СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по обществознанию "Общение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока может быть использован на уроках обществознания, а также при работе внеклассной деятельности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по обществознанию "Общение"»

Конспект урока по обществознанию

Класс: 6

Тема урока: «Общение»

Цель урока: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

Задачи:

  • Обучающая: Способствовать углублению знаний учащихся о способах и формах общения и его роли в жизни человека.

  • Развивающая: Развивать коммуникативные УУД учащихся: умение слушать и слышать своих одноклассников, умение вступать в диалог и участвовать в коллективном обсуждении, умение точно выражать свои мысли.

  • Воспитывающая: Воспитывать у учащихся уважительное отношение к позиции другого человека, культуре речи.

  • Планируемые результаты:

  • Личностные – получение учащимися опыта работы в группах, навыков самоанализа своей деятельности;

  • Предметные – осознание учащимися роли общения в жизни общества и человека; научить учащихся формулировать определение понятия “общение”; различать вербальные и невербальные средства общения; формы общения.

  • Метапредметные – приобретение учащимися знаний и навыков культурного общения.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: учебник, мультимедийный проектор, компьютер, презентация, доска, мел.

Методическое обоснование выбора образовательной технологии:

Занятие спроектировано с использованием информационно – коммуникационной технологии, а также методы поисковой, самостоятельной работы, которая представляет собой современную образовательную технологиюдеятельностного типа и позволяет реализовать требования ФГОС. Использование данной технологии значительно расширяет возможности учителя во время урока: делает урок интересным, а материал доступным. Все это позволяет развивать познавательную активность учащихся, повышать их творческий потенциал, предполагает овладение учениками рядом исследовательских, творческих, информационно-коммуникативных умений.



Ход урока

1.Организационный момент.

(Подготовка учебного места, проверка отсутствующих в классе).

Учитель: Добрый день дорогие ребята! Сегодня мы с вами отправимся вновь в страну обществознания!

2.Мотивация к учебной деятельности.

Учитель: Ребята, я бы хотела, чтобы вы мне объяснили, как понимаете вот это высказывание.

А. Сент-Экзюпери: “Единственная роскошь в мире – это роскошь человеческого общения”.

(Высказывание А. Сент-Экзюпери побуждает к высказыванию учениками собственного мнения.)

Дети выражают свое понимание мысли А. Сент-Экзюпери. (ответы учеников)

-благодаря общению люди учатся оценивать поступки и отношения;

- усваивают правила поведения и применяют их на практике;

- такие важнейшие качества человека, как принципиальность, отзывчивость, честность, доброта не только проявляются, но и формируются в общении;

- общение способствует развитию интересов человека или может тормозить его;

- любой человек оценивает себя как бы глазами других людей; чем разностороннее круг общения, тем разнообразнее сведения, которые получает человек о самом себе;

Учитель: Итак, ребята, мы с вами уже довольно долго рассуждаем, а может, кто- то догадался, какая сегодня будет тема урока?

Учащиеся формулируют тему урока: “Общение”.

Учитель: Да ребята, вы совершенно правы тема урока «Общение».


Тема урока “Общение”.

Учитель: Откройте тетради и запишите тему урока.

– запись в тетради

Учитель: Мы с вами живем среди людей. Наше время - время активных, предприимчивых деловых людей. Проблема общения является одной из самых важных для достижения успеха в жизни. Сегодня на уроке мы с вами поговорим об общении и постараемся расширить свои знания по этой теме.

Учитель: - Ребята приведите свои примеры общения?

Общение с друзьями на улице, разговор по телефону, сообщение через Интернет.

Учитель: Общение-это широкое и многоплановое понятие. Когда человек читает книгу, происходит общение, причём не только читателя с писателем, но и с героями, созданными им. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом – всё это общение. Недаром у всех народов самым тяжким наказанием является одиночное заключение.
Я скажу вам больше общение - это один из самых главных видов деятельности человека!
Мы сегодня на уроке тоже с вами общаемся.

3. Актуализация знаний учащихся.

Учитель: Ребята, давайте вспомним, из чего состоит любая деятельность?

Ученики отвечают на вопрос учителя.

(Деятельность начинается с цели, затем подбираются средства, производятся действия и получают результат.)

Учитель: Давайте попытаемся сформулировать цель урока.

Учащиеся формулируют цель урока.

Цель: Понять, что такое общение и какова его роль в жизни людей.

Учитель: А чтобы реализовать нашу цель, мы на уроке должны узнать:

Учитель: Давайте составим план нашего с вами общения. (организует работу учащихся по составленному плану)

План.

1. Что такое общение.
2. Способы общения.

3. Правила общения.


4 этап. Открытие нового знания.

Учитель: Итак, переходим к рассмотрению понятия “общение

(Предлагает учащимся подобрать ассоциации к слову общение).


Учитель: Какие ассоциации у вас вызывает слово общение?

Дети называют свои ассоциации к понятию “общение”.

Учитель на экране высвечивает кластер.

-обмен информацией; - обмен опытом

-взаимопонимание; - деловые отношения людей - дружеские отношения - взаимодействие


ОБЩЕНИЕ


о

взаимные деловые или дружеские отношения лю­дей



бщение

обмен между людьми мыслями, суждениями, оценками, чувствами





обмен информацией





обмен опытом













Учитель: Из каких источников мы ещё можем узнать, что такое общение?
(Ученики отвечают на вопрос учителя, что можно посмотреть в словаре.)

