СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое части речи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке подобран материал, который поможет второклассникам легко понять новую тему. Ребята, выполняя задания фронтально, в парах, индивидуально, с удовольствием откроют новую страничку Великой Книги Русского Языка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по русскому языку 2 класс "Что такое части речи"»

Русский язык. 2 класс.

Тема: Что такое части речи?

Цели: 

Образовательные: дать понятие о трёх самостоятельных частях речи: имени существительном, имени прилагательном, глаголе; учить распознавать признаки частей речи; формировать навыки определение части речи предлагаемых слов.

Развивающие: развивать творческое воображение и умение работать коллективно, в парах, индивидуально; способствовать развитию умения анализировать и классифицировать, делать самостоятельные выводы.

Воспитательные: воспитывать культуру поведения, личностные качества учащихся, дружеские отношения в коллективе; прививать интерес к предмету русский язык.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Планируемые результаты:

Предметные: понимать основы представления о грамматической общности слов, относящихся к определенным частям речи; определять части речи по обобщённому значению предметности, действия, признака и по вопросам.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

Метапредметные: умение осуществлять поиск и выделение необходимой информации при работе с разными источниками; умения структурировать знания; умения сознательно и произвольно строить речевое высказывание в устной форме; умение строить логическую цепь рассуждений; принимать и сохранять учебную задачу; работать по предложенному учителем плану; высказывать свои предположения на основе учебного материала; осуществлять контроль за выполнением деятельности; совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке; умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, умение адекватно оценивать границы своего знания и «незнания», свою работу и работу своего товарища.

Ход урока:

I.Организационный момент.

Эмоциональный настрой.

– Сегодня на уроке нас ждут большие и маленькие открытия, вы узнаете много нового и интересного. Мы с вами откроем новую страничку в ВЕЛИКОЙ КНИГЕ РУССКОГО ЯЗЫКА.

II. Минутка чистописания

- Давайте начнем, как всегда с минутки чистописания. Помните, все, что вы делаете, должно быть выполнено насовесть.

- Вспомним правила посадки при письме, чтобы сохранить свое здоровье и красоту:

Спина – прямая

Плечи – разведены

Между вами и партой – кулачек

Расстояние до глаз – от локтя до вытянутых пальцев

Локти – на парте

Ноги – стоят на полу вместе

Тетрадь – с наклоном

Левая рука – придерживает тетрадь

Возьмите ручки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

Откройте тетради. Положите их с наклоном, возьмите ручки, сядьте правильно: выпрямите спинки, поставьте на место ножки. Запишите сегодняшнее число, классная работа.

Писать нужно каллиграфически, обращая внимание на правильное соединение букв.

- Сначала вспомним написание буквы Сс

- Теперь запишем соединение этой буквы.

- Назовите записанные буквосочетания и определите вид соединений.

2. Словарная работа.

а)

б) Как вы понимаете смысл пословицы

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается»?

-Запишите пословицу к себе в тетрадь.

- Какие звуки обозначает буква С?

- Посчитайте сколько раз в пословице встретился звук [с]?

в) Соберите и запишите предложение:

У, шумят, сосны, дороги, высокие.

- В полученном предложении подчеркните грамматическую основу.


III.Актуализация знаний.

- Прочитайте слова, записанные на доске. Из какой они сказки?

Ст_рик, ж_ли, з_лотая, л_вил, ры_ка, м_рской, кирпич_ная, тр_ва.

- Какие буквы пропущены? Докажите свое мнение. Один ученик работает у доски.

- Ребята, вот мы сейчас и писали, и читали, и говорили, и слушали друг друга. А как можно одним словом назвать все то, что мы пишем, читаем, слушаем и говорим?

- Из чего состоит речь?

- Сегодня мы с вами будем говорить о словах. Слов в нашем языке очень много. И все они разные, у каждого своё значение, каждое что-то называет, указывает на что-то или служит для связи слов друг с другом. Подумайте, на какие три группы можно разделить эти слова?

