СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию по теме "Семейное право"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по обществознанию для 9-11 классов по теме "Семейное право". Урок обощения и систематизации знаний представлен в форме деловой игры.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию по теме "Семейное право"»

Конспект урока по обществознанию

Деловая игра для учащихся 9-11 классов «Семейное право»

Учитель: Андреева Ирина Алексеевна

Цель урока: Обобщить и систематизировать знания об основах семейного права; способствовать формированию у учащихся представления о социальной ценности семьи, важного законодательного регулирования семейных отношений.

Задачи:

Обучающие:

- Актуализировать знания по семейному праву; конкретизировать теоретические представления о порядке и условиях заключения и расторжения брака, личных имущественных и неимущественных правах и обязанностей супругов, родителей и детей в семье; довести до учащихся специфику юридического понимания семьи и значимость правового регулирования семейных отношений;

Развивающие:

- Продолжить формирование умений учащихся работать с источниками, анализировать их содержание на основе полученных знаний; формировать навыки и умения применения теоретических знаний в практических ситуациях; коммуникативные навыки общения при работе в группе; организовать познавательную деятельность учащихся таким образом, чтобы они умели самостоятельно строить рассказ, опираясь на свои знания и источники;

Воспитательные:

- Формировать представление о социальной ценности семьи, важности законодательного регулирования семейных отношений, формировать мнение о роли семьи в обществе. Вырабатывать определенную позицию по отношению к семейной жизни и семейным отношениям, создать психологические и правовые предпосылки для ответственного отношения к будущей семейной жизни. Формировать у учащихся четкое осознание необходимости правового регулирования семейных отношений; уяснить влияние семьи на развитие личности и общества, ее роль и значение в современном обществе.

Оборудование: доска, раздаточный материал, листы самооценивания.

Тип урока: урок обобщения и систематизации

Форма проведения: деловая игра.

Основные понятия: семейное право, источники семейного права, семья, брак, условия вступления в брак, личные и имущественные права и обязанности супругов, брачный договор, порядок расторжения брака, права детей. Семейный Кодекс РФ.


  1. Организационное начало урока (Приветствие, готовность к уроку).

  2. Постановка целей, формулирование темы урока.

  3. Актуализация знаний.

  4. Обобщение и систематизация знаний.

  5. Применение знаний и умений в новой ситуации.

  6. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

  7. Рефлексия (подведение итогов занятия).

Анализ и содержание итогов работы.


Ход игры:

В игре участвуют две команды. Каждая выбирает своего капитана, название.

Вступительное слово учителя:

Всем известно, что семья - основная ячейка общества. Состояние семьи является своеобразным барометром состояния всего общества. Неслучайно известный педагог А.С. Макаренко писал «Семья - очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение».

На предыдущем уроке мы с вами изучали основы семейного права и сегодняшний урок является итоговым, обобщающим по данной теме, который пройдет в форме деловой игры.

Для начала я предлагаю вам составить кластер (понятийную схему) по теме семейное право. Перед вами чистые листы бумаги и набор терминов имеющих и не имеющих отношение к данной теме. Проведите классификацию, выберите нужные на ваш взгляд понятия и сформируйте кластер.

Исходя из этого, сформулируйте цель сегодняшнего урока.

Цель: обобщить знания по теме «Семейное право» (источники семейного права, понятие брак, условия его заключения и расторжения, права и обязанности родителей и детей) и научиться применять эти знания на практике.

Работа с кластером завершена, оцените свою работу в листах самооценки.


1 конкурс

«Разминка»

Командам даются карточки с правовыми терминами. Без подготовки дать их определения своими словами.

