Урок русского языка. 1 класс
Тема: Глухие и звонкие согласные звуки.
Цель: дать представление о звонких и глухих согласных звуках; развивать умение различать звонкие и глухие согласные.
Задачи:
1) воспроизвести знания о согласных звуках, способах их различения; провести наблюдение над особенностями произнесения глухих и звонких согласных звуков, парных согласных звуков;
2) Воспитывать любовь, ценностное отношение к русскому языку, как к языку своей Родины.
3) Развивать умение общаться, как умение слушать, читать, писать, повышать культуру речевого общения
Формировать УУД:
Личностные: проявлять положительное отношение к учению, познавательной деятельности,
желание приобретать новые знания и совершенствовать имеющиеся.
Регулятивные УУД:
умение определять и формулировать тему на уроке с помощью учителя;
осуществлять действия по образцу и заданному правилу;
адекватно понимать оценку взрослого и сверстников;
умение осуществлять самооценку;
планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;
высказывать своё предположение.
Коммуникативные УУД:
умение оформлять свои мысли в устной форме;
слушать и понимать собеседника;
осуществлять совместную деятельность в паре
обосновывать и доказывать собственное мнение.
Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя;
Оборудовании и ресурсы: «Русский язык» Л.Ф.Климанова, мультимедиа, презентация, сказочные герои, магнитные буквы, домики, разрезные оценки.
Ход урока.
Мотивация.
СЛАЙД 2.Песенка (видеозапись)
Веселится звонок,
Я бегу со всех ног.
Школа двери открывает,
Начинается урок.
Что? Как? Почему?
Только в школе я пойму.
Я за партою сижу,
Я на доску гляжу,
Я узнаю все на свете.
Что? Как? Почему?
Только в школе я пойму.
Актуализация знаний. Чистописание.
СЛАЙД 3
- Кто поёт песенку? (Волк, мышка, лисичка и котик).
- Это жители известного нам Шишкинского леса. Они, как и вы, каждый день ходят в школу. Сегодня они хотят вместе с вами поучиться и узнать что-то новое. Ученики Шишкинского леса любят играть в поучительные игры и предлагают вам вместе с ними поиграть.
- Прочитайте данные слова. Почему они так разделены на два столбика? (В одном столбике звери, а в другом имена).
- Первую игру предлагает вам волчонок (выставляется на доске картинка волчка). Он хочет, чтобы вы отгадали, кого как зовут. Слайд 4.
Волчонок Зубок
Лисичка Веснушка
Мышка Шуня
Котик Коксик
- Отлично! С заданием справились. А сейчас в тетради напишите сегодняшнее число. С красной строки напишите первые буквы имен наших друзей.
- Какие буквы вы написали? (З, В, Ш, К).
- Какое правило вы должны были вспомнить при письме этих букв? (Имена пишутся с большой буквы).
III. Введение в тему.
- Назовите общие признаки этих букв. (Они согласные)
(Учитель выставляет на доске слово СОГЛАСНЫЕ)
- А как вы поняли, что это согласные звуки? (Их произносить трудно. При произношении нам препятствуют губы, зубы, язык).
(На доске выставлены все буквы алфавита).
- Наша игра продолжается. Веснушка (выставляется на доске картинка лисички) предлагает вам вспомнить алфавит и расставить все данные на доске буквы в алфавитном порядке. Вы сейчас по очереди выходите к доске и располагаете буквы в алфавитном порядке.
(Работа у доски)
- Прочитаем алфавит.
- На какие две группы можно разделить буквы алфавита? (Гласные и согласные).
- Прочитайте с доски, с какими буквами мы сегодня будем работать? (Согласные). Уберем гласные буквы.
(Один ученик выходит и убирает гласные буквы).
- Какие буквы остались? (Согласные).