Как автор Боголюбов даёт нам объяснение понятия «ОБЩЕНИЕ». Дети работают с текстом и называют определение.

ОБЩЕНИЕ - взаимные деловые или дружеские отношения людей.

ОБЩЕНИЕ – взаимодействие между людьми, в процессе которого происходит обмен информацией, деятельностью и результатами деятельности.

6. Работа в тетрадях.

Учитель: Молодцы! А сейчас, запишем это определение к себе в тетрадь. Их необходимо заполнить.

Учитель: Общение – это великая благость. Мы счастливы тем, что можем говорить, толковать, заявлять, беседовать. В процессе эволюции речевой аппарат человека основательно развился - и вот уже в течение длительного исторического периода люди не испытывают сложностей в разговорах друг с другом. Сейчас очень часто стали использовать виртуальное общение. С помощью чего сейчас вы больше или чаще общаетесь?

- Как вы считаете, общение в социальных сетях лучше, чем живое общение?

- Предлагаю вам самостоятельно поработать и доказать, что лучше: живое общение или социальные сети. Выделите + и -.

Соц. сети

Жив.общение

Эксперты

- А какова роль общения в нашей жизни?

- Согласны ли вы с высказыванием Вадима Шефнера «Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести»? Почему?

Обсуждение проблемного вопроса, выражение собственной точки зрения.

7. Работа парами

1.Перед вами перечень человеческих качеств, расположите их в таблицу, а потом обменяйтесь листами и сравните ответы.


Дружелюбие Любознательность

Внимательность Жадность

Высокомерие Уважение

Равнодушие Подлость

Отзывчивость Зависть

Честность Целеустремленность

Доброта Гнев

Общительность, Восторг

Чувство юмораУважение

Учитель: Ребята, но для чего люди общаются? - Каким образом происходит общение? - Каковы цели общения? - Давайте рассмотрим средства общения.

О них вы узнаете, прочитав в учебнике на с.68-69. (Ученики работают с учебником, стр. 68, тетрадью)

Учитель: Назовите цели общения?

Называют цели общения:

- обмен информацией

- узнать что-то новое

- установление взаимопонимания

- поделиться радостями или огорчениями

- разделить душевное состояние

- посоветоваться


Учитель: Назовите средства общения?

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения).


Средства общения



неречевое



речевое


взгляд


Голос, интонации


Устная речь

Письменная речь



мимика



Позы,

жесты

движения







Называют цели общения: совместная деятельность, обучение новому,

установление взаимопонимания, развитие человека.

Называют средства общения:

Речевое (вербальное, словесное) и неречевое (невербальное, мимика, жесты, интонация, голос, взгляд, поза, движения).


9. Практическое изучение нового материала. Первичное закрепление

Учитель: Выполним следующее задание. Перед Вами список средств, используемых в общении. Распределите их по столбцам таблицы.

Средства

Речевое общение

Неречевое общение





Средства: взгляд, рассказ, мимика, жесты, поза, походка, суждения, танец, прикосновение, комплимент, мелодия, цветы.

10. Этап обобщения и коррекции полученных результатов.

Учитель: таким образом, ребята, при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами.

11. Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий.Рефлексия

Учитель: итак, ребята, мы рассмотрели все пункты плана.

-Давайте вспомним, какую же цель мы поставили в начале урока. (выяснить, что такое общение и его роль в жизни людей).

-Скажите, мы достигли цели урока?

Тогда нам остается закрепить полученные знания.

Вы любите играть? Я предлагаю с помощью игры «крестики-нолики», которая даст возможность заработать дополнительные баллы. Вы любите играть в эту игру?

На партах у вас лежат листочки с игровым полем. Возьмите их. Я буду читать утверждение, если вы считаете, что это утверждение верное – ставите Х, если неверное – О.

  1. Общение – это взаимные деловые дружеские отношения (Х)

  2. Мы можем общаться с помощью и речи и жестов (Х)

  3. Для того, чтобы общение приносило удовольствие, надо придерживаться правил общения (Х)

  4. Неречевое общение существует только в форме жестов (О)

  5. В ходе общения происходит обмен информацией (Х)

  6. Общение происходит только в семье (О)

  7. Общение всегда приносит удовольствие (О)

  8. Результатом общения можно считать развитие самого человека (Х)

  9. Жесты и мимика относятся к речевому (вербальному) способу общения (О)



12. Домашнее задание. Параграф 8 (пересказ), записать видео обращение по теме:«Памятка для общения в Интернете», выучить записи в тетради.



13.Итог урока.Проверка (подсчет) общих баллов и выставление оценок.



Учитель: Ребята, я хочу подвести итог нашего урока. Общайтесь и получайте от общения истинное удовольствие. Но ребята при общении важно помнить, что любой человек сложен, раним, интересен, глубок как вы сами поэтому: Я хочу вам всем подарить на память формулу правильного общения.



“Попробуйте 
не наступать, а уступать.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а руку протянуть.
Не спрятать, а поделиться. 
Не орать, а выслушать. 
Не разорвать, а склеить”.

И всё у вас получится!

Учитель: Спасибо за урок! До свидания!


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!