1-ая команда

попечительство – устанавливается в том случае, если ребёнок остался без родителей и его никто не усыновил;

опека- одна из форм защиты личных и имущественных прав граждан. Устанавливается над детьми не достигших 14 лет и над лицами признанными судом недееспособными;

алименты- правоотношение по поводу содержания одними членами семьи других, которые возникает на основе определенных юридических фактов, таких как решение суда, соглашение сторон или судебный приказ;

усыновление- правовой институт, в рамках которого осуществляется процесс установления родственной связи между усыновителем и усыновляемым;

2- ая команда

брак- добровольный союз мужчины и женщины зарегистрированный в органах ЗАГС целью, которого является создание семьи;

семья- круг лиц, связанных личными имущественными и неимущественными отношениями правами и обязанностями, вытекающими из брака, родства, усыновления или иной формы воспитания; , семейные право -важнейшая отрасль российского права, совокупность нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения между родственниками ).

Оцените свою работу в листах самооценки.

2 конкурс

«Моё и наше» Командам предлагаются наборы перемешанных карточек от каждой команды выходят по одному участнику и определяют моё или наше.

Моё

Наше

Фирма жены, основанная до вступления в брак.

Пособие по безработице во время брака.

Машина, приобретенная супругом до вступления в брак.

Гонорар за книгу супруга в браке.

Дом, полученный супругом в порядке наследования во время брака.

Пенсия супруга.

Электрическая бритва мужа, приобретенная из общих доходов супругов.

Пособие по возмещению ущерба в связи с утратой трудоспособности во время брака.


Туфли жены, приобретённые из общих доходов семьи.

Телевизор, подаренный во время брака.

Пальто мужа, купленное сообща.

Норковая шуба жены, приобретённая из общих доходов.

Оцените свою работу в листах самооценки.



3 конкурс

«Блиц опрос»

Вопросы для первой команды:

1.Брачный возраст, установленный семейным кодексом РФ? (18 лет)

2.Имеет ли право врач, вступающим в брак о наличии ВИЧ инфекции у будущего мужа без его согласия? (нет )

3. Вправе ли суд отложить разбирательство дело о расторжении брака, назначить срок два месяца? (да)

4. Может ли супруг потребовать раздела общего имущества через два года после заключения брака? (да)

5. Возможно ли заключить брачный договор в отношении будущего имущества супругов? (да)

6. Могут ли отца ребёнка лишить родительских прав в случае нанесении им тяжких телесных повреждений ? (да)

7. Какую часть от доходов родителя должен включить в качестве алиментов на двух несовершеннолетних детей? (1\3)

8. Имеют ли право несовершеннолетние братья и сёстры на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних братьев и сёстер? (да)

9. Имеют ли право нетрудоспособные дедушка и бабушка на получение алиментов от своих трудоспособных совершеннолетних внуков? (да)

Вопросы для второй команды:

1. По истечении, какого срока со дня подачи заявления в ЗАГС производится заключение брака? (месяц)

2. Если одно из лиц, вступающих в брак, скрыло от другого лица наличие венерической болезни, можно ли этот брак признать недействительным? (да)

3. Имеет ли право муж без согласия жены возбудить дело о расторжении брака, если их ребёнку 1 год и 2 месяца? (да)

4. Имеет ли право на общее имущество супругов жена, которая в период брака была домашней хозяйкой? (да)

5. Возможно ли заключение брачного договора через 6 лет после регистрации брака? (да)

6. Могут ли родителей ребёнка лишить родительских прав, если они нигде не работают? (нет)

7. Вправе ли суд отобрать рёбёнка у родителей без лишения их родительских прав? (да)

8. Какую часть от доходов родителя должен выплачивать в качестве алиментов на одного несовершеннолетнего ребёнка? (1\4)

9. Имеют ли право несовершеннолетние внуки в случае невозможности содержания своими родителями получать алименты от своих дедушек и бабушек? (да)

Оцените свою работу в листах самооценки.

4 конкурс

«Заморочки из бочки».

Команды по очереди вынимают из бочки и объявляют ситуации.

Ситуация 1

Олег, до вступления в брак купил дом в деревне. После вступления в брак он построил рядом сарай. Что является личным имуществом Олега, а что совместным имуществом супругов? (дом личное имущество, сарай совместное.)