- Шуня (выставляется на доске картинка мышки)предлагает вам все согласные буквы расселить вот в эти домики. (Учитель вывешивает два домика). Рассмотрите внимательно эти домики и скажите, как нам их надо расселить? (Звонкие и глухие)
- Снова выходим по очереди к доске, называем звук и заселяем в нужный домик.
(Работа у доски).
- Коксик с вами хочет поиграть в игру «В гости». Он со своими друзьями хочет отправиться в гости к согласным буквам. Ваша задача – отгадать кто куда пойдет. А отгадка кроется в первых звуках их имен.
(Ребята выполняют задания).
СЛАЙД 5
- Однажды Зубок, Шуня, Веснушка и Коксик гуляли по лесу. Слышат – жук летит. Как летит жук? (ЖЖЖЖЖ).
- Запишите буквой звук Ж.
- Полетал жук над зверятами и решил полететь дальше. А чем дальше жук летит, тем слышно тише. Давайте покажем, как отдаляется жук. (ЖЖЖЖШШШШ)
- Напишите букву Ш.
СЛАЙД 6
- Зверята увидели красивый цветок, подошли к нему, а тут налетели осы. Как они летят? (ЗЗЗЗЗ).
- Напишите букву З
- Зверята испугались, что она их может ужалить и побежали. Чем дальше бежали, тем тише был осиный шум. Покажите, как удаляется осиный звук.
- Напишите букву С.
- Посмотрите на буквы, которые вы написали и найдите из конвертиков значки, которые соответствуют им. (Согласные, парные).
- Какие еще есть пары согласных? (К-Г,Б-П, В-Ф, Д-Т).
IV. Первичное закрепление.
- Зубок, Шуня, Веснушка и Коксик вам предлагают еще одну игру «Найди пару». Играть будете в парах. У вас на партах лежит листок, на котором один из вас пишет букву. А второй записывает его пару.
(Ученики работают в парах). Повторить парные согласные.
- А теперь оценим себя. Кто ни разу не ошибся – поднимите зеленую ладошку. У кого 1-2 ошибки – поднимите желтую ладошку, а у кого 3 и больше ошибок – поднимите красную ладошку.
V. Повторение.
- Молодцы! Вы теперь хорошо знаете парные и звонкие согласные. А сейчас мы ученикам Шишкинского леса покажем, как умеем слышать звонкие и глухие согласные звуки в словах. Откройте учебники на стр. 93. И рассмотрите картинки из упр. 3.
- Назовите предметы.
- Запишите названия этих предметов.
- Нарисуйте колокольчик над теми словами, в которых все согласные звонкие. (Роза, банан)
- Где все согласные глухие, нарисуйте наушники. (Шапка, чашка)
- Над какими словами ничего не нарисовали? (Чайник, груша) Почему?
- А теперь снова оценим себя. Кто ни разу не ошибся – поднимите зеленую ладошку. У кого 1-2 ошибки – поднимите желтую ладошку, а у кого 3 и больше ошибок – поднимите красную ладошку.
VI. Рефлексия.
- Ну, что, наш урок подходит к концу. Зубок, Шуня, Веснушка и Коксик вернулись в Шишкинский лес, но для нас оставили письмо-обманку. Как вы думаете – почему «обманка» (…).
- Давайте будем читать и исправлять ошибки – обманки. СЛАЙД 7
В русском алфавите есть гласные и негласные буквы.
Согласные буквы делятся на ударные и безударные.
Звонкие согласные можно произносить свободно.
Глухие согласные состоят из голоса.
Согласные образуют пары больших и маленьких букв.
- Прочитаем исправленное письмо и запомним.
Вот и закончилась наша работа. Я для вас приготовила подарки. Прежде чем взять подарок, послушайте стихотворение.
Оценки разные всегда
И пять, и три, и два.
Их получает каждый в классе.
Пятерка в дневнике для счастья,
Четверка – тоже хорошо.
А тройка – поучи еще.
Ну а теперь выберите из этого сундучка тот подарок, который вы заслужили на уроке.
Спасибо за работу.