а) старик, рыбка, трава

б) золотая, морской, кирпичная

в) жил, ловил, пряла

- По какому признаку слова распределены на три группы?

- Что обозначают слова первой, второй, третьей группы?

- Какую роль они играют в русском языке?

- Каждая группа слов является частью речи и имеет свои признаки и своё название.

- Итак, кто уже может сформулировать тему нашего урока.

- Какую цель мы поставим на сегодняшний урок?

- Придумайте и запишите ещё по 2 своих слова в каждую из данных групп.


Гимнастика для глаз:

- Закройте глаза, сосчитайте до 5, откройте глаза.

Найдите в классе часы. Посмотрите на них.

Закройте глаза, сосчитайте до 3. Откройте глаза и найдите книжную полку. Посмотрите на неё. Сосчитайте, сколько цветов слева? Сосчитайте, сколько цветов справа?

Глазками напишите эту цифру.


IV. Знакомство с понятием части речи.

- В волшебной стране Русский Язык каждая часть речи имеет свое название.

- А теперь давайте найдём отличия слов каждой группы.

(Они отличаются вопросами, на которые отвечают и тем, что обозначают)

  1. Кто? Что?

  2. Какой? Какая?

  3. Что сделала? Что делает?

- Давайте еще раз сделаем вывод, что же такое части речи?

Части речи - это группы слов, которые отличаются друг от друга следующими особенностями вопросом, на который отвечают и тем, что обозначают)/

А теперь составим алгоритм, пользуясь которым можно определить, какой частью речи является то или иное слово.

АЛГОРИТМ

- Какое действие нужно выполнить первым?

(Задать к слову вопрос.)

- Назовите второе действие?

(Определить, что оно обозначает,)

Посмотрите на доску и проверьте, правильно ли мы вывели этот алгоритм.

- Что нам поможет узнать эти названия? (Учебник)

- Откройте учебник на с.41. В виде чего представлена информация? Как она называется?


ЧАСТИ РЕЧИ


Имя существительное Имя прилагательное Глагол


Название предмета Признак предмета Действие предмета


Кто? Какой? Что делает?

Что? Какая? Что сделает?

Какое? Что делают?

Какие? Что делали?


книга интересная читает


- Поработайте, пожалуйста, в паре.

Напоминаю правила работы в парах:

- Слушай, что говорят другие.

- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.

- Говори спокойно и ясно, только по делу.

- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.

- Помогай товарищу, если он об этом просит.

- Точно выполняй возложенную на тебя роль.

- Проанализируйте эту схему.

- Что мы уже знаем из схемы?

- Какая информация является новой для нас?

- В русском языке принято сокращать части речи на письме так:

Существительное – сущ.

Прилагательное – прил.

Глагол – гл.

- А почему эти группы именно так называются?

- Мы сможем узнать эту тайну из волшебной книги русского языка.

«С давних времен существует в стране Русский Язык город Частеречинск. Живут в этом городе удивительные волшебники. Волшебник Существительное своей палочкой превращает всё вокруг в разные предметы, явления, вещи… то есть в то, что существует и отвечает на вопросы кто? что?!

Если Фея Прилагательное своей волшебной кисточкой прикасается к предмету, то к этому предмету обязательно прилагается какой-то признак (признак отвечает на вопрос какой?)!

А дядюшка Глагол ооочень любит говорить (раньше это слово звучало так «глаголить»). У него так много рук и ног, что он может делать много дел сразу». Действия Глагола отвечают на вопрос что делать?

- Вот почему части речи имеют такие названия.

Существительное – существует предмет.

Прилагательное – прилагает признак.

Глагол – глаголит и действует.


V. Первичное закрепление знаний.

-Обратимся к учебнику страница 40. Прочитаем сведения о языке, которые нам хочет поведать мудрая сова.