Ситуация 2

Гражданин Батов подал губернатору жалобу на отдел ЗАГСа, указав в нём, что сотрудники этого учреждения отказались регистрировать его брак с гражданкой Семёновой, которая живёт в другом городе, но прислала в ЗАГС письменное согласие на брак заверенное у нотариуса. (работники ЗАГСа правы т.к. заявление подают лично)


Ситуация 3

«Вдруг я заболею,- сказала жена своему мужу, тогда мне потребуется от тебя материальная помощь. Давай заключим брачный договор, где укажем (если ты не возражаешь) твоё обязательство в случае моей болезни оказывать мне регулярно финансовую помощь». На это муж возразил «Э-э-э… поезд уже ушёл. Надо было заключать договор до брака, а теперь поздно». (муж не прав, договор можно заключать и в браке).


Ситуация 4

Муж говорит своей жене: « Я решил, что мы в следующем месяце переедем в город Москву. Как бы ты к этому отнеслась, всё равно тебе придется ехать со мной, потому, что жена обязана следовать за мужем туда, куда он хочет». (муж не прав -супруги самостоятельно могут выбирать место жительство)

Ситуация 5

В ходе бракоразводного процесса гражданин Воронов ходатайствовал о выделении ему части сервиза, полученного его супругой в подарок к своему 30- летию, ссылаясь на то, что по закону имущество, нажитое в период совместного проживания супругов в браке, принадлежит им в равных долях. Прав ли Воронов? (Он не прав т.к. сервиз личное имущество его жены.)

Ситуация 6.

В период брака Сергей создал свою фирму. Во время бракоразводного процесса Ольга, его супруга, поставила вопрос о разделе имущества, в том числе фирмы принадлежащей Сергею. Сергей возразил, ссылаясь, на то, что Ольга во время брака не работала и занималась только ведением домашнего хозяйства. Правомерны ли требования Ольги? (Да, всё совместно нажитое имущество делится пополам).

Ситуация 7.

В ходе рассмотрения вопроса о разделе имущества между бывшими супругами Ириной и Андреем, Ирина просила суд о выделении большей доли имущества, чем Андрею. Она мотивировала свою просьбу тем, что Андрей постоянно играет в карты, злоупотребляет спиртными напитками, т.е. тратит все деньги, которые зарабатывает, только на свои нужды. Семья всегда существовала на деньги, заработанные Ириной, на эти же деньги было приобретено имущество, которое теперь должен разделить суд. (суд делит совместно нажитое имущество в законном режиме имущества.)

Ситуация 8.

Артёму после смерти дедушки по наследству принадлежит однокомнатная квартира. Артёму 16 лет. Он решил продать квартиру, потому что она ему не нужна. У него есть комната в квартире родителей, а вот денег на мотоцикл и поездку к морю у Артёма нет. Продав квартиру он сможет осуществить свою мечту. Может ли Артём самостоятельно продать квартиру? ( Нет т.к. не является полностью дееспособным).

Оцените свою работу в листах самооценки.

5 конкурс

«Права и обязанности родителей и детей».


Учитель: ребята, какие права родителей вы знаете?

(Выбрать имя, воспитывать своих детей, заботится об их здоровье, обеспечить основное общее образование, содержать своих детей…)


Учитель: назовите все возможные причины, по которым могут лишить родителей родительских прав по суду?

(Уклонение от воспитания детей, злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с детьми, являются больными хроническим алкоголизмом или наркоманией, отказываются без уважительных причин взять своего ребенка из родильного дома)

Оцените свою работу в листах самооценки.

Рефлексия Синквейн на тему семья

Семья

Тихая, спокойная,

Помогает, любит не бросает,

Надежный причал

Семь «Я»


Семья

Дружная, Любящая

Заботится, Оберегает, поддерживает

Помогает преодолевать любые трудности

Крепость


Подведение итогов игры.








Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!