2) словарными словами и вы узнаете на какой остров мы сегодня поплывём на нашем кораблике. Учитель читает значение слов, а обучающиеся его отгадывают и записывают в тетрадь.





Словарный диктант.

1. Китайское яблоко (апельсин);

2. Здание для обслуживания пассажиров (вокзал);

3. Книгохранилище (библиотека);

4. Мореходное судно (корабль);

5. День недели (пятница);

6. Узкая полоса между сушей и водоёмом (берег);

7. Способ счисления дней в году (календарь);

8. Тот, кто совершает поездку на транспорте (пассажир);

9. Кругосветное …. (путешествие).

По вертикали в кроссворде открывается название острова, на который они отправятся («Склонение»).

(Самопроверку дети выполняют с помощью слайда №3, на котором открываются слова из кроссворда)

5. Актуализация изученного материала по теме «Имя существительное».

5.1. Учитель: Итак, мы отправляемся на остров «Склонение», поэтому все должны занять свои места на кораблях. Задание: распределить слова по родам (парус, поле, дочь, лето, ремень, солнце, карамель, метель, ягода, неделя, Коля.) Слайд №4

5.2. Учитель: Сейчас мы узнаем, чей корабль продвигается по волнам быстрее?

Задание: ответить на вопросы марафона, работая в группах (Слайд №5)

1. В русском языке 6 падежей? (да или нет);

2. Слова в дательном падеже отвечают на вопросы Кем? Чем? (да или нет);

3. Слова «вода» и «воды» являются однокоренными? (да или нет);

4. Определи падеж: пойти в школу (Д.п. или В.п.);

5. В предложении подлежащее всегда в Им.п. (да или нет);

5.3. Учитель: Итак, мы с вами прибыли на остров «Склонение». Здесь мы должны расселить имена существительные в соответствующие домики (Слайд №6).

Дедушка, камыш, банка, площадь, ладья, молодёжь, дело, мышь, сапог.


5.4. Учитель: Сейчас у нас с вами минутка отдыха. Можно погулять по острову «Склонение» и полюбоваться его красотами. (Слайд №7) Обучающиеся распределяют слова по склонениям, если правильно, то рыбка на картине окрашивается в соответствующий цвет.

6. Обобщение и систематизация знаний.

6.1. Учитель: Наше путешествие подходит к концу, поэтому хочется вспомнить строки из лирического стихотворения С.А.Есенина (Слайд №8)

«Усталый день клонился к ночи,

Затихла шумная волна,

Погасло солнце, и над миром

Плывёт задумчиво луна».

Задание: Подчеркнуть все имена существительные. Определить их склонение. Разобрать одно из них морфологически.

Итак, давайте составим алгоритм наших действий: «Как определить к какому склонению относятся имена существительные».

1. Поставить имя существительное в начальную форму.

2. Определить род

3. Выделить окончание

4. По роду и окончанию определить склонение.

6.2.Учитель: А сейчас мы закрепим все те знания об имени существительном, которые повторили во время нашего путешествия и закрепим умения распределять имена существительные по склонениям с опорой на алгоритм. Для этого выполним упражнение №133 на странице 57 (в рабочей тетради). Выполняется самостоятельно.

7. Итог урока:

Учитель: Вернёмся к тем целям, которые мы ставили в начале урока. Как вы считаете, смогли ли мы их достичь? Что нам в этом помогло? Что нового узнали?

8. Рефлексия.

Карта отслеживания эффективности урока (оценка ученика)

Твоё отношение к уроку.

а) отличный, интересный, захватывающий;

в) нормальный, обычный;

г) скучный, работа без интереса;

2. Вспомни (как можно точнее тему урока)______________________________

3. Какая цель стояла перед тобой на уроке: ____________________________

4. Что нового ты узнал на уроке._______________________________________

__________________________________________________________________

5. Какие ранее полученные знания ты использовал на уроке._____________

__________________________________________________________________



9. Домашнее задание.

Упр.179 на стр.101 (в учебнике).


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!