-Что же называют частями речи? (зачитать)

-Какую функцию выполняет каждая часть речи? (зачитать)

-Какие названия есть у каждой части речи? (зачитать)

- На доске изображения волшебников с названиями, 3 бочки и карточки со словами.

- Пока волшебники бежали к нам на урок, они рассыпали слова из сказки, которые лежали в их корзинах. Сформулируете задание?

- Чтобы не ошибиться какой частью речи является то, или иное слово, используйте алгоритм, алгоритм, который лежит на парте. Прочитайте его.

1. Задать к слову вопрос.

2. Определить, что обозначает слово.

3. Назвать часть речи, к которой относится это слово.

- Выходить будем по очереди. Называем часть речи и не забываем доказывать свое мнение.

Лебедь, красивая, белочка, орешки, царевна, слуги, злые, грызла, остров, хрустальный, дом, морские, плыла, защищали, скорлупки, золотые.


VI. Самостоятельная работа

Самостоятельная работа на карточках.

-У вас на партах лежат конверты с заданиями. Выберите то задание, которое вам по силам.

Задание 1:

Напишите над словами, какую часть речи они обозначают.

Белка грызёт золотые орешки.

Задание 2:

В каждой колонке слов зачеркнуть лишнее слово, не относящееся к этой части речи

существительное

прилагательное

глагол

сказка

добрый

выдумывать

чудо

волшебная

заколдует

золотая

сказочный

рассказываем

терем

грызет

читать

белочка

вкусное

царевна

орешек

интересная

мечтаем

(Проверка работ по эталонам)


- А теперь давайте поработаем вместе.

- Перед вами на карточках записаны слова. Давайте распределим и запишем их в три столбика по частям речи, предварительно вставив пропущенные буквы.

Пальто, смешной, под, грустит, кривая, ветер, играет, крот, летят, на, узкая, дедушка.


VII. Включение в систему знаний и повторение.

Фронтальная работа

- Что нового мы узнали сегодня на уроке?

- Какие бывают части речи?

- Что обозначает имя существительное?

- На какие вопросы отвечает имя существительное?

- Что обозначает имя прилагательное?

- На какие вопросы отвечает?

- Что вы знаете о глаголе?

- Что обозначает?

- На какие вопросы отвечает глагол?

- Мы достигли поставленной цели? Докажите

Тестовая работа

- А сейчас я предлагаю вам выполнить тестовою работу и проверить, на сколько вы усвоили этот материал.

  1. Выберите имена существительные:

А) ночь

Б) машина

В) стоит

Г) новая

2. Выберите слова, которые являются именами прилагательными:.

А) Африка

Б) далекий

В) звучит

Д) деревенская

3. Выберите слова, которые обозначают действие:

Б) яблоня

В) цветет

Г) весна

Д) зеленеет

4. Определите слова, которые обозначают предмет.

А) свет

Б) светлячок

В) свеча

Г) светофор

Д) подсвечник

Е) светлый

Ё) светить


VIII. Подведение итогов урока. Рефлексия.

- Стали ли вы больше знать о словах?

- С чем вы сегодня познакомились?

- Оцените свою работу на уроке:

Возьмите в руки карандаш:

Зеленый – Все понял, смогу помочь другим!

Желтый – Понял, но не смогу объяснить другим, т.к. есть какие-то трудности!

Красный – Не понял, мне нужна помощь!

- Поднимите карандаши мальчики, а теперь девочки.

Выберите к каждому вопросу ответ, подчеркните тем карандашом, который у вас в руках.

1. На уроке я работал активно / пассивно

2. Своей работой на уроке я доволен / не доволен

3. Урок для меня показался коротким / длинным

4. За урок я не устал / устал

5. Материал урока мне был понятен / не понятен

легким / трудным


IX. Домашнее задание.

-Откройте дневники и запишите домашнее задание стр.42 упр.71

-Прочитайте упражнение.

-Какие возникли вопросы по выполнению?




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!